Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе освещаются теоретические вопросы налогообложения, рассматривается сущность современной системы налогообложения. Особое внимание уделено анализу и совершенствованию системы налогообложения в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является формирование определения общих условий функционирования эффективной налоговой системы в экономике и определение основных направлений совершенствования системы налогообложения в Республике Беларусь.

Содержание

Введение............................................................................................................4
1 Содержание, принципы, функции и основные элементы системы налогообложения......................................5
1.1 Классификация и виды налогов.................................................................5
1.2 Основные принципы налогообложения.....................................................6
2 Механизмы воздействия налогообложения на совокупный спрос.............14
2.1 Классический подход...............................................................................14
2.2 Кейнсианская концепция..........................................................................15
3 Налоговая система Республики Беларусь и пути её совершенствования..16
3.1 Особенности национальной налоговой системы.....................................16
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения Беларуси.................................24
Заключение......................................................................................................29
Литература......................................................................................................31

Работа содержит 1 файл

Теория налогообложения. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.docx

— 77.93 Кб (Скачать)

    Вторая  группа принципов налогообложения  включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие применимы лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством.

    Таким образом, налоговая система любого государства создается сообразно  общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. 

 

2 Механизмы воздействия налогообложения на совокупный спрос

2.1Классический  подход

    Совокупный  спрос (AD - aggregate demand) - сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные  в экономике. Он отражает связь между  объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен  в экономике.

    Кривая  совокупного спроса  показывает количество товаров и услуг, которое  потребители готовы приобрести при  каждом возможном уровне цен. Она  дает такие комбинации объема выпуска  и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

    Классическая  модель предполагает:

    - рынки всегда конкурентны;

    - изменение технологий происходит  медленно;

    - рыночная система способна обеспечить  полное эффективное использование  производственных факторов;

    - рынки всегда равновесны;

    - отсутствует государственное вмешательство  в экономику;

    - экономика – закрытая система,  не взаимодействующая с внешним  миром и т.д.

    Специфика данной модели состоит в том, что  кривая совокупного предложения  абсолютно неэластична. Совокупное предложение не зависит от уровня цен, в то время как совокупный спрос характеризуется определённой эластичностью по цене, т. е. кривая его функции имеет отрицательный  наклон. Из-за отсутствия вмешательства  в экономику государство не может  оказать существенного воздействия  на объёмы национального производства. Налоги, как один из инструментов государственного регулирования, оказывают влияние  на величину совокупного спроса. Любые  изменения в налогах приводят к изменению величины совокупного  спроса –  уровня цен, но они не могут  повлиять на реальные объёмы производства выпуска.

 

2.2 Кейнсианская концепция

   Кейнсианская  модель рассматривает функционирование экономики на коротких отрезках времени. Основные условия этой модели:

- экономика функционирует в условиях неполной занятости факторов производства;

-   цены, номинальная зарплата и другие номинальные величины относительно жесткие, медленно реагируют на рыночные колебания;

-   реальные величины (объем выпуска, занятость, реальная зарплата и др.) более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания.

   Совокупный  спрос или совокупные расходы  – это общая сумма расходов (в номинальном выражении) на приобретение товаров и услуг для потребления  и инвестиционные расходы.

   Налогообложение является одним из факторов потребления  и сбережения, поэтому налоги могут  влиять на величину потребления и  сбережения – на совокупный спрос. Рост налогов приведёт к уменьшению величины совокупных расходов. В то же время доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично потребляться, а частично идти на сбережения домашних хозяйств, что приведёт к увеличению совокупного спроса.

 

3 Налоговая система  Республики Беларусь  и пути её совершенствования

3.1 Особенности национальной  налоговой системы

    Основы  бюджетно-налоговой системы страны заложены в Конституции Республики Беларусь. Согласно ее нормам, все граждане республики обязаны принимать участие  в финансировании государственных  расходов путем уплаты законодательно установленных налогов, сборов и пошлин. Право устанавливать республиканские налоги и сборы, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту — Национальному собранию Республики Беларуси. При этом законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, снижение или увеличение расходов, могут вноситься на рассмотрение Парламента лишь с согласия Президента Республики Беларусь либо  по его поручению - Правительства. Установление местных налогов и сборов в соответствии с законом, утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении относятся к исключительной компетенции местных Советов депутатов.

    Новая, ориентированная на рынок система налогообложения была введена в действие с начала 1992 года. По сравнению с советским периодом она была действительно новой и рыночно ориентированной, во всяком случае для достигнутой стадии трансформации экономики. Строилась она исходя из двух главных соображений: необходимо было, во-первых, с учетом предстоящего объема расходов на финансирование экономики и социальных программ сохранить хотя бы на прежнем уровне налоговые поступления в бюджет в условиях спада производства и реального сокращения налоговой базы и, во-вторых, обеспечить сопоставимость национальной балансовой системы и зарубежных моделей налогообложения, приемлемых для изменившейся политической и экономической обстановки.

    В современных условиях важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно  к особенностям развития государства. Специфика перехода экономики к  рынку и решение проблем взаимоотношений  центра и регионов определяют особенности  состава и структуры налогообложения [Приложение А].

    Налоговая система Республики Беларусь основывается на признании всеобщности  и равенства налогообложения, которые конкретизируются следующим образом.

1. Каждое лицо обязано уплачивать в соответствии с действующим законодательством республиканские и местные налоги, сборы и пошлины, по которым это лицо признается налогоплательщиком.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы и пошлины, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов и пошлин, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

3. Налоги, сборы и пошлины не могут устанавливаться либо различно и меняться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.

4. Не допускается устанавливать налоги, сборы и пошлины, нарушающие единое экономическое пространство Республики Беларусь и единую налоговую систему Республики Беларусь, которые могут ограничивать свободное перемещение в пределах территории Республики Беларусь физических лиц, товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия предпринимательской и иной законной деятельности налогоплательщиков.

5. Не допускаются дополнительные налоги, сборы и пошлины или повышенные (дифференцированные) ставки налогов, сборов и пошлин в зависимости от форм собственности и гражданства (подданства) физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения имущества или денежных средств налогоплательщика.

6. Допускается устанавливать налоговые льготы для налогоплательщиков, являющихся в соответствии с законодательством Республики Беларусь резидентами свободных экономических зон, созданных на территории Республики Беларусь. (Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году [19, статья 17 пункт 1, с.17]).

7. В Республике Беларусь действуют республиканские налоги, сборы и пошлины и местные налоги и сборы. [19, статья 7 пункт 1, с.9]

8. Республиканскими признаются налоги, сборы и пошлины, действующие на всей территории Республики Беларусь. [19, статья 7 пункт 2, с.9]

9. Местными признаются налоги и сборы, действующие на территории, подведомственной местным Советам депутатов, принявшим решение о введении таких налогов и сборов. [19, статья 7 пункт 3, с.10]

10. Если международным договором (соглашением), одной из сторон которого является Республика Беларусь или Правительство Республики Беларусь, установлены иные правила и положения, чем те, которые предусмотрены в соответствии с актами налогового законодательства, то применяются правила и положения международного договора (соглашения).

    Новая налоговая система Беларуси включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Помимо общепринятых в мировой практике налогов на доходы и прибыль, взносов на социальное страхование, налогов на потребление, имущественных налогов на собственность и капитал и налогов в сфере внешнеэкономической деятельности в ее состав вошли и такие целевые платежи, как чрезвычайный налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие видь местных сборов и платежей.

   Коренной  признак налогов — их принудительный характер. С этой точки зрения к ним относятся не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц и др. Налоговую форму имеют также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

    Совокупность  налогов и сборов, взимаемых в  бюджет Республики Беларусь, определена законом Республики Беларусь "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь". В соответствии с вышеуказанным Законом взимаются следующие виды общегосударственных налогов и сборов:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на прибыль;
  4. налоги на доходы;
  5. подоходный налог с физических лиц;
  6. экологический налог;
  7. налоги с пользователей природных ресурсов;
  8. налоги на имущество;
  9. земельный налог;
  10. дорожные налоги и сборы;
  11. таможенная пошлина и таможенные сборы;
  12. гербовый сбор;
  13. оффшорный сбор;
  14. консульский сбор;
  15. государственная пошлина;
  16. регистрационные и лицензионные сборы;
  17. патентные пошлины.

    Местные налоги и сборы устанавливаются  на основании решений местных  органов власти и зачисляются  в местные бюджеты.

    Законом Республики Беларусь "О бюджете  Республики Беларусь на 2002 г." предусмотрено взимание местных налогов и сборов, полностью зачисляемых в местные бюджеты, Советами депутатов областного (областные Советы, Минский городской Совет) и базового (городские и районные Советы) территориальных уровней.

  В соответствии с данным законом были введены  следующие местные налоги и сборы:

  1. сборы с пользователя:
    • на парковку на улицах и пользование стоянками в специально оборудованных местах;
    • на право торговли;
    • с владельцев собак;
    • за право использования местной символики;
    • за выдачу ордера на квартиру;
    • за право проведения аукционов;
    • на строительство в курортной зоне;
    • за пользование объектами инфраструктуры при пересечении границы Республики Беларусь через КПП;
    • курортный сбор;
    • рыболовный и охотничий сбор;
  2. налоги на продажу в розничной торговой сети:
      • пива;
      • винно-водочных изделий;
      • табачных изделий;
      • изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

3) налоги на услуги:

  • гостиниц;
  • кемпингов;
  • мотелей;
  • ресторанов;
  • баров;
  • кафе;
  • 4) налоги, связанные с рекламной деятельностью:
  • налог на рекламу;
  • налог на рекламные стенды;
  • налог на рекламные автомашины;

5) целевые сборы:

  • транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта;
  • сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района) и др.;

6) сборы за промысловую заготовку дикорастущих растений, грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях промышленной переработки или реализации.

Информация о работе Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь