Контроль налоговых органов за исполнением налоговых обязательств

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании контрольной работы налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджетную систему РФ.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
выяснить необходимость и содержание налогового контроля;
рассмотреть виды налогового контроля;
изучить порядок проведения налогового контроля в зарубежных странах;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основы организации налогового контроля 5
1.1 Необходимость и содержание налогового контроля 5
1.2 Виды налогового контроля 7
1.3 Налоговый контроль в зарубежных странах 9
2 Оценка контрольной работы налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации. 15
2.1 Анализ поступления налогов в бюджетную систему: 15
- России 15
- Республики Коми 17
2.2 О результатах работы выездных и камеральных налоговых проверок за 2008-2009 гг. в Республике Коми 18
3 Совершенствование налогового контроля 20
3.1 Концепция системы планирования выездных налоговых проверок 20
3.2 Пути совершенствования налогового контроля 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

исправленная курсовая.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

В целях  обеспечения системного подхода  к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция  определяет алгоритм такого отбора. Отбор  основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой  располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе "зон риска" совершения налоговых правонарушений.

Таким образом, в настоящей Концепции  планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.

Настоящая Концепция разработана в целях:

1) создания  единой системы планирования выездных налоговых проверок;

2) повышения  налоговой дисциплины и грамотности  налогоплательщиков;

3) обеспечения  роста доходов государства за  счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме  исполняющих налоговые обязательства;

4) сокращения  количества налогоплательщиков, функционирующих в "теневом" секторе экономики;

5) информирования  налогоплательщиков об основных  критериях отбора для проведения  выездных налоговых проверок.

Построение  единой, открытой и понятной для  налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах. К ним относятся:

1. Режим  наибольшего благоприятствования  для добросовестных налогоплательщиков.

2. Своевременность  реагирования на признаки возможного  совершения налоговых правонарушений.

3. Неотвратимость  наказания налогоплательщиков в  случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах.

4. Обоснованность  выбора объектов проверки.

Таким образом, в соответствии с настоящей  Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Обоснованный  выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без  всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

В соответствии с основными целями и принципами настоящей Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.

Предлагаемая система планирования позволит:

1) для  налогоплательщиков - максимально уменьшить  вероятность того, что выездная  налоговая проверка в текущем  году затронет законопослушного  налогоплательщика, полностью исполнившего  свои обязательства перед бюджетом;

2) для  налоговых органов - выявить наиболее  вероятные "зоны риска" (нарушения  законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.

Принципы, заложенные в настоящей Концепции, позволят реализовать:

1. Формирование  единого подхода к планированию  выездных налоговых проверок.

2. Стимулирование  налогоплательщиков в части соблюдения  законодательства о налогах и  сборах.

3. Повышение  налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков.9

3.2 Пути совершенствования  налогового контроля

Важнейшим фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговой инспекции  является совершенствование действующих  процедур контрольных проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

- наличие  эффективной системы отбора налогоплательщиков  для проведения документальных  проверок, дающей возможность выбрать  наиболее оптимальное направление  использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

- применение  эффективных форм, приемов и методов  налоговых проверок, основанных  как на разработанной налоговым  ведомством единой комплексной  стандартной процедуре организации  контрольных проверок, так и на  прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

- использование  системы оценки работы налоговых  инспекторов, позволяющей объективно  учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

Проблема  рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в  условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России. Система отбора, о которой говорили выше наиболее эффективна, так как использует два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, а также проведение целенаправленной выборки налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.

Первоочередной  задачей налоговой инспекции  является постоянное совершенствование  форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит продолжение  увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Как указано выше, результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.

Также одной из действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в  крупных размерах в течении года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать  выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Особенно  актуальным представляется применение косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых может  принести большую пользу в условиях массового уклонения от уплаты налогов и усложнения применяемых российскими налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения. Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях. Налоговый кодекс РФ представляет налоговым органам право в случаях учета определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основании данных его аналогичным плательщиком. Но право использовать косвенные методы исчисления налоговых обязательств не применяются, если налогоплательщик представляет налоговому органу документы и сведения заведомо искаженные.

Как показывает анализ зарубежного опыта, применение косвенных методов является общепринятым в мировой практике. Например, в Германии законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления.

Наиболее  распространенными из них являются следующие:

Метод общего сопоставления имущества. Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:

1) учет  изменения имущественного положения за отчетный период;

2) учет  произведенного и личного потребления  за отчетный период.

Сумма имущественного прироста, с одной  стороны, и производственного и  личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период.

Метод, основанный на анализе производственных запасов. Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.

Основной  задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без  улучшения работы с кадрами.

Тут полезным может быть введение системы бальной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Сущность такой оценки, состоит в том, что в зависимости от категории каждого проверенного предприятия, - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору защитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.

Но в  конце надо отметить, что никакое  совершенствование форм не даст положительных  результатов, если налоговый инспектор  не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговый контроль можно классифицировать по различным направлениям, в том числе по видам, формам и методам. Содержание двух последних направлений раскрывается в главе 14 Налогового кодекса РФ, части первой.

Информация о работе Контроль налоговых органов за исполнением налоговых обязательств