Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время бесспорным является то, что эффективная налоговая система - один из ключевых факторов успеха экономического развития страны. Налоговую систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин). Это понятие охватывает и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы налоговой системы РФ 7
1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 7
1.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участники и виды налоговых правоотношений 14
1.3 Налоги и сборы в РФ и их классификация 25
2 Особенности построения налоговой системы зарубежных стран 35
2.1 Общие понятия о налоговых системах зарубежных стран 35
2.2 Налоговая система США 42
2.3 Налоговая система Канады 49
3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран 55
3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем 55
3.2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и США, Канады 63
3.3 Международное сотрудничество РФ в области налогообложения 67
Заключение 73
Список используемых источников 77

Работа содержит 1 файл

к719 Курсовая работа Налоговая система США, Канады, РФ.docx

— 407.59 Кб (Скачать)

По содержанию они делятся на отношения, складывающиеся в процессе: 1) установления и введения налогов и сборов; 2) взимания налогов и сборов; 3) проведения налогового контроля; 4) привлечения к ответственности за налоговые правонарушения; 5) обжалования актов налоговых органов, а также действия (бездействия) их должностных лиц.

По цели они  делятся на отношения основные и  обеспечительные (сопутствующие). Традиционно основными считаются отношения по взиманию, уплате налога или сбора. В то же время отношения, возникающие по поводу постановки на налоговый учет, по проведению налоговых проверок и т.п. принято рассматривать как вспомогательные, обеспечивающие выполнение обязанностей налогоплательщиком, предусмотренных налоговым законодательством.

Итак, в науке  сложилось несколько подходов к  классификации налоговых правоотношений по различным основаниям. Например, по характеру налогово-правовых норм, по целям или по субъектному составу. Но любая из описанных выше классификаций налоговых правоотношений не совершенна. Классификации налоговых правоотношений представляют собой явления научной абстракции, поэтому их число может быть увеличено.

На рисунке 3 представлены участники налоговых правоотношений.

Рисунок 3 - Участники  налоговых правоотношений

Ст. 9 НК РФ23 устанавливает четыре категории участников налоговых отношений: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами; 3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации). Субъекты налогового правоотношения выделяются в зависимости от их роли в данных отношениях. Субъект налогового правоотношения характеризуется не индивидуальными, а особенными признаками, которые являются обобщением свойств конкретных их участников. Существенной особенностью субъекта налоговых правоотношений является его правовой статус, основу которого составляет налоговая правосубъектность. Налоговая правосубъектность включает в себя налоговую правоспособность и дееспособность. Налоговая правоспособность представляет собой способность лица иметь права и нести соответствующие обязанности, дееспособность – способность лично участвовать в налоговых правоотношениях, а также нести ответственность за нарушения налогового законодательства.

Сказанное выше позволяет сделать следующие выводы:

Налоговые правоотношения – это юридическая взаимосвязь  между участниками процесса по установлению, введению и взиманию налогов и  сборов в Российской Федерации в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, основным содержанием которой являются субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности участников, содержащиеся в налогово-правовых нормах, и которая возникает на основе фактов, предусмотренных данными нормами

Основными субъектами налогового правоотношения являются налогоплательщик, с одной стороны, и государство в лице налоговых органов – с другой. Участие всех иных лиц в налоговых правоотношениях носит факультативный характер.

1.3 Налоги и сборы в РФ и  их классификация

 

Классификация налогов — это система их группировки по определенным признакам. По субъекту уплаты налога: юридические лица и физические лица. По объекту налогообложения: операции на реализацию, имущество, землю, капитал, прибыль, доход, средства потребления. По источнику уплаты: заработная плата, выручка, прибыль, себестоимость. По назначению: общие налоги — расходуются на цели, определенные в бюджете; специальные налоги — имеют строго целевое назначение. По способу обложения: кадастровые, представляющие собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), классифицируемый по внешним признакам: размер участка, объем двигателя; декларационные — официальное заявление налогоплательщика о поученных доходах за определенный период времени. По методу исчисления: регрессионные; пропорциональные; твердые; кратные суммы (МРОТ). По способу изъятия: прямые налоги: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц; косвенные налоги: акцизы, НДС, налог с продаж, таможенные пошлины. По принадлежности к уровню власти и управления: федеральные; региональные; местные.

1) Федеральные налоги  и сборы:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • налог на наследование или дарение;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина;
  • таможенные пошлины;

2) Региональные налоги:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог;

3) Местные налоги:

  • земельный налог
  • налог на имущество физических лиц

Рассмотрим более подробно федеральные налоги:

Налог на добавленную стоимость24. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее — налогоплательщики) признаются: организации индивидуальные предприниматели лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе— налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ,  услуг) на территории Российской  Федерации, в том числе реализация  предметов залога и передача  товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг)

2) передача на территории Российской  Федерации товаров (выполнение  работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций

3) выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления

4) ввоз товаров на таможенную  территорию Российской Федерации.

Акцизы25

В таблице 1.1 представлены  элементы налога, характеристики и  основания по состоянию НК РФ на 25.12.2012 г.

 

Таблица 1.1 – Акцизы

Элемент налога

Характеристика

Основание

Налогоплательщики

Следующие лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению:

1. Организации 

2. Индивидуальные  предприниматели

3. Лица, признаваемые  налогоплательщиками в связи  с перемещением товаров через таможенную границу РФ

Ст.179 НК РФ

Объект налогообложения

Объектом налогообложения  признаются следующие операции:

-  реализация  на территории РФ лицами произведенных  ими подакцизных товаров;

-  продажа  лицами переданных им на основании  приговоров или решений судов  конфискованных или бесхозяйных  подакцизных товаров;

-  передача  на территории РФ лицами произведенных  ими из давальческого сырья  подакцизных товаров собственнику  указанного сырья либо другим  лицам;

-  передача  в структуре организации произведенных  подакцизных товаров для дальнейшего  производства неподакцизных товаров  (кроме прямогонного бензина и  этилового спирта);

-  передача  на территории РФ подакцизных  товаров для собственных нужд;

-  передача  на территории РФ подакцизных  товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества;

-  передача  организацией произведенных ею  подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации, а также передача в рамках договора простого товарищества, при выделении его доли из общего имущества или разделе такого имущества;

-  передача  произведенных подакцизных товаров  на переработку на давальческой  основе;

-  ввоз подакцизных  товаров на таможенную территорию  РФ;

-  получение  денатурированного этилового спирта  организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции

-  получение  прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ

Ст.181-186 НК РФ

Налоговая база

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Определение налоговой  базы при реализации (передаче) или  получении подакцизных товаров.

Налоговая база по реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров.

В отношении подакцизных  товаров, для которых установлены  различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Определение налоговой  базы при ввозе подакцизных товаров  на таможенную территорию РФ

Ст.187-191 НК РФ

Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Ст.192 НК РФ

Налоговые ставки

Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по следующим налоговым ставкам

Ст.193 НК РФ


 

Окончание таблицы 1.1

Элемент налога

Характеристика

Основание

Порядок исчисления акциза

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении  которых установлены твердые налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении  которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении  которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Ст.194 - 198 НК РФ

 

 

 

Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.

Сумма акциза исчисляется  по итогам каждого налогового периода  применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма акциза, предъявляемая  продавцом покупателю

 

Налоговые вычеты

Налогоплательщик  имеет право уменьшить сумму  акциза на налоговые вычеты. Вычеты сумм акциза осуществляются в следующем порядке.

Ст.200-201 НК РФ

Сумма акциза, подлежащая уплате

Сумма акциза, подлежащая уплате определяется по итогам каждого  налогового периода как уменьшенная  на налоговые вычеты сумма исчисленного акциза. Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде превышает исчисленную сумму акциза, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает. При этом сумма превышения подлежит зачету в счет текущих или предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.

Сумма акциза, подлежащая возврату

Ст.202-203 НК РФ

Сроки и порядок уплаты акциза, отчетность

Уплата акциза при реализации подакцизных товаров  производится исходя из фактической  реализации за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному  этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими соответствующие свидетельства, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз уплачивается по месту производства подакцизных  товаров. При получение денатурированного  этилового спирта - по месту оприходования  приобретенных в собственность  подакцизных товаров. При производстве прямогонного бензина - уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые  органы по месту своего нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, имеющие специальные свидетельства - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Сроки и порядок  уплаты акциза при ввозе подакцизных  товаров на таможенную территорию РФ устанавливаются таможенным законодательством.

Ст.204-205 НК 


 

Налог на доходы физических лиц26

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц  признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

  1. от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации— для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации
  2. от источников в Российской Федерации— для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.27.

Налог на прибыль организаций

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе— налогоплательщики) признаются:

  • российские организации
  • иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе— налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью для расчета данного налога признается:

  1. для российских организаций— полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой
  2. для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства,— полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой
  3. для иных иностранных организаций— доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Информация о работе Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран