Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время бесспорным является то, что эффективная налоговая система - один из ключевых факторов успеха экономического развития страны. Налоговую систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин). Это понятие охватывает и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы налоговой системы РФ 7
1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 7
1.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участники и виды налоговых правоотношений 14
1.3 Налоги и сборы в РФ и их классификация 25
2 Особенности построения налоговой системы зарубежных стран 35
2.1 Общие понятия о налоговых системах зарубежных стран 35
2.2 Налоговая система США 42
2.3 Налоговая система Канады 49
3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран 55
3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем 55
3.2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и США, Канады 63
3.3 Международное сотрудничество РФ в области налогообложения 67
Заключение 73
Список используемых источников 77

Работа содержит 1 файл

к719 Курсовая работа Налоговая система США, Канады, РФ.docx

— 407.59 Кб (Скачать)

2.3 Налоговая система  Канады

 

Налоговая система Канады - это система налогов и сборов, установленных в Канаде, а также совокупность принципов, форм и методов их взимания. Канадская налоговая система состоит, главным образом, из подоходного налога с физических лиц и обществ, а также из налога на потребление. Подоходный налог регламентируется федеральным Законом о подоходном налоге. Налог на потребление регламентируется Законом об акцизном сборе. Взимание налогов и управление федеральными налоговыми законами закреплены за Налоговой службой Канады — агентством Министерства налогов и сборов Канады. Провинции и территории также имеют свою налоговую систему. Касающиеся подоходного налога провинциальные налоговые законы в основном отражают федеральный закон, а взимание налогов доверено Налоговой службе Канады.   Квебек  является единственной провинцией, имеющей полноценный закон о подоходном налоге (Закон о налогах), хотя он и скопирован большей частью с федерального закона. Провинция Квебек сама собирает свои налоги и сборы. Провинции Онтарио и Альберта также сами собирают свой налог на доходы обществ.

Обязанность уплачивать подоходный налог основывается на понятии постоянного местожительства51. При этом в соответствии с Законом о подоходном налоге канадским резидентом считается каждое лицо, проживающее в стране более 183 дней, Облагается налогом всемирный доход канадских резидентов, тогда как лицо-нерезидент уплачивает налог лишь с заработной платы, полученной в Канаде, предпринимательского дохода, относящегося к постоянно действующему в Канаде предприятию, и с доходов от капитальных вложений, реализованных при распоряжении облагаемым канадским имуществом. Для физических лиц налоговый год обычно соответствует календарному году, то есть от 1 января до 31 декабря. Для обществ налоговый год обычно соответствует их финансовому году. Налоговый год охватывает период с 1 января по 31 декабря.

Физическое лицо должно представить свою декларацию о доходах  не позднее 30 апреля после окончания  налогового года (или до 15 июня, если это же физическое лицо владеет индивидуальным предприятием), по мере того как оно  получает доход, подлежащий налогообложению. Общества, зарегистрированные в Канаде, обязаны представить декларацию о доходах не позднее чем через шесть месяцев после окончания их налогового года. В случае представления просроченной декларации или утаивания доходов могут применяться административные или даже уголовные меры.

В Канаде федеральный подоходный налог был установлен в 1917 на основании Закона о военном подоходном налоге. Этот закон был впоследствии заменён Законом о подоходном налоге, изданным в 1948. В 1952 этот закон был включён в общий пересмотр законодательства. В 1965 был представлен Отчёт Картера, разобравший канадский режим налогообложения во всей его глубине и предлагавший существенные изменения налоговой политики и соглашений по вопросам налогообложения между федеральным правительством и провинциями. Впоследствии закон подвергался многочисленным переделкам, в том числе реформе 1971, вводившей определённые рекомендации к Отчёту Картера. После этого Закон о подоходном налоге подвергается многочисленным ежегодным изменениям, о главных из которых объявляется министром финансов при внесении проекта бюджета52.

Применение к обществам

В соответствии с канадским  правом, общества считаются юридическими лицами и облагаются налогом. По закону существует ряд категорий обществ, в частности: частное общество; частное общество под канадским контролем; государственное общество.

Общий налоговый режим, а также налоговая ставка меняются в зависимости от вида общества.

Товарищества (договорные товарищества; точнее, полные товарищества и товарищества на вере) не являются юридическими лицами и, таким образом, не являются налогоплательщиками. Между тем, закон о подоходном налоге предусматривает, что товарищество должно рассчитывать свой доход, как если бы оно являлось юридическим лицом. Как только этот доход определяется, члены товарищества должны уплатить налог на часть дохода товарищества, которая им полагается.

Доверительная собственность  не является ни лицом, ни налогоплательщиком. Между тем, закон предусматривает, что доверительная собственность  будет считаться физическим лицом  с целью установления подоходного  налога. Доверительный управляющий отвечает за уплату этого налога.

Расчёт облагаемого дохода

Закон различает доходы по их природе, или источнику. Таким  образом, различают доход от оплачиваемой работы или службы (лишь применительно к физическим лицам), имущественный доход, предпринимательский доход и прирост капитала. Некоторые другие суммы включаются в доход просто в силу Закона. В принципе, доход, не происходящий ни от одного из этих источников, не подлежит налогообложению. В таком случае говорят о случайной прибыли (например, выигрыш в лотерее).

Подлежат налогообложению  лишь 50 % доходов от капитала53.

Доход от оплачиваемой работы или службы включает заработную плату  и все выгоды, связанные с занятостью.

Доход от имущества или  от предприятия, прежде всего, определяется как прибыль от имущества или предприятия. Эта прибыль определяется на основании существующих коммерческих принципов. В общем (но не всегда) эти принципы соответствуют общепризнанным принципам бухгалтерского учёта. Между тем, эта прибыль должна быть изменена, так чтобы соответствовать многочисленным особым правилам определения дохода, предусмотренным в Законе. К числу имущественных доходов относятся проценты, дивиденды, арендная плата и плата за наём. Между тем, эти виды доходов могут относиться к предпринимательскому доходу, если они получены в условиях ведения хозяйства предприятия. Расходы, произведённые для получения имущественного или предпринимательского дохода, включаются в себестоимость в той степени, в какой Закон устанавливает это. Расходы на капитал в качестве капитальных затрат могут быть амортизированы и вычитаются в соответствии с правилами, предусмотренными в Законе по этому поводу. Налогоплательщик, терпящий убыток в налоговом году, сможет перенести его на другой налоговый год и вычесть при расчёте своего облагаемого дохода. Существуют различные виды убытков, среди которых есть убытки капитала и иные убытки.

В определённых ситуациях  Закон предусматривает освобождение от налога на прирост капитала, в  частности освобождение от налога на прирост капитала, заключённого в акциях малых предприятий, с максимальным вычетом в 750 000 $. (Это касается лишь физических лиц, исключая доверительную собственность)54.

Закон различает собственно доход (обычно называемый чистым доходом) и облагаемый доход. Налог рассчитывается с облагаемого дохода. Облагаемый доход соответствует чистому доходу, над которым были произведены определённые коррективы. Так, облагаемый доход налогоплательщика соответствует его чистому доходу, рассчитанному за год, за вычетом сальдо иных убытков, понесённых в течение предыдущих налоговых периодов и перенесённых на данный налоговый год.

Расчёт федеральных налогов:

Подоходный налог с  физических лиц рассчитывается посредством  прогрессивных ставок. (но лишь провинция  Альберта приняла единую ставку для  провинциального подоходного налога с физических лиц). Для сокращения суммы уплачиваемого налога могут использоваться определённые налоговые кредиты.

Прогрессивные ставки, применяемые  на федеральном уровне с 2012 представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Прогрессивные ставки, применяемые на федеральном уровне с 2012

Облагаемый доход

Ставка

до 42 707 $

15 %

с суммы свыше 42 707 $ (от 42 707$ до 85 414 $)

22 %

с суммы свыше 85 414$ ( от 85 414$ до 132 406 $)

26 %


 

Рассмотрим ставки, применяемые  к обществам. В отличие от физических лиц, общества имеют более сложную убывающую шкалу. Так, базовая ставка составляет 38 %. Однако с применением кредитов реальная ставка колеблется от 13 % до 22 %. Например, частное общество под канадским контролем, имеющее облагаемый доход менее 500 000 $, и постоянно действующее лишь в провинции Квебек предприятие могут получить кредит на 16 % и вычет с провинциального налога в размере 10 %. К тому же, все общества облагаются дополнительным налогом в 4 %, добавляемым к базовой ставке после провинциального вычета, если таковой имеет место. Общества, как и физические лица, облагаются федеральным подоходным налогом и подоходным налогом провинций, в которых они имеют постоянно действующие предприятия.

Налоги на потребление:

Налог на продукты и услуги, также известный по своему сокращению (НПУ),— это налог на добавленную стоимость, распределяющийся между федеральным бюджетом и бюджетами провинций и территорий. В зависимости от территории федеральная ставка составляет 5, 6, 7 %. Провинции и территории также применяют налог на потребление. В некоторых провинциях, например в Квебеке, речь идёт о налоге на добавленную стоимость, похожем на федеральный НПУ, но применяемом после (скрытый дополнительный налог). Другие провинции по-прежнему собирают простой налог с продаж.

Муниципалитеты и школьные комиссии в Канаде обычно собирают налог на недвижимость. Муниципалитеты и школьные комиссии относятся к провинциальной юрисдикции, поэтому эти налоги взимаются на основании провинциальных законов.

Лица-нерезиденты и подоходный налог

Лица-нерезиденты, получающие имущественный  доход в Канаде, должны платить налог в 25 %, применимый к сумме нетто платежей, которые им произведены. Предусмотрено, что канадский плательщик должен сам произвести удержание налога с этих переводимых нерезидентам за границу платежей. Эта ставка может быть сокращена на основании условий международного налогового соглашения. В некоторых случаях выплаты дивидендов теперь предусмотрено, что никакой налог не будет ни удерживаться, ни подлежать уплате.

Кроме имущественных доходов, получаемых из Канады, существует три ситуации, обязывающие лицо-нерезидента уплатить налог в Канаде:

  1. получение заработной платы в Канаде;
  2. распоряжение определённым имуществом, именуемым «канадское облагаемое имущество»;
  3. ведение хозяйства на постоянно действующем предприятии;
  4. смерть и наследование.

Налога на наследство не существует. Между тем, в момент своей смерти физическое лицо считается располагающим всем своим имуществом по рыночным ценам и наследство становится предметом налогообложения, с которого необходимо уплатить налог на произошедший прирост капитала.

Освобождения:

Определённые лица или образования  в Канаде освобождаются от налогов. Это, например, иностранные государственные  служащие на работе в Канаде, городские администрации, профессиональные союзы и общества, управляющие пенсионными фондами. Заработная плата, получаемая от исполнения обязанностей генерал-губернатора Канады, также не подлежит налогообложению. Некоммерческие организации также освобождены от подоходного налога.

 

3 Сравнительная характеристика  налоговой системы РФ и зарубежных  стран

3.1 Общие принципы реформирования  налоговых систем

 

Вопросы реформирования налоговых систем  являются одними из основных в политике любого государства. Проекты налоговых изменений и реформ составляют весомую часть предвыборных программ ведущих политических партий. Совершенствование налоговых систем всегда выдвигается в качестве приоритетных задач любого правительства в развитых странах. Противоречие между потребностями увеличения налоговых доходов и необходимостью создания благоприятных условий для национального предпринимательства выступает основной причиной изменений в сфере налогообложения.

Правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам55:

- налоговое законодательство  должно быть стабильно;

- взаимоотношения налогоплательщиков  и государства должны носить  правовой характер;

- тяжесть налогового  бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

- взимаемые налоги должны  быть соразмерны доходам налогоплательщиков;

- способы и время  взимания налогов должны быть  удобны для налогоплательщика;

- принцип не дискриминации,  т.е. равенство налогоплательщиков  перед законом;

- издержки по сбору  налогов должны быть минимальны;

- принцип нейтральности  налогообложения в отношении  форм и методов экономической деятельности;

- принцип доступности  и открытости информации по  налогообложению;

- принцип соблюдения  налоговой тайны.

Рассмотрим кратко содержание этих основных принципов.

Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного характера не могут проводиться каждый год. Всеми крупными инвесторами в мире нестабильность налогового законодательства рассматривается как основание для отнесения страны (или территории) к зонам, не благоприятным для инвестирования и предпринимательства56.

Пересмотр норм налогового законодательства во всех развитых странах  осуществляется в соответствии с действующими процедурами по утверждению законов. В большинстве стран изменение норм налогового права невозможно не только в текущем финансовом году, но и в году наступающем. Во всех странах действуют нормы, в соответствии с которыми обязательно должен существовать длительный период между моментом принятия каких–либо налоговых изменений и моментом вступления их в силу.

Правовой характер взаимоотношений  государства и налогоплательщиков может существовать только в странах, где невозможно издание актов правового характера в сфере налогообложения отдельными государственными учреждениями. В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства могут регулироваться только законами.

Информация о работе Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран