Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе освещаются теоретические вопросы налогообложения, рассматривается сущность современной системы налогообложения. Особое внимание уделено анализу и совершенствованию системы налогообложения в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является формирование определения общих условий функционирования эффективной налоговой системы в экономике и определение основных направлений совершенствования системы налогообложения в Республике Беларусь.

Содержание

Введение............................................................................................................4
1 Содержание, принципы, функции и основные элементы системы налогообложения......................................5
1.1 Классификация и виды налогов.................................................................5
1.2 Основные принципы налогообложения.....................................................6
2 Механизмы воздействия налогообложения на совокупный спрос.............14
2.1 Классический подход...............................................................................14
2.2 Кейнсианская концепция..........................................................................15
3 Налоговая система Республики Беларусь и пути её совершенствования..16
3.1 Особенности национальной налоговой системы.....................................16
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения Беларуси.................................24
Заключение......................................................................................................29
Литература......................................................................................................31

Работа содержит 1 файл

Теория налогообложения. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.docx

— 77.93 Кб (Скачать)

4)  налоги и сборы,  уплачиваемые из  прибыли:

  • налог на доходы и прибыль;
  • налог на доходы с прочих сфер экономической деятельности;
  • налог на недвижимость;

5) налоги и сборы,  уплачиваемые за  счет прибыли,  остающейся в распоряжении предприятия:

  • экологический налог за сверхлимитное потребление и сверхлимитные выбросы;
  • транспортный сбор на обновление и восстановление городского пассажирского транспорта;
  • сбор с мелкорозничной торговой сети на благоустройство и уборку территории за пределами 5-метровой зоны;
  • налог на недвижимость по объектам незавершенного строительства;
  • налог на приобретение  и  обновление  пассажирских пригородных автотранспортных средств.

  По  классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различаются налоги закрепленные и регулирующие.

  Закрепленные  налоги полностью, в твердо фиксированной доле (в процентах), на постоянной либо долговременной основе поступают в бюджет, за которым они закреплены.

  Регулирующие  налоги используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год. 

 

1.2 Основные принципы  налогообложения

    Совокупность  всех взимаемых в государстве  налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый  контроль, устанавливаемые в законодательном  порядке, образуют налоговую систему.

    Задачей государственных органов власти является законодательное утверждение  четких критериев, определяющих каждый из элементов налоговой системы, позволяющее однозначно их толковать в любой ситуации.

    В практике налогообложения распространены следующие общепризнанные в большинстве стран мира элементы налогов (родовые признаки, отражающие социально-экономическую сущность налога) и налоговая терминология.

    Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

    Плательщик  налога (субъект налога) — это основополагающий элемент, по отношению к которому строится вся налоговая система в комплексе; юридическое или физическое лицо, которое по закону государства обязано платить налог. Субъект может быть формальным, если он переносит налог на другое лицо, становящееся носителем налога, или фактическим (конечным) плательщиком.

    Носитель  налога – фактический (конечный) плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов. Например, при поземельном или подомовом налоге облагается владелец земли или дома.

    В сфере интересов налогоплательщиков, в первую очередь, находится объект обложения налогом. Именно этот инструмент налогового механизма способен оказывать мотивирующее воздействие на поведение хозяйствующих субъектов, стремящихся к минимизации бюджетных изъятий. В республике Беларусь Объект налога (объект обложения) – это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности, передача или продажа имущества и др.), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом. Часто название налога вытекает из объекта обложения (подоходный налог и др.). В мировой практике основными объектами налогообложения приняты: обороты по реализации продукции, работ и услуг, прибыль, имущество, прирост капитала, расходование природных ресурсов, доходы физических лиц. Среди них налог с оборотов по реализации или с чистых оборотов (добавленной стоимости) стал неотъемлемой составной частью почти всех европейских налоговых систем.

    Источник  налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, проценты), из которого уплачивается налог. Он не всегда тождествен объекту налогообложения.

    Налоговая база (основа налогообложения) - часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.

    Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

    Единица обложения - единица измерения объекта налога (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

    В составе элементов налоговой  системы экономики немалое значение придается установлению обоснованных сроков уплаты налогов. Они должны быть максимально приближены к моменту получения доходов, чтобы в бюджет, даже, на короткие сроки, не уходили оборотные средства предприятий.

    Налоговый период – время (месяц, квартал, календарный год), за которое производится начисление налога или сбора и в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их уплате.

    Налоговая ставка - величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается либо в процентах, либо в твердых суммах. Различают четыре метода построения налоговых ставок:

  • твердые (равные) ставки. Определяются в абсолютной сумме (например, ставка с 1 л. с. мощности двигателя).
  • пропорциональные ставки. Устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на недвижимость, налогу на прибыль).
  • прогрессивные ставки - это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения облагаемого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемого налога; при сложной прогрессии объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень.
  • регрессивные ставки. Понижаются по мере роста объекта налога. Регрессивные ставки устанавливаются обычно не в процентах, а в твердых суммах.

    Наиболее  действенным элементом налоговой  системы являются налоговые льготы. Они определяют условия уменьшения, отсрочки или полной отмены платежей и потому находятся в сфере  активного внимания налогоплательщиков.

    Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.

    Благодаря льготам налоговый механизм обретает гибкость, обеспечивая дифференцированный подход к хозяйствующим субъектам. Установление льгот позволяет государству воздействовать на народнохозяйственные пропорции, стимулировать развитие нужных экономике производств, регулировать интенсивность накопления капитала, поощрять научно-технический прогресс, деловую активность предпринимателей и т. д.

    При всей положительности налоговых  льгот использование этого инструмента должно быть весьма осторожным. Необходимо в каждом случае реально оценивать последствия применения льгот.

    Мировая практика доказала, что многочисленные льготы лишь утяжеляют налоги, затрудняют   их понимание налогоплательщиками. В большинстве стран в последние  годы наблюдается тенденция сокращения налоговых льгот при одновременном снижении ставок налогов. Такой путь расширения налоговой базы признан наиболее эффективным.

    Налоговая декларация – официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период времени доходах, подлежащих налогообложению. Наибольшее распространение налоговая декларация получила в налогообложении индивидуальных доходов.

    Налоговое бремя - обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени является доля налогов в ВВП.

    Налоговое обязательство  - экономическое отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в лице уполномоченных органов вправе требовать от налогоплательщика исполнения этого обязательства.

    Подводя итог анализу и оценке элементов  налоговой системы, следует заметить, что для достижения нужного эффекта  все они должны взаимодействовать слаженно и целенаправленно. Разработка и совершенствование налоговой системы должна носить комплексный характер в соответствии, с концепцией налоговой политики государства.

    Налоговая система формируется в соответствии с определенными принципами. Одни из них определяют налоговые отношения  вне зависимости от пространства и времени, другие определяют условия  построения и функционирования в  конкретной стране и в конкретных исторических условиях.

    В связи с этим весь комплекс принципиальных установок для системы налогообложения  разделяют на две подсистемы:

  • классические и общественные принципы;
  • организационно-экономические (правовые) принципы.

    Основные  принципы организации налогов сформулированы еще А. Смитом в работе «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» и позднее были названы  «великой хартией вольностей плательщиков»  и «декларацией прав плательщика», «максимами обложения».[9, c.588-589] Данные принципы, ставшие аксиомами, уже во времена А. Смита не являлись новыми для его современников. О. Мирабо, Ф. Юсти, П. Верри также считали необходимым соблюдение равенства в налогообложении, законности, удобства и минимальных расходов при их сборе, уточняя при этом, что налоги не должны сверх нормы обременять налогоплательщиков, задерживать рост населения, торговлю, а также наказывать промышленность за ее успехи.

    Заслуга А.Смита заключалась не только в  полном открытии этих принципов, а в  яркой и полной формулировке и  обосновании их.

    Вместе  с тем реализация классических принципов  налогообложения стала возможна только через столетие - после первой мировой войны. Со времен А. Смита  ученые дополнили и конкретизировали сформулированные им основные принципы налогообложения.

    С учетом определения  сущности самого понятия  налога принципами  налогообложения  являются:

  • принцип равномерности (справедливости);
  • принцип определенности;
  • принцип удобства;
  • принцип экономности.

    Принцип равномерности (справедливости) требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения. «Все граждане пользуются выгодами общества, следовательно, все должны способствовать сохранению оного. Каждый из граждан, находясь под защитою правительства и законов, обязан делать  пожертвования, соразмерные его состоянию, для поддержания сего правительства и сих законов. Одним словом, все должны споспешествовать благу всех. Исключения в пользу некоторых частных лиц всегда вредны для общества». [11, c.176] Этот принцип служит базой для обоснования налогообложения.

    Принцип определенности  требует, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

    Принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т. е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.

    Принцип экономности  предполагает  сокращение издержек взимания налогов, расходы по сбору налогов должны быть минимальными.

    Кроме этих классических принципов  со временем сложился комплекс принципов, выделенных как государством, так и плательщиками:

  • принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;
  • принцип однократности обложения одного и того же объекта за определенный период;
  • принцип стабильности налоговой системы в течение длительного времени;
  • принцип оптимальности налоговых изъятий, т.е. обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложении юридических и физических лиц.

Информация о работе Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь