Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе освещаются теоретические вопросы налогообложения, рассматривается сущность современной системы налогообложения. Особое внимание уделено анализу и совершенствованию системы налогообложения в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является формирование определения общих условий функционирования эффективной налоговой системы в экономике и определение основных направлений совершенствования системы налогообложения в Республике Беларусь.

Содержание

Введение............................................................................................................4
1 Содержание, принципы, функции и основные элементы системы налогообложения......................................5
1.1 Классификация и виды налогов.................................................................5
1.2 Основные принципы налогообложения.....................................................6
2 Механизмы воздействия налогообложения на совокупный спрос.............14
2.1 Классический подход...............................................................................14
2.2 Кейнсианская концепция..........................................................................15
3 Налоговая система Республики Беларусь и пути её совершенствования..16
3.1 Особенности национальной налоговой системы.....................................16
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения Беларуси.................................24
Заключение......................................................................................................29
Литература......................................................................................................31

Работа содержит 1 файл

Теория налогообложения. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.docx

— 77.93 Кб (Скачать)

    В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы предполагается максимально упростить налоговую систему, чтобы обеспечить достаточные поступления в бюджет. Совершенствование налоговой системы страны и налоговой политики правительства должно быть направлено:

  • на оптимизацию налоговой структуры за счет снижения неоправданно высокой доли косвенных налогов, в том числе кумулятивных налогов, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров (работ, услуг), и низкой доли индивидуального подоходного налога, налогов на собственность и имущество;
  • уменьшение числа различного рода мелких отчислений и сборов в целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
  • упорядочение различного рода регистрационных, лицензионных и других целевых сборов;
  • устранение допускаемых искажений в механизмах взимания таких основных налогов, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль, подоходный налог с физических лиц, приводящих к усилению их негативного воз- „ действия на темпы инвестиций и экономического роста;
  • снижение перегруженности налоговой системы льготами для отраслей,  производств, видов деятельности, предприятий и категорий налогоплательщиков, которые не имеют отношения к конкурентоспособности экономики, приводящей в итоге к усилению налогового давления на конкурентоспособные производства;
  • усиление налоговой поддержки научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических разработок в негосударственных секторах экономики;
  • налоговое стимулирование долгосрочных доходов от прироста капитала в инвестиционных фондах и долгосрочных инвестиций.

    Налоговая система Беларуси постоянно совершенствуется и изменяется.

    Только  за конец 2008 – начало 2009 года были приняты:

  • Законы Республики Беларусь ”О республиканском бюджете на 2009 год“ и ”О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения“;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2009 г. № 1 ”О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119“;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 53 ”О внесении изменений в отдельные указы Президента Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь (их отдельных положений)“;
  • • Указ Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2008 г. № 703 ”О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь“.

    Законодательство  Республики Беларусь направлено на стимулирование и государственную поддержку инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, что выражается в предоставлении налоговых льгот.

    Успешная  реализация данных направлений приблизит  характеристики налоговой системы страны к международным стандартам, позволит более эффективно использовать бюджетно-налоговый механизм для повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Подводя итоги,  определим  основные  цели  современной налоговой политики  государств с рыночной экономикой.  Они ориентированы на следующие  основные требования: - налоги,  а  также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными.  Это условие  наиболее  тяжело дается законодателям  и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты.  Но так очень легко  свести  налоговую систему лишь к чисто  фискальным функциям, забыв о необходимости  расширения налоговой базы,  о  функциях стимулирования производственной и  предпринимательской деятельности,  поддержки свободной конкуренции;

    - налоговая система должна соответствовать  структурной  экономической политике,  иметь  четко  очерченные  экономические цели;

    - налоги должны служить более  справедливому  распределению  доходов,  не допускается двойное  обложение налогоплательщиков;

    - порядок  взимания налогов  должен предусматривать минимальное  вмешательство в частную жизнь  налогоплательщика;

    - обсуждение проектов законов  о налогообложении должно носить  открытый и гласный характер.

    Этими основными   принципами  необходимо  руководствоваться и нам при  создании  новой  налоговой  системы.  При  этом,  разумеется, речь идет не о механическом копировании,  а о творческом осмыслении, опирающемся  на глубокое изучение истории развития и современного состояния белорусской  экономики.

    Таким образом существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов  в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена,  поскольку было бы совершенно неразумно  не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных  и  политических условий сегодняшней  Белоруссии,  ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

    Но  выше  сказанное  не говорит о  том,  что надо вообще игнорировать теоретическое наследие многих  поколений  ученых-экономистов. Уже  сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые  системы вне зависимости  от  развитости в стране рыночных отношений,  уровня зрелости ее  производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне  подтверждены  практикой  и  безусловно должны учитываться и нами.  Они,  кстати,  не исключают,  а  напротив, предполагают  отличия  между  разными странами по структуре, набору налогов,  способам их взимания,  ставкам, фискальным полномочиям  различных уровней власти, налоговым  льготам и другим важным элементам.

    Перед Республикой Беларусь стоит задача построения налоговой системы, отвечающей мировым стандартам, позволяющей развивать экономические отношения с другими странами и соответствующей условиям вхождения в ЕЭС. В данном аспекте существенных изменений требует методика исчисления НДС, которая в Беларуси отличается от используемой в странах Западной Европы и даже в республиках СНГ. Необходимо перейти на общепринятый порядок расчета налога по зачетному принципу на основе счетов-фактур, что облегчит торговые расчеты с Россией и другими государствами. Налоги, уплачиваемые из прибыли в Беларуси, по статистическим данным не превышают 35% ее объема. Однако реальные изъятия, если скорректировать издержки производства и прибыль на сумму относимых на себестоимость и уплачиваемых из выручки от реализации налогов и отчислений во внебюджетные фонды, источником уплаты которых по существу является чистый доход, составляют примерно 57%, что выходит за рамки целесообразности, так как замедляет развитие экономики. Наша концепция налогообложения прибыли исходит из необходимости:

  • реального исчисления и бухгалтерского учета самой прибыли, для чего тщательной ревизии должен быть подвергнут состав издержек производства и обращения товаров;
  • установления обоснованных ставок налогообложения распределяемой и нераспределяемой прибыли с дифференциацией их размеров для больших и малых предприятий;
  • сужения сферы налоговых льгот и придания им целенаправленного характера для стимулирования инвестиций в развитие научных исследований, техническое перевооружение производства, расширение экспортного потенциала, увеличение занятости населения, охрану окружающей среды, поддержку важнейших отраслей национальной экономики.

    Вопросов  в  сфере  налогообложения  накопилось  слишком  много, что  бы их можно  было изложить в рамках курсовой работы. Незначительная их часть будет так  или иначе рассмотрена в  недалеком  будущем.  Но большая их часть  вновь будет отложена до лучших времен.

 

        СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Адаменкова С.И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, Мн., 2002.

2. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси. Теория, методика и практика,  Мн.: Белпринт, 1999.

3. Головачев А.С., Пацкевич Л.П. Налообложение: Учебное пособие. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.

4. Гюрджан В.А. Налоги в РБ: теория и практика в цифрах. Мн.: ПЧУП "Светоч", 2002.

5. Заяц Н.Е., БондарьТ.Е. Налоги и налогообложение: учебник - 2-е изд., испр. и доп. - Мн.: Выш. шк., 2005.

6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – М., Инфра - М, 2000, учебник 1, словарь понятий и терминов.

7. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учебное пособие. 4-е изд., доп. и испр. – М.: Омега – Л, 2004.

8. Самуэльсон П. Экономика. М.: МГП «Амон» ВНОСИ, 1992. Т. 1.

9. Смит А. «Исследование о природе и рпичинах богатства народов» - М.: 1962. Кн.5.Гл.2.

10. Стасенко В.А. Налоговая политика и создание оптимальной системы Республики Беларусь, Мн.: Парадокс, 1996.

11. Тургенев Н.И. Опыт теории и практики налогов. 3-е изд. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937.

12. Ханкевич Л.А. Налогообложение и налоговое право (в вопросах и ответах). Учебное пособие для студентов юридических и экономических факультетов.- Бел. институт правоведения – Мн.: НО ООО «БИП-С», 2003.

13. Ханкевич Л.А. Налогообложение: Практикум. Мн.: БГЭУ, 2003.

14. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М., 1959.

15. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси. Учебное пособие. Мн.: БГЭУ, 2005.

16. Шмарловская Г.А.Концепции налогообложения в условиях перехода к рыночной экономике. Мн.: 1996.

17. Закон  Республики Беларусь “О бюджете  Республики Беларусь на 2005 год”

18. Концепция  реформирования налоговой  системы  республики  в 1997—1998 годах. НЭГ.  № 24. 1996.

19. Налоговый  кодекс Республики Беларусь. Общая часть. Текст Кодекса по состоянию на 25 февраля 2004 года. Мн.: Амалфея, 2004.

20. О  работе народного хозяйства Республики  Беларусь в январе — декабре 1995 г. Мн., 1995.

21. Предложения  по формированию экономической  политики (этап стабилизации). БР. № 23. 1996.

22. Программа  социально-экономического развития  Республики Беларусь на 2001-2010 годы, Мн., 2005.

23. Республика  Беларусь в цифрах в 1994 году: Статистический ежегодник. Мн., 1994.

24. Республика  Беларусь в цифрах: краткий статистический  сборник, Мн.: Минстат РБ, 2004.

25. Горбачева А. Особенности налогообложения в 2003 году. Портфель бухгалтера. 2003 - №4, с.72-80

26. Копоть М. Налоговая система Республики Беларусь. Все для бухгалтера. 2001 - №17, с.3-31

27. Национальная  экономическая газета. "2002 год:  новое в налоговом законодательстве", 2003 - №2 , с.64

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А


Информация о работе Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь