Совершенствование методов налогового администрирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:37, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в теоретическом обосновании и выработке предложений по совершенствованию государственного налогового администрирования в Молдове.
Поставленная цель определила конкретные задачи исследования:
• определить теоретические и методологические основы налогового администрирования;
• проанализировать методы налогового администрирования;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Характеристика Налогового бюро сектора Чентру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Анализ литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Глава 1. Теоретическая и методологическая основы налогового администрирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Сущность и содержание налогового администрирования как
основы повышения собираемости налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 15
1.2. Факторы, влияющие на формирование налогового администрирования 19
Глава 2. Современное состояние налогового администрирования
в Молдове . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 25
2.1. Характеристика органов налогового администрирования . . . . . . . . . . .. 25
2.2. Методы налогового администрирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 33
Глава 3. Направления совершенствования методов налогового
администрирования в Молдове. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
3.1. Меры и мероприятия по решению проблем налогового администрирования, как основы повышения собираемости налогов. . . . . . 63
3.2. Особенности, тенденции и перспективы развития налогового администрирования в Молдове . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

диплом НА.doc

— 530.50 Кб (Скачать)

   К ним относятся: льготы, предоставляемые посредствам сокращения налоговой базы; льготы, предоставляемые по средствам уменьшения налоговой ставки.

   Рассмотренные выше виды налогового стимулирования различны по своей экономической  природе и могут быть представлены в форме:

   уменьшения  обязательств перед государством. Здесь средства, освободившиеся благодаря налоговым льготам, при выполнении определенных законодательством условий являются собственными средствами хозяйствующего субъекта;

   изменение сроков уплаты обязательств перед государством. Здесь средства, появившиеся благодаря отсрочке налоговых платежей, являются заемными средствами хозяйствующего субъекта.

   Важнейшим элементом налогового стимулирования в молдавской практике является реструктуризация задолженностей по налогам и сборам, а также пеням и штрафам.

   Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль.

   Налоговый контроль есть функциональный элемент налогового администрирования, не исключающий таких его функций, как планирование (прогнозирование), организация и мотивация, осуществление которых подчинено контрольной функции налогового администрирования и направлено на повышение качества (эффективности) налогового контроля.

    Сущность  налогового контроля как элемента налогового администрирования определяется его  целью и задачами.  
В литературе существуют различные подходы к определению налогового контроля. Первый подход заключается в том, что целью налогового контроля является проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами. Второй подход заключается в определении цели налогового контроля как препятствование уходу от уплаты налогов и обеспечение поступлений налоговых доходов в полном объеме. В третьем подходе целью налогового контроля является обеспечение законности и эффективности налогообложения.

   В Налоговом Кодексе РМ налоговый контроль рассматривается как «проверка правильности исполнения налогоплательщиком налогового обязательства и других обязательств, предусмотренных налоговым законодательством, в том числе проверка других лиц в части связанной с ними деятельности налогоплательщика, посредством методов, форм и операций, предусмотренных настоящим кодексом» (ст.129 ч.11НК). При этом понятие «налоговое обязательство» трактуется, как обязательство налогоплательщика уплатить в бюджет определенную сумму в качестве налога (пошлины), сбора, пени и/или штрафа.

    Несмотря  на кажущееся внешнее сходство представленных определений, существует принципиальное различие. Согласно научной доктрине контроль, прежде всего, проверка. Тогда как препятствование уходу от уплаты налогов и обеспечение поступлений налоговых доходов в полном объеме, обеспечение эффективности налогообложения являются задачами налогового администрирования в целом. Однако направление, определяющее цель налогового контроля только как обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах также не является конкретным, потому что не раскрывает сущности налогового контроля как элемента налогового администрирования.  
В этой связи целью налогового контроля необходимо определять создание субъектам налогового администрирования условий для выполнения задач, направленных на обеспечение функционирования налоговой системы и обеспечение функционирования других элементов системы (налогового планирования, налогового регулирования).

    Данное утверждение находит свое доказательство в рассмотрении задач  
налогового контроля, которые определены как целью налогового контроля, так и целью налогового администрирования в целом.

   Задачи  налогового контроля, в зависимости  от объекта контроля, необходимо подразделять на две функциональные группы. Первая группа задач включает в себя мониторинг налоговых поступлений в бюджет, контроль за соблюдением всеми участниками налоговых отношений законодательства о налогах и сборах, профилактику правонарушений со стороны всех участников налоговых отношений. Вторая группа задач состоит из проверки законности, целесообразности и эффективности предоставления налоговых преференций налогоплательщикам, применения налоговых санкций, формирования информационной базы для построения микроимитационных моделей при проведении налогового планирования.

   Сущность  налогового контроля как механизма, проявляется в его формах, видах  и методах. В научной литературе распространена научная концепция, согласно которой форма налогового контроля - способ конкретного выражения и организации контрольных действий. И с этим необходимо согласиться. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что формы налогового контроля определены законодательно.

   Налоговый контроль - проверка правильности исполнения налогоплательщиком налогового обязательства и других обязательств, предусмотренных налоговым законодательством, в том числе проверка других лиц в части связанной с ними деятельности налогоплательщика, посредством методов, форм и операций, предусмотренных настоящим кодексом.

     В качестве субъектов налогового контроля выступают налоговые органы и/или иные органы, осуществляющие полномочия по налоговому 
администрированию, в пределах его компетенции (ст. 214 НК).

     Объектами налогового контроля являются налогоплательщики, а также реализация налоговых отношений между государством и плательщиками налогов и сборов.

   Любой налогоплательщик в Молдове практически приобретает статус плательщика со времени возникновения налогового обязательства. А налоговое обязательство возникает с момента появления установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих его погашение. При этом не следует отождествлять налоговое обязательство и обязанности налогоплательщика. Первые представляют собой лишь часть второго. Речь идет о функциональной обязанности граждан участвовать в публичных расходах путем уплаты налогов и сборов.

   Поэтому под налоговым обязательством следует понимать обязанность налогоплательщика уплатить в бюджет определенную сумму в качестве налога (пошлины), сбора, пени и/или штрафа.

Рис. 8. Экономическое содержание налогового обязательства

     Погашение налогового обязательства осуществляется путем уплаты, аннулирования, истечения срока давности, вычета, компенсации или принудительного исполнения (рис.9).

   

   Рис. 9. Методы погашения налогового обязательства

   Для обеспечения налогового законодательства важно соблюдение сроков погашения налогового обязательства. Поэтому необходимо учесть, что дата погашения налогового обязательства зависит от метода его погашения.

   Так, датой погашения налогового обязательства  путем уплаты считается дата зачисления сумм на счет соответствующего бюджета. В случае уплаты с использованием банковских карточек датой погашения налогового обязательства считается операционный день, в течение которого с карточного счета налогоплательщика (владельца карточки), на основе которого эмитирована использованная при уплате карточка, была списана сумма налогового обязательства. Списание с соответствующего карточного счета подтверждается выданным владельцу карточки кассовым чеком (чеком, квитанцией) о платеже по банковской карточке, сформированным посредством POS-терминала или другого устройства по использованию банковских карточек. Погашение налогового обязательства путем уплаты осуществляется в национальной валюте. Уплата может производиться прямым платежом или путем удержания у источника выплаты. Прямой платеж осуществляется безналичным путем (в том числе с использованием банковских карточек) или наличными денежными средствами.

  Датой погашения налогового обязательства путем аннулирования считается дата, указанная в акте, которым устанавливается аннулирование. Погашение налогового обязательства путем аннулирования осуществляется актами общего или индивидуального характера, принятыми в соответствии с законодательством.

  Датой погашения налогового обязательства путем истечения срока давности считается первый день, следующий за датой, когда истек срок исковой давности. Погашение налогового обязательства путем истечения срока давности осуществляется на основании письменного решения руководства органов, осуществляющих полномочия по налоговому администрированию, которые администрируют данное налоговое обязательство, а в случае службы по сбору местных налогов и сборов - на основании решения местного совета.

   Датой погашения налогового обязательства путем, вычета считается дата:

  • составления совместного акта органа местного публичного управления и налогового органа об установлении факта отсутствия имущества у умершего лица, лица, объявленного умершим, 
    лица, признанного без вести отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • вступления в законную силу решения о прекращении деятельности юридического лица;
  • принятия руководством налогового органа решения о невозможности погашения налогового обязательства путем принудительного исполнения.

  Погашение налогового обязательства путем вычета осуществляется на основании решения руководства органа, осуществляющего полномочия по налоговому администрированию, который администрирует данное налоговое обязательство, в том числе в случае, когда погашение его путем принудительного исполнения в соответствии с настоящим кодексом невозможно. Решение территориальной государственной налоговой инспекции о погашении налогового обязательства путем вычета может быть проверено, изменено или отменено Главной государственной налоговой инспекцией. В случае службы по сбору местных налогов и сборов решение выносится местным советом.

  Датой погашения налогового обязательства путем компенсации считается дата исполнения Государственным казначейством платежных документов. Погашение налогового обязательства путем компенсации осуществляется зачислением в счет недоимки переплат или сумм, подлежащих возмещению согласно налоговому законодательству. В срок до 30 дней со дня появления соответствующих обстоятельств или со дня получения заявления налогоплательщика налоговый орган в установленном Министерством финансов порядке выписывает платежное поручение казначейства и направляет его Государственному казначейству для исполнения. В течение семи дней со дня получения платежного поручения казначейства Государственное казначейство перечисляет, в зависимости от обстоятельств, с одного на другой счет бюджета или на счет другого бюджета суммы, указанные в платежном поручении казначейства. После исполнения платежного поручения казначейства Государственное казначейство направляет, в зависимости от обстоятельств, налоговому органу или Таможенному департаменту выписку из банковского счета.

  Сумма, которую налогоплательщик был обязан уплатить в бюджет в качестве налога (пошлины) или сбора, но которую не уплатил в срок, а также сумма пени и/или штрафа считается недоимкой и может быть погашена путем принудительного исполнения.

  Датой погашения налогового обязательства путем принудительного исполнения считается дата зачисления сумм, полученных вследствие применения мер по принудительному взысканию, на счет соответствующего бюджета.

     Можно выделить следующие основные формы налогового контроля: контроль за своевременным поступлением платежей; камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки; реализация материалов налоговых проверок; контроль за реализацией материалов проверок и уплатой финансовых санкций и административных штрафов и др.

     

     Рис.10. Виды и процедуры налогового контроля

   Целью налогового контроля является проверка соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства за определенный период или за несколько налоговых периодов.

   Налоговый контроль проводится налоговым органом  и/или иным органом, осуществляющим полномочия по налоговому администрированию, в пределах его компетенции с  выездом на место и/или в помещении  соответствующего органа (ст.214 ч.2 НК) (рис.10). Налоговый контроль в помещении налогового органа или другого органа, осуществляющего полномочия но налоговому администрированию, названный камеральным налоговым контролем. В отличие от камеральной налоговой проверки, которая проводится периодически по представлении налогоплательщиком соответствующих документов, выездная проверка может проводиться только на основании решения руководителя налогового органа (ч.(6) ст. 134 и ч.(2) ст.216 НК).

     Процедура налогового контроля состоит из комплекса  методов и операций по организации и проведению контроля, а также реализации его результатов. Налоговый контроль с выездом на место и/или в помещении органа может быть организован и осуществлен с использованием следующих методов и операций: фактическая проверка, документальная проверка, общая проверка, частична проверка, тематическая проверка, оперативная проверка, встречная проверка.

  Конкретные  методы и операции, используемые при организации и проведении налогового контроля, определяются на основе Налогового кодекса, инструкциями внутреннего характера Главной государственной налоговой инспекции.

Информация о работе Совершенствование методов налогового администрирования