Специальный налоговый режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы обусловлены тем, что для современной экономики Казахстана малый бизнес, сельское хозяйство и отрасли добывающей промышленности являются приоритетными сферами. Поэтому создание эффективной, простой и целеполагающей системы налогообложения их хозяйствующих субъектов является первоочередной финансовой задачей. С этой целью Кодексом установлены специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса, сельскохозяйственных товаропроизводителей и лиц, занимающихся игорным бизнесом и организацией азартных игр.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 86.81 Кб (Скачать)

Также специальный режим налогообложения  не предусматривает единого подхода  к механизму исчисления уплаты налогов  по формам предпринимательской деятельности.

Необходимо также изучить возможность  введения ежегодного сплошного декларирование своего имущественно-финансового состояния, изменив при этом порядок оценки имущества для юридических и физических лиц. Необходимость такого мероприятия вызвана тем, что, введя сплошное декларирование имущественно-финансового состояния граждан,  в правовом отношении будет обеспечена регистрация базового уровня материального положения физического лица, получены реальные данные о совокупности принадлежащего лицу имущества, денежных вложений, активных и пассивных долгов как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами. Таким записи в декларации должны быть сделаны на основе соответствующих правовых документов.

Также ключевой задачей текущего периода  является легализация доходов в  этой сфере. Пока удалось добиться увеличения зарплаты на предприятиях малого бизнеса  до уровня прожиточного минимума.

Другой важнейшей задачей налогового администрирования по-прежнему остается обеспечение сохранения тенденции  роста в сфере предпринимательства  при разумном снижении налогового бремени.

Считается, что субъектам специальных  налоговых режимов выгодно использовать упрощенную систему налогообложения  только при низкой доле материальных затрат. Из двух форм упрощенной системы - налогообложение валовой выручки  и налогообложение совокупного  дохода - предпочтительнее первая, существенно  упрощающая налогообложение и ведение  бухгалтерского учета и отчетности.

При налогообложении выручки у  малого предприятия лишь один объект налогообложения и контроля - собственно выручка. При налогообложении совокупного  дохода объект налогообложения также  один, но контролировать необходимо не только выручку, но и себестоимость, что является одной из самых трудоемких процедур. Таким образом, малым предприятиям выгодно переходить на упрощенную систему  налогообложения лишь при незначительных расходах на материальные ресурсы. К  таковым относятся предприятия, деятельность которых связана не с производством, а с оказанием  услуг и выполнением работ  из материалов заказчика.

Система налогов на малый бизнес должна формироваться с учетом ведения  региональных налоговых льгот для  предприятий, инвестирующих капитал  в экономически отсталые районы, выполняющих  важнейшие региональные программы, а также осуществляющих свою деятельность в приоритетных отраслях.

Зачастую налогоплательщики помимо деятельности, с доходов от которой  они уплачивают единый налог, осуществляют другие виды деятельности. В этом случае следует уплачивать налог по видам  деятельности в общепринятом порядке, обеспечив раздельное ведение бухгалтерского учета результатов хозяйственной  деятельности. Для малых предприятий  это весьма затруднительно.

Некоторые вопросы, несмотря на явные  положительные моменты, законодатель все же обошел. А они требуют  урегулирования и вызывают ряд проблем  при исчислении подоходного налога. В частности, вопросы определения  расходов для определения налогооблагаемой базы индивидуального предпринимателя, вопросы ведения учета доходов  и расходов, которые отсылаются в  Законе "Об индивидуальном предпринимательстве" к НК РК, в НК РК в Налоговом  Кодексе урегулированы недостаточно именно для индивидуальных предпринимателей.

Не удалось обеспечить безболезненный переход к новой налоговой  системе и устранить возможности  для возникновения негативных правовых и финансовых проблем у субъектов предпринимательской деятельности среди физических лиц. В частности, можно отметить, что по-прежнему страдает информационное обеспечение предпринимательской среды физических лиц. Многие не владеют достаточными знаниями. Поэтому налоговые органы должны организовывать тренинги, связанные с порядком уплаты отдельных видов налогов по стандартной схеме при уплате подходного налога.

Сфера  индивидуального  предпринимательства относится  к числу тех сфер, которые нелегко  поддаются налоговому контролю. Если финансовые потоки организации, являющейся крупным налогоплательщиком, всегда находятся под пристальным вниманием  налоговых органов, а текущие  налоговые платежи являются объектом постоянного мониторинга, то в отношении  малого бизнеса налоговый контроль объективно не может носить столь  глобального, всеобъемлющего характера.

Как показывает анализ, сфера малого бизнеса наиболее подвержена налоговым  отклонениям. Нарушения встречаются  в таких формах, как:

  • непостановка на учет в налоговых органах;
  • уклонение от сдачи налоговой отчетности;
  • не оприходование денежной выручки;
  • фальсификация данных бухгалтерского учета или его полное отсутствие.

В связи с этим усиление налогового контроля за этой сферой деятельности будет способствовать обеспечению  дополнительных налоговых поступлений  в бюджет. Проведение выездных налоговых  проверок индивидуальных предпринимателей имеет ряд особенностей.

Проведя некоторый анализ, можно  выявить следующую закономерность: если выездные налоговые проверки юридических  лиц на 100% проводятся в стенах проверяемых  организаций, то выездные налоговые  проверки индивидуальных предпринимателей практически всегда приходится проводить  на территории налогового органа. Это  объясняется тем, что часть индивидуальных предпринимателей не имеют производственных площадей и офисов, объемы подлежащей проверке документации у большинства  индивидуальных предпринимателей меньше, чем у юридических лиц, и поэтому  у них есть возможность представить  все требуемые для проведения проверки документы.

Для успешного проведения выездных налоговых проверок индивидуальных предпринимателей, занимающихся торгово-закупочной деятельностью, большую роль играют рейдовые проверки, которым в последнее  время уделяется много внимания.

Выездные налоговые проверки дают меньше результатов, чем рейдовые, так  не позволяют проводить мониторинговую деятельность по всем типам доходов  индивидуальных налогоплательщиков и  следовательно не учитывают всех особенностей отдельных льготников. 

Серьезные проблемы в плане доказательства ведения налогоплательщиком предпринимательской  деятельности возникают в таких  сферах, как образование, юридические, аудиторские, консультационные и бухгалтерские услуги, ремонтно-строительные и бытовые услуги. А если они выполняются на дому, то доказать деятельность совершенно не представляется возможным. Здесь не помогут даже рейдовые проверки.

Тяжело проверить деятельность индивидуальных предпринимателей в  сфере оказания транспортных услуг, так как работать они могут  не только по району, но и по региону  и по стране.

По мнению налоговых инспекторов, работающих непосредственно с предпринимателями, в том числе и с физическими  лицами, еще много работы предстоит  налоговым органам в плане  улучшения форм и методов налогового контроля.

Существуют также некоторые  проблемы и особенности проведения выездных налоговых проверок индивидуальных предпринимателей, использующих традиционную систему налогообложения.

По традиционной системе налогообложения  работают в основном предприниматели, занимающиеся производственной деятельностью  и оптовой торговлей. Кроме налога на доходы, они уплачивают НДС и  обязаны вести полный учет доходов  и расходов, расчет и уплату этих налогов.

Организация труда, ведение учета  доходов и расходов и многие другие аспекты деятельности предпринимателей основаны на тех же принципах, что  и на предприятии. Однако в отличие  от предприятий бухгалтерский учет индивидуальных предпринимателей ведется  на основании всего лишь одного приказа  и за нарушение правил ведения  бухгалтерского учета налоговая  ответственность не предусмотрена.

Большая проблема возникает при  формировании доказательной базы при  проведении выездных налоговых проверок по НДС в производственной деятельности. Здесь ситуация складывается таким  образом, что налогоплательщик занижает свои доходы, а расходы показывает в полном объеме.

Обеспечение рационального отбора налогоплательщиков для выездных налоговых  проверок является основной проблемой, без принципиального решения  которой невозможен качественный контроль за сферой малого предпринимательства. Лишь применение высокоэффективной  системы отбора позволяет обеспечить максимальную концентрацию усилий налоговых  органов на проверках тех налогоплательщиков, вероятность обнаружения нарушений  у которых представляется наиболее реальной.

Критерием отбора для выездных налоговых  проверок индивидуальных предпринимателей являются следующие категории налогоплательщиков:

- налогоплательщики, которые показывают  в отчетности (например, в декларациях)  большие обороты (доходы) и очень  большие расходы, т.е. облагаемый  доход у которых очень маленький;

- налогоплательщики, у которых  были выявлены нарушения налогового  законодательства по результатам  предыдущей проверки, повлекшей начисление финансовых санкций;

- налогоплательщики, уклоняющиеся  от представления отчетности  или представляющие нулевую отчетность;

- налогоплательщики, которые предъявляют  крупные суммы НДС к возмещению  из бюджета;

- налогоплательщики, допустившие  убытки от финансово-хозяйственной  деятельности на протяжении ряда  отчетных периодов;

- налогоплательщики, на которых  поступила информация от правоохранительных  органов, а также от других  налоговых органов по результатам  контрольной работы.

С целью определения существования  скрытых источников доходов налоговиками необходимо проводить сравнительный  анализ финансовых результатов деятельности индивидуальных предпринимателей, ведущих  аналогичную деятельность.

В основе формирования налоговой политики должны быть положены две взаимно увязанные  методологические посылки: использование  налоговых платежей  для  формирования  доходной  части бюджетов различных  уровней  и  решение фискальных задач  государства; использование  налогового  инструмента   в   качестве косвенного метода регулирования  экономической деятельности.

И если до недавнего времени считалось,  что высокий  уровень  налогов  и  степень прогрессивности налоговых  шкал соответствуют,  как правило,  высоким уровням развития экономики  и социальной защищенности населения,  то сейчас общей тенденцией в области  налогообложения в зарубежных странах  является  снижение фактического налогового бремени на прибыль корпорации и  доходы физических лиц.

Следует также иметь в виду,  что  установление  высокого уровня   налогового  изъятия  с  целью  решения  прежде  всего фискальных задач и наполнения бюджета не может являться  основой  налоговой  стратегии  на сколько-нибудь продолжительный  период.  Использование принципа формирования налогов от доходной части  бюджета с целью достижения его  бездефицитности неизбежно ведет к установлению  завышенных  норм  налогообложения. При этом игнорируется объективная зависимость между величиной налоговой ставки и ростом  поступлений в бюджет.  Совокупный уровень налогообложения не должен выходить за допустимые пределы, иначе он будет носить угнетающий и запретительный характер. Чрезмерный налоговый пресс провоцирует резкое сокращение базы налогообложения,  поскольку препятствует  созданию  новых предпринимательских структур  и обрекает  на  массовые банкротства уже существующие.  В результате продолжается спад производства,  а значит,  резко сокращаются поступления в бюджет, что ставит под сомнение осуществимость антиинфляционной  стратегии:  иного выхода,  кроме дополнительной эмиссии денег,  в этих условиях не предвидится.  Таким образом, оптимальный уровень налогового изъятия предполагает такое совокупное бремя на юридических и физических лиц,  при котором налоги не оказывают угнетающего воздействия на предпринимательскую и инвестиционную деятельность,  а также на жизненный уровень населения, одновременно  обеспечивая в необходимом объеме поступления в бюджет. Бюджетные ограничения должны быть, с одной стороны достаточно жесткими и универсальными, чтобы не допустить поддержки (посредством излишней дифференциации) неконкурентно  способных предприятий и отраслей,  закрепляющей существующую нерациональную структуру производства.  С другой стороны,  необходимо использовать налоговые методы в качестве рычага,  влияющего на экономическое поведение хозяйственных субъектов и стимулирующего их производственную и инвестиционную деятельность.

В нашей  стране рост деловой активности предпочтительнее стимулировать путем облегчения налоговой нагрузки. Снижение ставки налогообложения приведет к росту производств, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение поступлений. Увеличение объема валового продукта без инфляции, как подтверждает мировой опыт, достигается умелым манипулированием налоговыми ставками и льготами, прогрессивностью самой системы налогообложения. Так, в США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция провели налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала и стимулирование бизнес-активности. Прежде всего, были сокращены ставки корпоративного налога. В Соединенных Штатах с 46 до 34 процентов, Британии - с 45 до 35, Франции - с 50 до 42, Японии - с 42 до 37,5 процента.

Информация о работе Специальный налоговый режим