Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе освещаются теоретические вопросы налогообложения, рассматривается сущность современной системы налогообложения. Особое внимание уделено анализу и совершенствованию системы налогообложения в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является формирование определения общих условий функционирования эффективной налоговой системы в экономике и определение основных направлений совершенствования системы налогообложения в Республике Беларусь.

Содержание

Введение............................................................................................................4
1 Содержание, принципы, функции и основные элементы системы налогообложения......................................5
1.1 Классификация и виды налогов.................................................................5
1.2 Основные принципы налогообложения.....................................................6
2 Механизмы воздействия налогообложения на совокупный спрос.............14
2.1 Классический подход...............................................................................14
2.2 Кейнсианская концепция..........................................................................15
3 Налоговая система Республики Беларусь и пути её совершенствования..16
3.1 Особенности национальной налоговой системы.....................................16
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения Беларуси.................................24
Заключение......................................................................................................29
Литература......................................................................................................31

Работа содержит 1 файл

Теория налогообложения. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.docx

— 77.93 Кб (Скачать)

    Кроме того, предприятия  являются плательщиками  неналоговых платежей. К ним относятся:

  1. отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрных наук и отчисления средств пользователями автомобильных дорог;
  2. целевой сбор и местные бюджетный фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционный фонд и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда;
  3. отчисления в фонд социальной защиты населения, фонд Министерства социальной защиты населения;
  4. отчисления в республиканский фонд охраны природы.

    Налоговое регулирование распространяется на взаимоотношения государства с  гражданами, предприятиями и не только затрагивает их экономические интересы, но и имеет социальное и политическое значение. Налоги рассматриваются как средство обеспечения компромисса между всеми слоями общества, так как они взимаются из частных доходов, а перераспределяются в общественных интересах.

    Направления действия налогового механизма определяются налоговой политикой государства в целях решения стоящих перед ним задач. Поскольку политическая и экономическая ситуация в обществе периодически изменяется, налоговая политика также не может оставаться неизменной. Задача состоит и том, чтобы она осуществлялась обдуманно, с учетом сложившихся реалий, была сориентирована на приоритеты национального развития и способствовала прогрессу общества.

    Особенностью  налогов в Республике Беларусь явилось то, что их становление совпало с началом экономического кризиса, вызванного разрушением единого государства и хозяйственных связей. Обвальное падение производства, гиперинфляция, безработица обострили проблему наполнения бюджета. Налоговая политика в этот период вынужденно была направлена на решение текущих задач по добыванию денег для финансирования государственных расходов. Разработка налоговых законов проводилась в спешном порядке без серьезных обоснований и перспективных прогнозов. Ее результатом явилась громоздкая налоговая система, включающая к 1993 году 28 видов налогов, сборов и отчислений во внебюджетные фонды и централизующая в руках государственных органов 63,3% ВВП [17, c.13].

    Высокие налоги, наряду с другими факторами, обусловили увеличение издержек производства и безудержный рост цен при сокращении объемов выпуска продукции. Фискальный характер налоговой политики способствовал раскручиванию спирали «цена — заработная плата», снижению инвестиционной активности, закреплению структурных диспропорций. ВВП с 1990 по 1996 год уменьшился на 60%, скрытая безработица достигла 25—40%, реальный уровень жизни упал в 3—3,5 раза [21, c.21].

    Для выхода из кризиса требовалось принятие органами власти экономической программы, основанной на всесторонней оценке ситуации, определении приоритетов на ближайшую, среднюю и отдаленную перспективу, а также разработка механизма ее осуществления.

    Важным  звеном в цепи неотложных проблем  являлось обоснование налоговой  политики. Ее стратегической целью на макроуровне стал вывод экономики из кризиса, формирование конкурентоспособной рыночной системы, интегрирование Республики Беларусь в мировое хозяйство. На микроуровне необходимо обеспечение технического прогресса, роста инвестиций, ликвидации безработицы. По словам Хансена, налогообложение — это удобное и в высшей степени эффективное орудие для регулирования и контроля над экономической жизнью. Поэтому задачей фискальной политики является обеспечение производственных факторов [14, c.706].

    Одновременно решить весь комплекс задач по достижению намеченной цели не представляется реальным. Поэтому в налоговой политике следует ориентироваться на поэтапное получение результатов.

    Первый  этап осуществления налоговой политики ставит целью прекращение падения производства и стабилизацию экономики.

    Вторым  этапом развития налоговой политики, рассчитанным на среднюю перспективу, автор книги «Налоговая политика и создание оптимальной системы  РБ» В.А.Стасенко считает стимулирование структурной настройки экономики с привлечением отечественного и иностранного капитала для технического и технологического переоснащения производства.

    Предоставление  налоговых льгот на развитие производства и особенно совместным и иностранным предприятиям в нашей республике не повлекло значительных вложений капитала в национальное хозяйство. Следовательно, проблема должна иметь комплексное решение путем перестройки всего налогового механизма на технический прогресс.

    На  мой взгляд, необходимо, чтобы налоговый  климат в Республике Беларусь был  для инвесторов более благоприятным, чем в России или других государствах. Речь идет не только о более низкой налоговой нагрузке, но и гарантиях ее сохранения на длительный период. Именно по такому   пути   пошли   Сингапур,   Новая   Зеландия, Южная Корея, обеспечившие невиданный подъем своей экономики.

    Налоговая политика должна способствовать начинающимся в республике процессам реструктуризации экономики путем превращения крупных предприятий в концерны и холдинги, включающие в свой состав в качестве самостоятельных юридических лиц бывшие производственные участки, специализирующиеся на мелкосерийном и индивидуальном производстве деталей и узлов. Небольшие узкоспециализированные предприятия более маневренны в рыночных условиях, гибки к восприятию новых технологий, более способны управлять издержками производства и финансовыми результатами, легче включаются в мирохозяйственные связи по сравнению с индустриальными гигантами. Эффект специализации и кооперации производства доказан многолетним опытом их использования в Японии и других богатых государствах, где они поощряются всем налоговым механизмом.

    Одной из главных задач налоговой политики на всех этапах ее становления является создание условий для научно-технического прогресса. В Республике Беларусь это особенно актуально, учитывая, что за годы кризиса износ основных фондов приблизился в некоторых отраслях к 60%. Их выбытие более чем в два раза превышает ввод, продолжается динамика снижения капитальных вложений, объем которых по отношению к предыдущему году составил: в 1992 г. — 71%, в 1993 г. — 88%, в 1994 г. - 73%, в 1995 г. - 73%. [23, c.151]

    В источниках финансирования капитальных  вложений в 1995 г. преобладали собственные средства предприятий (47%), средства республиканского бюджета составляли 17%, местных бюджетов — 10%, иностранные кредиты — 4% [20, c.36].

    Реализация  первого и второго этапов налоговой  политики, которые обеспечат развитие предпринимательской инициативы, привлечение инвестиций, улучшение структуры национальной экономики, выход из кризиса и наращивание доходов государственного бюджета, позволит приступить к осуществлению ее третьего этапа, предусматривающего наиболее полное решение социальных проблем общества.

    Государству надлежит позаботиться о выравнивании налогового бремени, лежащего на различных слоях общества. Использование преимущественно косвенных налогов, включенных в цену товаров широкого потребления, приводит к экономической дискриминации социально слабых слоев населения. Тот же результат дают многочисленные налоговые привилегии, которыми пользуются социально сильные группы предпринимателей. Задача состоит в том, чтобы изменить соотношение прямых и косвенных налогов в пользу прямых, а также максимально сократить налоговые льготы. Ее решение должно быть достаточно взвешенным, чтобы не допустить замедления дальнейшего экономического развития. В принципе следует предполагать, что устранение социальной напряженности явится необходимой предпосылкой для обеспечения долгосрочного экономического роста.

    Налоговая политика государства должна находить свое воплощение в экономической программе. Правительству при ее разработке необходимо одновременно конструировать и механизм выполнения намечаемых мероприятий.

    Налоговая политика в Республике Беларусь на современном этапе и непосредственно  работа по совершенствованию действующей  системы налогообложения в Республике Беларусь проводится в соответствии с целями и приоритетами, определенными  Программой социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от от 18 декабря 2007 г. № 656. Согласно данному документу основными задачами бюджетно–налоговой политики являются снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках.

 

3.2 Основные направления  совершенствования  системы налогообложения  Беларуси

    Вопросы совершенствования налоговой системы  в Республике Беларусь являются самыми актуальными. Им посвящаются научные исследования, они широко дискутируются в экономической печати среди специалистов-практиков, аудиторов, предпринимателей. Много выдвигается предложений и целых программ по реконструкции платежей. Разрабатывается налоговый кодекс Республики Беларусь.

    В 1996 г. была разработана и одобрена Правительством Республики Беларусь Концепция реформирования налоговой системы страны в 1997—1998 гг., в соответствии с которой были изменены подходы к преобразованиям в налоговой сфере. Главными ориентирами служили те классические принципы построения налоговых систем, которые неукоснительно применяются во всех развитых странах и являются своеобразными критериями качества, конечно, в увязке с реальными целями социально-экономического развития республики.

    Иными словами, многочисленные корректировки  налогового законодательства, которые были сделаны исходя из сиюминутных интересов различных отраслей и секторов экономики, заменялись системными изменениями с ориентацией на обеспечение равного и справедливого налогообложения, нейтральности и гибкости налоговой системы по отношению к экономике, ее стабильности и предсказуемости на основе укрепления законодательно-правовых основ налогообложения, что должно было положительно отразиться на конкурентоспособности национальной экономики.

    На  основе такого подхода в программных  документах Правительства Республики Беларусь были определены следующие основные задачи и стратегические направления налоговой реформы:

  • совершенствование структуры и сокращение количества применяемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений в различного рода целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
  • введение общепринятых правовых норм и принципов налогообложения;
  • существенная модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;
  • пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам и сборам для расширения их налоговой базы с целью обеспечения возможности снижения ставок  и дальнейшего уменьшения количества налогов и сборов;
  • поиск и выбор оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов. При рассмотрении этих проблем необходимо найти такое решение, которое смогло бы обеспечить рациональное сочетание общегосударственных и местных интересов. Органам местного управления предоставляется конституционное право самостоятельно устанавливать и прекращать действие местных налогов и сборов, изменять их ставки, предоставлять льготы и принимать другие решения, но только в рамках установленных законодательно общих для всей республики принципов налогообложения. Закон должен определить исчерпывающий перечень местных налогов и сборов, а также основные принципиальные положения о каждом из них. Признано целесообразным, что основу местных сборов должны составлять главным образом имущественные налоги, поскольку именно местные власти смогут обеспечить как эффективный контроль за накопленным имуществом, так и полноту учета и сбора этих налогов. При этом бюджеты всех уровней должны обеспечиваться собственными закрепленными источниками доходов при одновременном сохранении регулирующей функции республиканских налогов.

    Решение поставленных задач осуществлялось поэтапно. В качестве основной формы  решения была избрана подготовка проекта Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного по основным принципам и положениям с аналогичным документом, уже действующим в Российской Федерации. Работа над проектом кодекса началась еще в 1995—1996 гг. С его официальным введением в действие завершается первый этап реформы, главная цель которого — реально повысить эффективность действующей налоговой системы с тем, чтобы, с одной стороны, добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет, а с другой — по возможности снизить налоговое давление на экономику и ограничить негативное воздействие налогов на рост производства, инвестиций и экспорта.

    В течение 1997—2001 гг. были осуществлены следующие  крупные преобразования:

  • с 1997 г. отменены сбор на содержание государственной пожарной службы и налоги на валютную выручку, отчисления в фонд содействия конверсии военного производства; в 1998—2001 гг. практически все внебюджетные фонды (за исключением Фонда социальной защити населения) преобразованы в целевые бюджетные фонды, ставка чрезвычайного налога снижена до 4 %; [15, c. 686]
  • с начала 1998 г. введена в действие новая редакция Закона Республики Беларусь «Об акцизах», предусматривающая введение единых станок по ряду подакцизных товаров и применение общепринятых механизмов взимания акцизных сборов; с 1999 г. введен налог с продаж автомобильного топлива, зачисляемый в дорожные фонды, с одновременной отменой отчислений от доходов по эксплуатации автомобильного транспорта;
  • с начала 1999 г. введена в действие новая редакция Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц», в соответствии с которой осуществлен переход к исчислению этого налога исходя из совокупного годового дохода и введено всеобщее декларирование доходов, существенно либерализована шкала ставок этого налога (максимальная предельная ставка снижена до 30 %); [15, c.687]
  • с 1 января 2000 г. новой редакцией Закона Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» введена обще принятая в мировой практике зачетная система взимания налога на добавленную стоимость; в течение 1999—2001 гг. проведена большая работа по переходу во взаимной торговле Республики Беларусь с государствами—участниками СНГ на принцип страны назначения при взимании косвенных налогов;
  • одновременно с введением новой системы налога на добавленную стоимость Декретом Президента Республики Беларусь № 43 «О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности» от 23 декабря 1999 г. изменен порядок налогообложения банков, страховых и других финансовых организаций, а также доходов юридических лиц от операций с ценными бумагами. Вместо налога на прибыль и налога на добавленную стоимость для них введен специальный налог на доходы, уплачиваемый банками, страховыми и другими финансовыми организациями в размере 30 % с налоговой базы, включающей помимо прибыли расходы на оплату труда, амортизацию и износ нематериальных активов. Ставка налога на доходы юридических лиц по операциям с ценными бумагами установлена в размере 40 %; [15, c.687]
  • Декретом Президента Республики Беларусь «Об упорядочении предоставления льгот юридическим и физическим лицам Республики Беларусь по налогам и таможенным платежам» от 10 марта 1997 г. № 6 установлен единый унифицированный порядок предоставления индивидуальных налоговых и таможенных льгот, направленный на ограничение их применения;
  • ежегодно законами о бюджете на очередной финансовый год устанавливается -единый перечень местных налогов и сборов, а также предельные возможные параметры их ставок, объектов налогообложения и состава плательщиков.

Информация о работе Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь