Проверка деклараций по налогам и сборам, уплачиваемым предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными. Важной составляющей налоговой проверки является проверка деклараций. Налоговая декларация - основной документ налоговой отчётности. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведённых расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и роль налогов и сборов

Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность.
Функции налогов.
Виды налогов и способы их классификации.
Понятие «сбор», сущность, виды, функции.
Глава 2. Проверка деклараций по налогам и сборам, уплачиваемым предприятием.

2.1. Виды налоговых проверок.

2.2. Проверка деклараций по налогам и сборам.

2.3. Представление уточнённой налоговой декларации.

Заключение

Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     ПРИМЕР: Выручка ОOO "Орион" без НДС в III квартале 2008 г. составила: Июль – 1 700 000 руб.,

              август – 1 600 000 руб.,

              сентябрь – 2 200 000 руб.

     Выручка организации превысила в последнем месяце 2 000 000 руб., поэтому бухгалтеру следует представить в инспекцию три декларации: за июль, август, сентябрь.

     Налоговая декларация представляется в налоговый  орган по месту учёта налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.

     Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через своего представителя, а также по почте либо может быть передана по телекоммуникационным каналам связи.

     Налоговый орган не имеет право отказать в принятии налоговой декларации, и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.

     При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

     Большое количество налогоплательщиков отчитывается посредством почтовых отправлений. Налоговый орган в течение шести дней после установленного законодательством срока представления налоговой декларации ожидает получения по почте налоговой отчетности. По истечении шести дней налоговый орган формирует список налогоплательщиков, не представивших соответствующую форму налоговой отчетности. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налогоплательщик, не представивший отчетность, приглашается в налоговый орган для выяснения причины непредставления налоговой отчетности. Кроме того, на основании ст. 76 НК РФ налоговый орган приостанавливает операции по банковским счетам налогоплательщика.

     Решение о приостановлении операций по счетам в случае непредставления налогоплательщиком налоговой отчетности в налоговый орган принимается в течение двух недель по истечении установленного срока сдачи соответствующей формы отчетности. Например, в случае непредставления налоговой декларации по НДС за сентябрь 2008 года (срок сдачи — 20 октября 2008 г.) решение о приостановлении операций по счетам может быть принято налоговым органом не ранее 3 ноября 2008 г.

     Решение о приостановлении операций по счетам в банке направляется налоговым органом с одновременным уведомлением налогоплательщика под роспись либо другим способом, свидетельствующим о получении им решения.

     Форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика  сборов) или налогового агента в  банке утверждена Приказом МНС России от 29.08.02 г. № БГ-3-29/465.

     Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

     Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России. 

Проверка  деклараций

     Целью налоговых проверок, безусловно, является не только (и даже не столько) обеспечение дополнительных доходов бюджета, но в первую очередь предупреждение возможных налоговых правонарушений и преступлений, обнаружение, пресечение и устранение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также их профилактика. Они осуществляются путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

     Под налоговой проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Как правило, итоги налоговой проверки фиксируются или в самой налоговой декларации (в графе «По данным налогового органа»), или, если форма декларации подобной графы не предусматривает, на обороте бланка декларации.

     Материалы проверок, в ходе которых установлено налоговое правонарушение, согласно ст. 101 НК РФ, рассматривают руководитель налогового органа или его заместитель, которые выносят решение о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения либо о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

     Решение должно быть вынесено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения проверки. Иными словами, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

     На  этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится анализ, включающий: проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы; проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода; взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов.

     Данные  налоговых деклараций являются материалом для проведения налогового   контроля   налогоплательщика. Поэтому информация, содержащаяся в декларациях, должна давать максимальное количество разного рода «отправных точек» для налогового инспектора; чтобы он мог определиться с направлением дальнейших контрольных действий (в каких сферах финансовой деятельности налогоплательщика возможны нарушения, какие дополнительные документы или сведения необходимо запросить у налогоплательщика или из внешних источников), выявить на их основе налоговые нарушения и создать необходимую доказательственную базу.

     С учетом современных реалий, как представляется, следует установить единый срок сдачи деклараций, что позволит высвободить время для проведения самой проверки, так как в настоящее время сотрудники отделов камеральных проверок постоянно находятся в состоянии «приемки» деклараций (отчетность по НДС представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а бухгалтерская отчетность и декларации по другим налогам - через 30 дней после окончания отчетного периода).

     Целесообразно отказаться от приема бухгалтерской отчетности (баланса с приложениями), так как в настоящее время показатели, характеризующие размер налогооблагаемой базы и отражаемые в налоговых декларациях, очень слабо связаны с показателями бухгалтерской отчетности. Кроме того, бухгалтерский учет не предназначен для решения налоговых задач. Его главная задача состоит в том, чтобы формировать полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий, необходимую для внешних пользователей, включая налоговые органы.

     В контрольной деятельности можно было бы перейти от сплошной проверки всех представляемых деклараций к выборочной, особенно из числа крупных налогоплательщиков, на долю которых приходится до 80% всех поступлений налогов и сборов по инспекции, а также налогоплательщиков, воспользовавшихся налоговыми льготами, уменьшающими сумму платежей в бюджет более чем в два раза, и деклараций налогоплательщиков — экспертов продукции (работ, услуг), желающих получить возврат из бюджета ранее уплаченный НДС.

     Проведение  камерального анализа представленной отчетности, как правило, включает в себя проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы, проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода, взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, т.е. проверку контрольных соотношений налоговой отчетности налогоплательщика.

     Анализ  камеральных показателей налоговых деклараций по видам налогов, других платежей в бюджет, как показывают материалы исследования, основаны на применение следующих методов отбора:

     расчетов  соотношений и сравнении (эффективен при автоматизированной обработке имеющейся информации и баз данных, сформированных па основании сведений, полученных из внутренних и внешних источников);

     критериев отбора налогоплательщиков на основе камерального анализа налоговых деклараций по НДС и налогу на прибыль;

     в случае отклонения объема выручки от реализации (передачи) товаров, работ, услуг в значительных объемах (более чем на 40%);

     при обнаружении несоответствия дохода от реализации работ, полученного от источников за пределами Российской Федерации, в декларациях по НДС, аналогичного доходам, указанным в декларации по налогу на прибыль;

     в случае неодинакового отражения  доходов от долевого участия в других организациях в декларации по налогу на прибыль по сравнению с данными, отраженными в декларации по НДС;

     при неадекватном увеличении удельного веса суммы начисленной амортизации в общей сумме расходов в декларации по налогу на прибыль при наличии данных в п. 3 декларации  по  НДС  (выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления) при одновременном отсутствии роста основных средств расчета среднегодовой стоимости имущества. Таким   образом,   в   декларациях, представленных организациями-плательщиками, должна содержаться информация об осуществленных организацией финансово-хозяйственных операциях, логически связанных с налоговой отчетностью по другим видам налога, а именно: сведения об объемах выручки от реализации (передачи) товаров, работ, услуг и о внереализационных доходах, полученных организацией,  в  том  числе по товарообменным (бартерным) операциям, по договорам поручения,  комиссии либо по агентским договорам, на безвозмездной основе и т.д.

     в целях определения налогоплательщиков с повышенным риском совершения налоговых правонарушений для включения их в план выездных налоговых проверок, как показывает анализ практики, целесообразно применение таких приемов, как анализ уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, и том числе их сравнительное исследование с данными по аналогичным организациям; проверка логической связи между различными отчетными и расчетными показателями внешних источников; предварительная оценка бухгалтерской отчетности отдельных показателей, сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможное наличие нарушений налоговой дисциплины.

     Важной  составной частью камерального анализа является также оценка достоверности показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации продукции (работ, услуг), посредством сопоставления уровня и динамики этих показателей с имеющимися в налоговом органе показателями объемов потребленнойl налогоплательщиком электро- и теплоэнергии, сырьевых и иных материальных ресурсов. При выявлении несоответствий в уровне и динамике данных показателей налогоплательщика вызывают в налоговый орган для дачи соответствующих пояснений, а при наличии оснований полагать, что отраженные в налоговой декларации показатели недостоверны, налоговый орган производит доначисление сумм заниженных налогов либо включает налогоплательщика в план проведения выездной проверки в первоочередном порядке.

     Для совершенствования организации и методики налоговых проверок необходимо внедрение в практику налогового контроля комплексного системного экономического и правового анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов.

     Проверку  деклараций можно рассмотреть на примере камеральной проверки деклараций по ЕСН.

     Прежде  всего необходимо проверить правильность исчисления налоговой базы.

     Для проверки правильности определения налоговой базы по ЕСН в качестве источника дополнительной информации может быть истребована сводная форма первичного учета по налогу, в которой налогоплательщик обязан вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, налога, относящегося к ним, других показателей по каждому физическому лицу, в пользу которого начислялись выплаты.

     Если  налогоплательщиком на основании трудовых и гражданско-правовых договоров производятся выплаты только в денежной форме в пользу физических лиц и эти выплаты включены в налоговую базу по ЕСН (при отсутствии льгот), то сумма налоговой базы сравнивается со строкой «Денежные средства, направленные на оплату труда» отчета о движении денежных средств (форма № 4).

Информация о работе Проверка деклараций по налогам и сборам, уплачиваемым предприятием