Совершенствование методов налогового администрирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:37, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в теоретическом обосновании и выработке предложений по совершенствованию государственного налогового администрирования в Молдове.
Поставленная цель определила конкретные задачи исследования:
• определить теоретические и методологические основы налогового администрирования;
• проанализировать методы налогового администрирования;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Характеристика Налогового бюро сектора Чентру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Анализ литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Глава 1. Теоретическая и методологическая основы налогового администрирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Сущность и содержание налогового администрирования как
основы повышения собираемости налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 15
1.2. Факторы, влияющие на формирование налогового администрирования 19
Глава 2. Современное состояние налогового администрирования
в Молдове . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 25
2.1. Характеристика органов налогового администрирования . . . . . . . . . . .. 25
2.2. Методы налогового администрирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 33
Глава 3. Направления совершенствования методов налогового
администрирования в Молдове. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.1. Меры и мероприятия по решению проблем налогового администрирования, как основы повышения собираемости налогов. . . . . . 63
3.2. Особенности, тенденции и перспективы развития налогового администрирования в Молдове . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

диплом НА.doc

— 530.50 Кб (Скачать)

    Представим содержание форм и методов налогового администрирования, как составляющих административного инструмента налогового администрирования, в форме таблицы (табл.4). Приоритеты выбора тех или иных форм и методов должны основываться на сочетании функций и средств администрирования. При этом факторами выбора методов администрирования являются: реальное наличие средств администрирования, масштаб управления, качество персонала, цель администрирования, социально-экономическая среда.

     Сущность  налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средствами, приемы и способы для максимального сокращения всех налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных субъектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы закона. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.

     Целью налогового планирования является обеспечение  потребностей бюджета (путем определения объема изъятия финансовых ресурсов по плательщикам налогов), а так же оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.

     Основная  задача налогового планирования обеспечить –  качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части.

     В теории и практике налогового планирования выделяют следующие виды налогового планирования: стратегическое и текущее.

     Стратегическое  планирование в системе налогового администрирования есть не что иное, как прогнозирование, главной целью которого являются прогноз и оценка налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

     Текущее планирование (оперативное и краткосрочное) в системе налогового администрирования позволяет решать более конкретные задачи такие как:

  • определение налоговых баз по видам налогов и сборов;
  • расчёт объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов;
  • оценка состояния задолженности (недоимки)  по налоговым платежам по видам налогов, субъектам – налогоплательщикам, отраслям и т.д.

   Среднесрочное планирование (до 5 лет) и долгосрочное (до 10 лет и больше) правильнее относить к прогнозированию.

   Налоговое планирование использует различные  методы, каждый из которых так или  иначе учитывает следующие моменты:

    - уровень налоговых поступлений;

    - сезонные изменения в объеме налоговых поступлений;

    - событийную составляющею (например, события в развитии политической ситуации, изменение в налоговом законодательстве);

    - неучтенные факторы.

    Наибольшее  распространение в практике налогового планирования получили трендовый и экспертный методы.

    Метод тренда или экстраполяции основывается на информации о поступлении конкретных налогов и сборов за определенный предыдущий период, от объемов выпадающих доходов, о состоянии задолженности по налоговым платежам, на анализы тенденции развития налогооблагаемой базы, структуры налога плательщиков и так далее.

    Экспертный  метод разработки прогнозных оценок используется для расчетов возможного поступления конкретных налогов  и сборов. Экспертным методом определяют налоговые базы по каждому налогу и сбору, проводит мониторинг динамики их поступления за несколько периодов, выполняют расчеты уровней собираемости налогов и сборов, объёмов выпадающих доходов, оценивают состояние задолженности по налоговым платежам и результаты изменения налогового законодательства.

    Исходной  составляющей налогового планирования является определение налоговой  базы для каждого вида налога. Большое значение в планировании имеет достоверная оценка поступлений налогов до конца текущего периода (месяца, квартала, полугодия, года), которая проводится на основе сопоставимых фактических данных.

    Краткосрочное планирование осуществляется на очередной  календарный год исходя из параметров социально-экономического развития страны. Результаты прогнозов сопоставляются со статистическими и оперативными данными в ретроспективе, что позволяет отбирать наиболее вероятные сценарии на будущее. Планирование поступлений налогов и сборов на текущий год имеет особое значение для выполнения налоговыми органами установленных заданий.

    Для оценки прогноза (планирования) налоговых  поступлений проводят всесторонний и многофакторный анализ данных о  налоговой базе, поступлений в  бюджетную систему, а также анализ тенденций социально-экономического развития. Такое требование относится ко всем без исключения налоговым платежам.

    В налоговой практике используются следующие  виды прогнозирования налоговых  поступлений [3, с.46]:

  • детерминистические прогнозы налоговых поступлений;
  • прогнозы временных рядов налоговых поступлений на основании их собственной динамики;
  • прогнозы с использованием моделей с несколькими переменными.

   Детерминистический  подход построения прогнозов налоговых  поступлений на практике часто реализуется  через условный метод прогнозирования налоговых поступлений и метод «налогового калькулятора».

   Условный  метод используется для получения  прогнозных значений агрегированных поступлений  и основывается на получении оценок эластичности налоговых поступлений  по базе налогообложения. Существует два типа условных методов прогнозирования: статистические и динамические модели прогнозирования налоговых поступлений.

   Статистические  модели прогнозирования налоговых  поступлений ориентированы на учет прямых эффектов воздействия на налоговую  базу, в частности на структуру налогов.

   Для составления прогнозов с помощью  статистических моделей требуются  данные о налоговых поступлениях и их базах по каждому из рассматриваемых  типов налогов.

   В этих данных уже отразилась та часть  изменений налоговых поступлений, которая была вызвана соответствующими изменениями совокупного дохода или объема расходов, либо изменениями в налоговом законодательстве и в налоговом администрировании. Дифференциация таких эффектов является определяющей для статистических моделей прогнозирования налоговых поступлений.

   Разделить эффекты можно различными способами. В частности, можно использовать текущую стоимость налоговых  ставок по базам налогообложения  предшествующих периодов и получить скорректированные налоговые поступления  для текущей структуры налогов. Для такого подхода требуется детальная информация по базам налогообложения, что осложняет его применения.

   Другой  подход основан на построении скорректированных  временных рядов налоговых поступлений  с учетом изменений в налоговом законодательстве и налоговом администрировании, возникающих на всем временном интервале. При этом подходе, в отличие от первого, дня построения скорректированных баз налогообложения необходимо только информация, касающаяся объёмов поступления налогов и сборов. Скорректированные налоговые поступления в основном реагируют только на изменение объема налогооблагаемых доходов (или расходов), поскольку система налогообложения остается неизменной в исследуемый период.

   Метод налогового калькулятора широко применяется при моделировании подоходного налога и налога на прибыль. При построении налоговых калькуляторов используется модель типичного налогоплательщика и модель агрегирования.

   Применение  модели типичного налогоплательщика  предполагает, во-первых, поиск типичного представителя для каждой группировочной категории: во- первых расчет текущих налоговых обязательств на основе индивидуальной налоговой декларации. Эта модель позволяет анализировать влияние изменений налогового законодательства на разные категории налогоплательщиков.

С помощью  модели агрегирования можно при  наличии индивидуальных налоговых  отчетов за несколько лет, значений темпов экономического роста и дефлятора прогнозировать суммарные налоговые поступления.

     Применение этой модели предполагает:

   во-первых, разбивку налогоплательщиков на несколько групп, каждой из которых присваиваются определенные веса;

   во-вторых, расчет налоговых обязательств для каждого отдельного налогоплательщика;

   в-третьих, построение прогноза налоговых поступлений  на следующий период на основании значений темпов экономического роста и расчета индивидуальных налоговых обязательств по группам налогоплательщиков.

   Модель  агрегирования используется для  прогнозирования налоговых поступлений  казначейством США. На основании  модели агрегирования казначейство США рассчитывает также средние значения предельных налоговых ставок для определения выравнивающего действия налоговой системы.

   Прогнозы  временных рядов налоговых поступлений  осуществляются на основании их собственной  динамики с использованием: метода взвешенного скользящего среднего (ВСС); метода двойного экспоненциального сглаживания; метода Хольта – Винтерса; модели авторегрессии и скользящего среднего (ARMA). Все эти методы и модели – с одной переменной.

   Прогноз строится на основе использования только предыдущего значения переменной, в данном случае показателя налоговых поступлений. Названные модели с одной переменной считаются простыми и более надежными по сравнению со сложными структурными моделями. Например, модель временного ряда может использовать месячные данные о прошлых поступлениях подоходного налога и на основании прошлых закономерностей в поведении этой переменной предскажет будущие величины поступлений. Поэтому для использования моделей временных рядов необходимо иметь только прошлые значения самой прогнозируемой переменной. Сдвиги в динамике временных рядов, связанные с реформами в налоговом законодательстве (структуре налога) или с какими-то иными крупными изменениями, могут быть учтены в модели с помощью специального стратегического приема – учета так называемой фиктивной переменной.

   Точный  прогноз налоговых поступлений  – одно из главных условий успешной работы налоговых органов. В налоговых органах часто приходиться иметь дело с текущим прогнозом и формированием месячных заданий подчиненным территориальным инспекциям. Прогнозные значения на конец предстоящего периода определяются обычно по предыстории с помощью различных типов прогнозов. Оценка и прогнозирование налогового потенциала позволяют совершенствовать процессы планирования налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы, выявлять и сравнивать налоговые возможности и уровень налоговой активности районов.

   Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, т.е. направленно на максимальное обеспечение общественных интересов. В качестве форм налогового регулирования можно назвать: систему налогового стимулирования; оптимизацию налоговых ставок; систему налоговых льгот и меры санкционного действия.

   Система налогового стимулирования предполагает:

  • изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени;
  • предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога;
  • предоставление налогового кредита.

   Следует отметить, что оптимизация налоговых  ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями – фискальной и регулирующей.

   Оптимальное соотношение перечисленных методов  и форм налогового стимулирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.

   История свидетельствует, что налоговые  стимулы всегда были неотступными спутниками налогов. Механическое сокращение льгот  может отрицательно сказаться на финансовом состоянии хозяйствующего субъекта и даже на экономики страны в целом. Проблема всегда заключалась в повышении эффективности существующих в действующем законодательстве налоговых стимулов. Применение налоговых стимулов не должно носить ущерба доходам бюджета, корпоративным и личным экономическим интересом.

   Налоговые стимулы являются более широким понятием, а налоговые льготы являются лишь их составляющей. Совокупность налоговых льгот следует рассматривать как часть системы налогового стимулирования.

Информация о работе Совершенствование методов налогового администрирования