Косвенные налоги в РФ и в Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 05:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в изучении теоретических вопросов и исследовании практики реализации косвенного налогообложения в Европе и сравнительный анализ с системой косвенного обложения РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: раскрыть понятие и сущность косвенных налогов и

изучить российский и зарубежный опыт косвенного налогообложения.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты косвенного налогообложения 3
1.1. Определение, характеристика косвенных налогов 3
2.1. История косвенных налогов 6
3.1. Нормативные документы, регулирующие косвенное обложение в ЕС 11
Глава 2. Косвенные налоги европейских стран 14
2.1. Франция 14
2.2. Германия 18
2.3. Великобритания 21
Глава 3. Косвенные налоги в РФ и в Европе 24
3.1. Характеристика косвенных налогов в России 24
3.2. Сравнительный анализ косвенного обложения в европейских странах и в России 29
Заключение 34
Приложения 35
Список используемой литературы: 37

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

      Акцизы  имеют древнюю историю. В прошлых  веках система акциза имела всеобъемлющий  характер. Так, в Англии в XVIII веке насчитывалось  около 200 видов акциза.

     За  годы существования Российской империи власти вводили акцизы на табак (1839), сахар (1848), соль (1862), дрожжи (1866), керосин (1872), осветительные нефтяные масла (1887), зажигательные спички (1888). Таким образом, акцизы позволяли государству иметь стабильные бюджетные поступления от наиболее доходных производств, продукция которых пользовалась гарантированным спросом. Самым же доходным из них во все времена (и не только в нашей стране) было обложение спиртных напитков.

Хотя  в разное время различно применялось  понятие акциза, однако налоги, имеющие природу акцизов (в нынешнем их значении), существовали уже в древности. Этот косвенный налог на предметы потребления известен был римлянам под именем vectigal. В средневековых государствах акциз почти совпадает с внутренними таможенными пошлинами. В XII веке акциз сильно распространяется по всей Италии, в XIII делается известным в Испании (sisa alcabala), в Бельгии (assisia rerum venalium) и в Англии. Внутренние таможенные пошлины, взимавшиеся с предметов потребления при ввозе их в города и на рынки, постепенно развиваясь, получают мало-помалу значение общегосударственных налогов. В 1574 г. и в нашей истории встречается указание на акциз с мяса, взимаемый при убое скота, а в 1646 г. существовала уже пошлина на соль, взимаемая на местах ее рождения. В Голландии во время войны с Испанией особенно усилились косвенные налоги, так назыв. лиценты (licentia — дозволение), которые первоначально взимались за дозволение продавать неприятелю известные товары, потом стали брать лиценты и с товаров, не назначенных к потреблению неприятелей, и вскоре акциз распространился почти на все предметы потребления. По примеру Голландии акциз введен в Англии в 1643 г., в Бранденбурге в 1685 г., а потом и в Саксонии. В землях, входивших в состав прежней немецкой империи, и в имперских городах акциз, как верное для правительств средство получения чрезвычайных доходов, тем охотнее был вводим, что установление новых таможенных пошлин было ограничено законом империи. В настоящее время акцизы существуют во всех государствах Европы и в Соединенных Штатах С. Америки и составляют главнейший источник государственного дохода, хотя как официальное название этих налогов слово "акциз" сохранилось лишь в Англии (excissa), Нидерландах и у нас. В общих чертах системы акцизного обложения в главнейших государствах Европы различаются между собою главным образом лишь по формам взимания. В Англии постепенно сокращается число предметов, обложенных акцизом: в настоящее время остаются обложенными акцизом крепкие напитки, табак и сахар; кроме того, составною частью акциза является лиценция — налоги на некоторые предметы роскоши, и к акцизу же отнесен налог на пассажирские билеты жел. дор. Во Франции, наоборот, преобладает наклонность увеличивания числа обложенных предметов; революция 1 7 89 г. уничтожила все косвенные налоги, заменив их поземельными, но мало-помалу отдельные косвенные налоги стали возвращаться; так, в 1804 г. обложены крепкие напитки, в 1806 году введены городские ввозные налоги в 1837 г. — акциз на свекловичный сахар, в 1848 г. — акциз на соль и, наконец, после 1871 г. — налоги на масла ,уксус, бумагу, стеарин и др. В Австрии с 1828 г. существуют привратные акцизы и акцизы на производство крепких напитков, сахара и на мясо. В Пруссии обложены акцизом соль, сахар, табак и крепкие напитки, причем на последние два предмета акциз очень низок. В Италии существовавший там с 1869 г. налог на помол заменен с 1884 г. повышением акциза на винокурение и пошлины на керосин. 
 

 

1. 3. Нормативные документы, регулирующие косвенное обложение в ЕС

    Европейский Союз стал уникальным межгосударственным объединением, существенно отличающимся от традиционных международных организаций  по своим учредительным актам, целям, принципам, системе органов и  их компетенции. Союз и его правовая система

    - одно  из интереснейших и в то  же время сложнейших явлений  в современном мире. Союз, не имеющий  аналогов в мире, вобрал в себя  признаки и государства, и конфедерации, и международной организации

    С самого начала вопросам гармонизации косвенного налогообложения в ЕС уделялось пристальное внимание, так как именно расхождение в регулировании косвенного налогообложения, по мнению основоположников европейской интеграции, представляли собой существенную преграду на пути свободного передвижения товаров, работ и услуг. В результате чего гармонизация косвенного налогообложения была обозначена в качестве отдельной задачи европейской интеграции в Договоре о Европейском сообществе (ст. 90-93).

      Выделяют  следующие основные акты вторичного права ЕС в этой области:

    Первая директива Совета 67/227/EEC от 11 апреля 1967 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов с оборота» (не действует). Данный акт имел целью заменить многоуровневую кумулятивную систему косвенного налогообложения в государствах-членах ЕС, и обеспечить достижение значительной степени упрощения налоговых расчетов и нейтральности фактора косвенного налогообложения по отношению к конкуренции в ЕС. Причем, введение НДС заменяющего иные налоги с оборота стало обязанностью для государств-членов.

    Вторая  и Третья директива Совета 68/227/ЕЕС  от 11 апреля 1967 года и 69/463/EEC от 9 декабря 1969 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов  с оборота — введение налога на добавленную стоимость в государствах-членах» (не действует). Данные акты предоставляли ряд отсрочек по введению НДС в некоторых государствах-членах.

    Шестая  директива Совета 77/388/EEC от 17 мая 1977 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов  с оборота — общей системы налога на добавленную стоимость: единообразной базы исчисления» (не действует). В положениях данного акта нашли свое отражение основные принципы функционирования системы НДС. Данный акт имел огромное количество изменений и дополнений. Он являлся полноценным налоговым актом. Отдельно необходимо отметить гармонизацию им ставок НДС в государствах-членах.

    Восьмая директива Совета 79/1072/EEC от 6 декабря 1979 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов  с оборота — Положения о возмещении налога на добавленную стоимость налогооблагаемым лицам, не учрежденным на территории страны» (положения данного акта позволяют налогоплательщику одного государства-члена получать возмещение НДС в другом государстве-члене). С 01.01.2009 действует новая Директива.

    Тринадцатая директива Совета 86/560/EEC от 17 ноября 1986 года «О гармонизации законодательства государств-членов в отношении налогов  с оборота — Положения о  возмещении налога на добавленную стоимость  налогооблагаемым лицам, не учрежденным на территории Сообщества» (данный акт позволяет налогоплательщику третьей страны получать возмещение НДС в государстве-члене ЕС). С 01.01.2009 действует новая Директива.

    Директива Совета 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 года «Об  общей системе налога на добавленную стоимость» может считаться триумфом европейской налоговой интеграции. Действующий с 1 января 2007 года данный акт был принят для замены действующего интеграционного законодательства в сфере регулирования НДС (в частности знаменитой Шестой директивы) без внесения в него существенных изменений. Изменения коснулись в основном логической структуры документа. Акт состоит из 15 глав, 414 статей и 14 приложений, им определены: предмет и сфера применения (глава 1); территория применения (глава 2), налогооблагаемые лица (глава 3), налогооблагаемые сделки (глава 4); место осуществления налогооблагаемых сделок (глава 5), наступление налогового обязательства и взимание НДС (глава 6), налогооблагаемая сумма (глава 7), ставки (глава 8), освобождения/налоговые льготы (глава 9), вычеты (глава 10), обязанности налогооблагаемых лиц и отдельных категорий не облагаемых налогом лиц (глава 11), специальные схемы налогообложения (глава 12), положения предоставляющие отступление (глава 13), прочие положения (глава 14), заключительные положения (глава 15).

 

Глава 2. Косвенные налоги европейских стран

2.1. Франция

    НДС был разработан во Франции экономистом Морисом Лоре и введен с 1954 г. В современном виде он был закреплен законом № 66-10 в 1968 г. Своей целью закон ставил объединение, упрощение и обобщение порядка взимания НДС с тем, чтобы превратить его в единый современный налог на потребление. Дальнейшая модификация налога была проведена в 1978 г. с принятием поправок к закону о финансах, учитывающих Директиву ЕС от 17 мая 1977 г. об унификации правовых норм, регулирующих взимание НДС. Налоговая система страны как таковая нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы (прибыль) и на собственность характеризуются умеренностью.

  НДС является ведущим звеном бюджетной системы и обеспечивает свыше 40% доходов государственного бюджета Франции. Для сравнения: в государственном бюджете этой страны удельный вес второго, наиболее доходного налога - подоходного налога с физических лиц - не превышает 19%. НДС затрагивает все товары и услуги, потребленные или использованные на территории страны. Операции, связанные с внешним рынком (экспортом), от НДС освобождены. Лица, совершившие операции, относящиеся к экспортным, и уплатившие НДС, могут воспользоваться правом на его возмещение.

  Уплата  НДС определяется характером совершаемой  сделки и не зависит от финансового состояния налогоплательщика. Ставка налога - единая независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги, в которую, кроме розничной цены, включаются все сборы и пошлины. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщиком сырья и полуфабрикатов.

Основная  ставка НДС во Франции в настоящее  время равна 19,6%. Повышенная ставка в 22% применяется к некоторым видам товаров: автомобилям, кино- и фототоварам, табачным изделиям, парфюмерии, ценным мехам. Пониженная ставка - 5,5% - применяется для большинства продовольственных товаров и продукции сельского хозяйства, книг и медикаментов. Такая же пониженная ставка установлена и для отдельных видов услуг: туристических и гостиничных услуг, грузовых и пассажирских перевозок, зрелищных мероприятий и др. На целый ряд товаров и услуг, относящихся к категории предметов "первой необходимости" /продовольствие, лекарства и т.д./, ставка налога снижена до 5,5 проц., а на некоторые виды медикаментов - до 2,1 %. Решение о признании того или иного товара "предметом первой необходимости" зависит от того, насколько активно и организованно действует отстаивающее его лобби. Например, несмотря на сопротивление левых сил, к предметам первой необходимости отнесены цветы, а также услуги, предоставляемые кабельным телевидением. Их ставки НДС - 5,5 проц. А вот мыло такой привилегии лишено, и его производителям приходится мириться со ставкой 19,6 проц. Чистый шоколад облагается по сниженной ставке, а шоколадные изделия - по обычной. С рождественских елок отчисляются 5,5 проц, но, если они украшены искусственным снегом, налог моментально возрастает до 19,6 проц2. Среди членов ЕС лишь в Швеции, Финляндии, Дании, а также в Ирландии уровень НДС выше, чем во Франции.

От НДС  также освобождаются:

•  деятельность государственных учреждений, направленная на осуществление административных, социальных, воспитательных, культурных и спортивных функций;

• сельскохозяйственное производство;

•  некоторые  свободные профессии: частная преподавательская  деятельность, частная медицинская практика, творческая профессиональная деятельность.

  НДС во Франции дополняется рядом  косвенных налогов (акцизов), некоторые из которых взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов самоуправления. Среди дополнительно облагаемых товаров прежде всего следует назвать алкогольные напитки, табачные изделия, спички, зажигалки, изделия из драгоценных металлов, сахар и кондитерские изделия и др. Налоговые надбавки на бензин. Дают ежегодно до 9,6 % налоговых поступлений, или около 150 млрд. франков. С каждого литра бензина в пользу государства отчисляется до 70% цены.

  Налоговые надбавки на алкогольные напитки. В 1985 году отменена государственная монополия на продажу и торговлю отдельными спиртными напитками, но налог сохранился.

  Налоговые надбавки на табак и спички. Один из самых древних налогов, связанный  с государственной монополией на коммерцию этими товарами. С каждой пачки сигарет покупатель выплачивает 75% цены в пользу государства.

  Кроме того, некоторые косвенные налоги взимаются местными органами власти (налог на пользование автотранспортным средством, тариф на электричество, на перемену собственника и т.д.). 

  Эволюция  ставок НДС во Франции

Дата  введения ставки Пониженная  ставка Стандартная ставка Повышенная  ставка Дополнительная ставка
1/01/1968 6 16,66 20 13
1/12/1968 7 19 25 15
1/01/1970 7,5 23 33,33 17,6
1/01/1973 7 20 33,33 -
1/01/1977 7 17,6 33,33 -
1/07/1982 4 / 5,5 / 7 18,6 33,33 -
1/07/1986 2,1 / 4 / 5,5 / 7 18,6 33,33 -
17/09/1987 2,1 / 4 / 5,5 / 7 / 13 18,6 33,33 28
1/01/1989 2,1 / 5,5 / 13 18,6 28 -
8/09/1989 2,1 / 5,5 / 13 18,6 25 / 28 -
13/09/1990 2,1 / 5,5 / 13 18,6 22 -
29/07/1991 2,1 / 5,5 18,6 22 -
1/01/1993 2,1 / 5,5 18,6 - -
1/08/1995 2,1 / 5,5 20,6 - -
1/04/2000 2,1  / 5,5 20,1 - -
1/05/2003 2,1 / 5,5 19,6 22  

Информация о работе Косвенные налоги в РФ и в Европе