Совершенствования бухгалтерского учета расчетов по налогу на доходы физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Налогообложение доходов населения является важнейшим элементом налоговой политики любого государства. Статьей 57 Конституции Российской Федерации за гражданами РФ закреплена обязанность уплаты установленных законодательством налогов и сборов. Налог на доходы физических лиц является одним из таких налогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ИНВЕНТО»………………………………………….6
1.1. Экономическая характеристика предприятия……………………………..6
1.2. Организация бухгалтерского учета на предприятии………………………8
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………………………………………15
2.1. Экономическая сущность и порядок исчисления налога на доходы физических лиц……………………………………………………………..15
2.2. Объект налогообложения и налоговая база………………………………26
2.3. Налоговые вычеты, основания для их применения .................................38
3. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, УДЕРЖАНИЯ И РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НДФЛ В ООО «ИНВЕНТО»………………………………………………52
3.1. Исчисления налога на доходы физических лиц на предприятии……..52
3.2. Синтетический и аналитический учет расчетов по налогу на доходы физических лиц……………………………………………………………..66
3.3. Ведение бухгалтерской и налоговой отчетности НДФЛ………….……69
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ………….........................74
4.1. Оценка существующих программных продуктов для решения задач финансового учета и анализа расчетов по налогу………………………..74
4.2. Пути оптимизация механизма исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц……………………………………………………………..76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..88

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 189.76 Кб (Скачать)

Законодательством устанавливаются четкие правила  исчисления, удержания и перечисления налога для налогового агента:

·        налог по ставке 13% исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке;

·        налог по ставкам 30% и 35% исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленного налогоплательщику;

·        исчисление налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов;

·        удержание исчисленного налога производится налоговым агентом только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм. При этом сумма удержания не может превышать 50% от общей суммы выплаты;

·        если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика, причем, в течение 12 месяцев он это сделать не сможет, то налоговый агент в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств обязан в письменной форме сообщить об этом в налоговый орган. Уплата налога за счет собственных средств налогового агента не допускается;

·        излишне удержанные суммы налога возвращаются налоговым агентом по письменному заявлению налогоплательщика;

·        не удержанные (удержанные не полностью) налоги взыскиваются налоговыми агентами с физических лиц до полного погашения задолженности.

Исчисление сумм налога производится ежемесячно нарастающим  итогом с начала года с зачетом  удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Удержание начисленной суммы  налога осуществляется при фактической  выплате денежных средств налогоплательщику. Налоговые агенты обязаны перечислять  суммы начисленного и удержанного  НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода [3, c.178].

Налоговая Декларация по НДФЛ представляется налогоплательщиками  не позднее 30 апреля следующего за налоговым  периодом года. В налоговых декларациях  указываются все полученные в  налоговом периоде доходы, их источники, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы  фактически уплаченных авансовых платежей, суммы, подлежащие доплате или возврату из бюджета.

Понятие "физическое лицо" как другое название понятия "гражданин" введено Гражданским  Кодексом РФ [глава 3].

К "физическим лицам" в терминах Налогового кодекса  РФ относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без  гражданства (п.2 ст.11). В отдельную  категорию плательщиков налога на доходы физических лиц выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся  физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (п.2 ст.11 НК РФ).

Понятие "налоговый  резидент" закреплено в статье 11 НК РФ, согласно которой им является физическое лицо, фактически находящееся  на территории Российской Федерации  не менее 183 дней в календарном году. Закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ изменил понятие «налоговый резидент». Теперь резидентами считаются физические лица, которые находятся на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК).

Налоговыми резидентами  РФ на начало отчетного периода с  последующим уточнением, исходя из количества дней фактического нахождения на территории Российской Федерации  по итогам отчетного налогового периода, признаются:

·        граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства и по месту временного пребывания в пределах РФ;

·        иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации;

·        иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации. Трудовой контракт, заключенный с указанными гражданами, должен предусматривать, что они работают в РФ свыше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

В Письме Минфина  Российской Федерации от 3 мая 2005 года №03-05-01-04/120 указано, что для определения  статуса налогового резидента Российской Федерации не имеют значения ни гражданство  физического лица, ни причины, по которым  он находится на территории Российской Федерации.

Минфин России письмом от 30 июня 2005 г. № 03-05-01-04/225, указал, что доходы иностранных граждан, нанимаемых организацией для выполнения трудовых обязанностей на территории РФ, подлежат налогообложению по ставке 30%. В случае изменения налогового статуса такого работника необходимо сделать перерасчет сумм НДФЛ по этим доходам с начала календарного года по ставке 13%.

Если иностранец, став налоговым резидентом, продолжит  работать и в следующем году, то он может сразу рассматриваться  в качестве налогового резидента  на начало года, а его доходы с  января следующего года сразу подлежат налогообложению по ставке 13%.

Если иностранное  физическое лицо, временно пребывающее  на территории РФ, в течение календарного года прекращает трудовые отношения  с налоговым агентом и выезжает за пределы России  до истечения 183 дней, оно перестает быть налоговым резидентом. Налог на его доходы пересчитывается по повышенной ставке (30%). Аналогичная ситуация может возникнуть и с российским гражданином, который выехал за границу и пробыл там более 183 дней по совокупности в течение календарного года, либо выехал на постоянное место жительства за границу до истечения 183 дней пребывания в России в календарном году.

Общая сумма  налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, и исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам  налогоплательщика, дата получения  которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и  более округляются до полного  рубля.

Общая сумма  налога, подлежащая уплате в соответствующий  бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику  дохода. При этом убытки прошлых  лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу. Уплата налога производится налогоплательщиком по месту его жительства в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Наличие льгот  и вычетов в законодательстве РФ обеспечивает некоторую прогрессивность  налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую  долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы. Вместе с тем по данным фонда "Общественное мнение", 58% россиян считают действующую  в стране налоговую систему несправедливой к людям, честно зарабатывающим свои деньги.

2.2. Объект налогообложения  и налоговая база.

Под объектом налогообложения, согласно статье 209 НК РФ, понимается доход, полученный налогоплательщиком:

·       от источников в Российской Федерации или от источников за ее пределами – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

·       от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся резидентами РФ.

В соответствии со статьей 41 первой части НК РФ, доходом  признается экономическая выгода в  денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможной  ее оценки в той мере, в которой  такую выгоду можно оценить

Схема 2.3.

Схема

исчисления  базы по налогу на доходы физических лиц

 

Денежное  выраже-ние различных видов доходов  за налоговый период облагаемых по разным ставкам:

6,13, 30, 35%

  получены от источников в РФ резидентами РФ

и нерезидентами

Не признаются дохо-дами опреации между членами  семьи и род-ственниками (соглас-но семейного кодекса РФ)
от  источников за пределами РФ резидентами РФ
 

Налоговая

база

= Доходы Доходы, не подлежащие налогообложению Налоговые вычеты

(по доходам,  облагаемым только по ставке 13%)

                 
        Стандартные   Имущественные
Доходы, не подлежащие налогообложению  у всех граждан   Доходы, не подлежащие налогообло-жению у  отдельных граждан    
             
      3000 руб   Доходы  от продажи имущества
       
         
      500 руб      
               
                Расходы на строительство и приобретение жилья
  Вознаграждения  за выполне-ние трудовых и иных обязан-ностей, работ, услуг, действий (компенсационные, норматив-ные, введенные законами)     400 руб  
     
       
    300 руб 

на каждого  ребенка

 
         
               
  Материальная  помощь,пенсии, пособия,алименты,ЧС и  суммы иных аналогичных выплат от государства  или работодателя; не более2000 руб по каждому из оснований: вознаграждения, медикаменты,призы, подарки            
    Социальные   Профессиональные
   
           
      Расходы на благотво-рительные цели   Расходы по до-говорам граж-данско- право-вого характера
     
           
  Страховые взносы и страховые  выплаты      
       
                   
  Гуманитарная  помощь (от организаций  по перечню Правительства  РФ)     Расходы на обучение   Расходы по ав-торским возна-граждениям
     
               
  Выигрыши  и призы, по-лучаемые в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях  с целью рекламы (не более2000р)     Расходы на лечение      
      Расходы по изв-лечению доходов
       
             
                                     

В Налоговом  Кодексе РФ установлен перечень доходов, подлежащих налогообложению.

К доходам от источников в Российской Федерации  относятся:

·       дивиденды и проценты, полученные от российской организации, индивидуального предпринимателя или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в России;

·       доходы, полученные в РФ от авторских или смежных прав;

·       доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в РФ;

·       доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации, акций и иных ценных бумаг в РФ, долей в уставном капитале российских организаций и другого имущества;

·       вознаграждение за выполнение трудовых и иных обязанностей, выполненные работы или услуги, полученное в РФ;

·       пенсии, пособия и иные выплаты, полученные в соответствии с российским законодательством;

·       другие доходы, полученные в результате деятельности в РФ. Расшифровка доходов физических лиц, полученных от российских и иностранных источников, дана в статье 208 НК РФ.

К российским источникам относятся:

·     российские организации любых форм собственности;

·     российские индивидуальные предприниматели;

·     иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства (филиалы).

К источникам за пределами Российской Федерации  относятся иностранные организации, не имеющие постоянных представительств (филиалов) в России. Иностранными организациями  являются иностранные юридические  лица, компании и другие корпоративные  образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных  государств, международные организации.

Перечень доходов, полученных от источников за пределами  Российской Федерации, аналогичен перечню, приведенному выше, но включает доходы, полученные от иностранных организаций, находящегося за пределами России имущества  и другой деятельности, осуществляемой вне страны. [14, c.155].

Законодательством предусматривается возможность  ситуации, когда трудно однозначно отнести источник дохода к российскому  или иностранному. В таких случаях  отнесение дохода к тому или иному  источнику осуществляется Минфином РФ (п.4 ст.208 НК РФ).

Информация о работе Совершенствования бухгалтерского учета расчетов по налогу на доходы физических лиц