Контроль налоговых органов за исполнением налоговых обязательств

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании контрольной работы налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджетную систему РФ.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
выяснить необходимость и содержание налогового контроля;
рассмотреть виды налогового контроля;
изучить порядок проведения налогового контроля в зарубежных странах;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основы организации налогового контроля 5
1.1 Необходимость и содержание налогового контроля 5
1.2 Виды налогового контроля 7
1.3 Налоговый контроль в зарубежных странах 9
2 Оценка контрольной работы налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации. 15
2.1 Анализ поступления налогов в бюджетную систему: 15
- России 15
- Республики Коми 17
2.2 О результатах работы выездных и камеральных налоговых проверок за 2008-2009 гг. в Республике Коми 18
3 Совершенствование налогового контроля 20
3.1 Концепция системы планирования выездных налоговых проверок 20
3.2 Пути совершенствования налогового контроля 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

исправленная курсовая.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

 

2 Оценка контрольной  работы налоговых  органов за правильностью  исчисления и своевременностью  уплаты налогов  в бюджетную систему  Российской Федерации.

2.1 Анализ поступления  налогов в бюджетную  систему:

- России

Рисунок 1 – Поступления  администрируемых ФНС  России доходов в  федеральный бюджет в январе-сентябре 2009-2010 гг. 

На рисунке 1 изображена диаграмма поступлений  администрируемых ФНС России доходов  в федеральный бюджет в январе-сентябре 2009-2010 годов. На этой диаграмме показано, что в январе-сентябре 2010 года (по предварительным данным) в федеральный бюджет поступило 2 351 млрд. рублей, что на 532 млрд. рублей (или на 29%) больше, чем в январе-сентябре 2009 года.  
 
 
 

Рисунок 2 – Структура  поступлений администрируемых ФНС России доходов

в январе-сентябре 2010 года (в %) 

На рисунке 2 изображена структура поступлений  администрируемых ФНС России доходов  в федеральный бюджет по видам  налогов в январе-сентябре 2010 года (в процентах). На этом рисунке видно, что основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (43%), НДС (42%) и налога на прибыль (8%).

Поступления налога на прибыль организаций в январе-сентябре 2010 года составили 182,9 млрд. рублей, что на 28% больше, чем в январе-сентябре 2009 года.

Налога  на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-сентябре 2010 года поступило 980,1 млрд. рублей, что на 10% больше, чем в январе-сентябре 2009 года.

Налога  на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в январе-сентябре 2010 года поступило 35,0 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в январе-сентябре 2009 года.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-сентябре 2010 года составили 83,6 млрд. рублей и выросли относительно января-сентября 2009 года на 40%.

Налога  на добычу полезных ископаемых в январе-сентябре 2010 года поступило 1 004,2 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 922,4 млрд. рублей, газа горючего природного – 63,3 млрд. рублей, газового конденсата – 7,4 млрд. рублей.

По сравнению  с январем-сентябрем 2009 года поступления  НДПИ выросли в полтора раза, что  обусловлено повышением цены на нефть (с 53,2$ в декабре 2008 года - августе 2009 года до 75,3$ в декабре 2009 года – августе 2010 года, или в 1,4 раза).6

- Республики Коми

Рисунок 3 – Динамика поступлений  доходов в консолидированный  бюджет РФ

в январе-октябре 2009-2010 гг. 

За 10 месяцев 2010 года по налогоплательщикам Республики Коми в бюджетную систему Российской Федерации по доходам, администрируемым ФНС России, без учёта единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступило 65,3 млрд.руб., что на 7,9 млрд.рублей (или на 13,7%) больше, чем за аналогичный период прошлого года (рис. 3) 
В том числе в федеральный бюджет поступило 34,3 млрд.руб., что больше относительно соответствующего периода 2009 года на 4,4 млрд.руб. (на 14,6%), в консолидированный бюджет Республики Коми поступило 31,0 млрд.руб., прирост составил 3,5 млрд.руб. (на 12,7 процентов).7

Рисунок 4 – Структура  поступлений администрируемых доходов в консолидированный  бюджет по выдам налогов  в январе-октябре 2010 года (в %) 

На рисунке 4 изображена структура поступлений администрируемых доходов в консолидированный бюджет по видам налогов в январе-сентябре 2010 года (в процентах). Основной удельный вес или 39% в общей сумме доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации занимают поступления по налогу на добычу нефти, которые по сравнению с данными за 10 месяцев 2009 года возросли на 6 млрд. руб. (или в 1,3 раза). Это связано с ростом цен на сырую нефть на мировом рынке. По другим основным источникам доходов бюджетов также наблюдается увеличение поступлений: по налогу на прибыль - рост доходов на 3,7 млрд. руб. или в 1,5 раза; по НДФЛ - увеличение на 1,19 млрд. руб. (на 7,6 процента).8

2.2 О результатах  работы выездных  и камеральных  налоговых проверок  за 2008-2009 гг. в Республике Коми

Приоритетным  направлением контрольной работы налоговых  органов в настоящее время  является усиление аналитической составляющей работы, внедрение комплексного экономико-правового  анализа финансово-хозяйственной  деятельности проверяемых объектов, в связи с чем в перспективе возможно сделать налоговые проверки основной формой налогового контроля.

Под камеральной  налоговой проверкой в соответствии со статьей 88 НК РФ (налоговый кодекс Российской Федерации) понимается такая  проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Под выездной налоговой проверкой в соответствии со статьей 89 НК РФ понимается такая  проверка, которая проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Таблица 1 - Динамика выездных и камеральных налоговых проверок по Республике Коми за 2008-2009 гг.

Наименование  показателя За 2008 год За 2009 год
Проверок  всего Количество (шт.) % Количество (шт.) %
428505 100 477168 100
По  видам:        
- выездные 3819 0,89 3666 0,77
С нарушениями 2102   1889  
- камеральные 424686 99,11 473502 99,23
С нарушениями 25512   24596  

Данные таблицы свидетельствуют о том, что камеральные налоговые проверки значительно преобладают над выездными. Это связано с удобностью их проведения.

В 2009 году по сравнению с 2008 годом количество проверок в целом увеличилось  на 48663 проверки (10,61 %), из них выездные налоговые проверки сократились на 153 (4,01 %), а камеральные выросли на 48816 проверок (11,49 %).

Таблица 2 -Сравнительный анализ выездных и камеральных налоговых проверок по Республике Коми за 2008-2009 гг.

Виды  проверок и показатели эффективности Единицы измерения 2008 г. 2009 г. Темпы роста
1. Выездные  проверки Шт. 3819 3666 0,96
- доначисленные  налоги Тыс. руб. 1663088 1728122 1,04
- сумма  доначисленных налогов в расчете  на одну проверку Тыс. руб. 435,48 471,39 1,08
2. Камеральные  проверки Шт. 424686 473502 1,11
- доначисленные  налоги Тыс. руб. 511961 403884 0,79
- сумма  доначисленных налогов в расчете  на одну проверку Тыс. руб. 1,21 0,85 0,7

На основании  данных представленной таблицы эффективность  выездных проверок по сумме доначисленных налогов при снижении количества проверок, имела рост в сумме доначислений на одну проверку 8 процентов. А эффективность камеральных налоговых проверок  по сумме доначисленных налогов, наоборот, в сумме доначислений на одну проверку снизилась на 30 процентов.

Эта ситуация свидетельствует о том, что имеет  место определенная диспропорция фактически сложившихся темпов роста сравниваемых показателей выездных налоговых  проверок и основное снижение доначислений по камеральным проверкам за счет повышения эффективности функционирования отделов выездных проверок налоговых органов. Снижение результативности доначислений на одну камеральную проверку вызвано сложностью механизма проведения самих проверок. По другим субъектам Российской Федерации тенденции и ситуации по налоговому контролю аналогичны.

 

3 Совершенствование  налогового контроля

3.1 Концепция системы  планирования выездных  налоговых проверок

 Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Проводимое  государством все последние годы облегчение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.

Качественное  налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Позитивное  развитие основных составляющих налоговой  политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

- выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

- предупреждение налоговых правонарушений.

При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов  государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

В целях  эффективного решения всех этих задач  подготовлена настоящая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно  Концепции планирование выездных налоговых  проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

Информация о работе Контроль налоговых органов за исполнением налоговых обязательств