Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время бесспорным является то, что эффективная налоговая система - один из ключевых факторов успеха экономического развития страны. Налоговую систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин). Это понятие охватывает и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы налоговой системы РФ 7
1.1 Понятия, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ 7
1.2 Правовое регулирование налоговой системы РФ, ее участники и виды налоговых правоотношений 14
1.3 Налоги и сборы в РФ и их классификация 25
2 Особенности построения налоговой системы зарубежных стран 35
2.1 Общие понятия о налоговых системах зарубежных стран 35
2.2 Налоговая система США 42
2.3 Налоговая система Канады 49
3 Сравнительная характеристика налоговой системы РФ и зарубежных стран 55
3.1 Общие принципы реформирования налоговых систем 55
3.2 Сравнительный анализ налоговых систем РФ и США, Канады 63
3.3 Международное сотрудничество РФ в области налогообложения 67
Заключение 73
Список используемых источников 77

Работа содержит 1 файл

к719 Курсовая работа Налоговая система США, Канады, РФ.docx

— 407.59 Кб (Скачать)

 

В целом, развитию налоговых  систем  зарубежных стран на современном  этапе присущи такие черты, как:

-расширения налогообложения  личных доходов, 

-модернизация  налогов на потребление;

-уменьшение влияния  налогов на прибыль организаций; 

-непрестанный  рост отчислений на социальное  страхование38.

Налоговая система  в каждой стране имеет свои особенности, а потому все изменения, которые в ней происходят, нуждаются в глубоком анализе и могут служить лишь дополнительным информативным материалом для практических действий в каждом конкретном случае.

В западной научной  доктрине относительно построения налоговых  систем господствует истина, что для осуществления налоговых реформ необходимым условием являются определенные демократические принципы, такие как свобода политического выбора, наличие выбора вероятного свободного экономического поведения, которое основывается на частной собственности. При таких условиях все политические и экономические силы с привлечением парламентского механизма законотворчества добиваются удовлетворения собственных интересов путем поиска оптимальных вариантов. В европейских странах налоговая политика формируется как результат сложного процесса взаимодействия интересов экономического, социального и культурного характера. Таким образом, на сегодняшний день можно утверждать, что налоговая политика в европейских странах является составляющей общей социальной политики общественного благосостояния.

Научное мнение европейских стран чаще всего  сосредоточивает свое внимание на проблеме достижения справедливого налогообложения  в обществе. Решением этой проблемы с помощью налогов занимались Р. Хар (Англия), Дж Смарт (Австралия) - последователи основных идей учения И. Бентама и Д. Милля, которые придерживались мнения, что налогообложение должно быть справедливо. Оценивая точку зрения западных авторов на справедливость в налогообложении, нельзя не заметить их либеральный, даже гуманистический, общечеловеческий характер. Западные ученые отмежевываются от социальной конфронтации и классового подхода к распределительным процессам, проповедуют свободу хозяйственной и интеллектуальной деятельности, политического выбора как абсолютной общественной ценности. В конце XX века распространилась теория оптимальной налоговой системы. Самыми яркими представителями этой доктрины является Ф. Рамсей39 и П. Самуельсон40.  Основными характеристиками оптимального налогообложения является учет, кроме фискального, побочных экономических и социальных факторов. Конечную цель оптимального налогообложения можно истолковать так, что при заданных бюджетных доходах нужно минимизировать негативный эффект от налогов, а позитивный — максимизировать. Нужно отметить, что идеалы оптимального налогообложения воплощаются в реформирование налоговых систем большинства европейских государств.

В целом, развитие теоретических принципов оптимального налогообложения на сегодняшний  день и в ближайшее время будет  иметь тенденции к быстрой  интеграции мировой экономики и  приближению налоговых систем европейских  стран друг к другу; радикальных  изменений технологии налогообложения, компьютеризации налогового процесса; социально-экономических изменений  состава плательщиков в связи  с ростом количества пенсионеров; многоканальных источников поступлений доходов.

Прежде всего, следует отметить, что, невзирая на все различия, которые видны при  анализе соотношений, характеризующих  налоговую политику разных стран, необходимо четко проследить тенденцию зависимости удельного веса отдельных налогов от общего уровня экономического развития той или другой страны. Рейтинг  ряда стран  по критериям оптимальности налоговой системы представлен в таблице  2.2 и рисунке 4

Таблица 2.2. - Рейтинг  ряда стран  по критериям оптимальности налоговой системы

Страна

Год

простота уплаты налогов, место

число платежей, место

Затрачиваемое время, место

Общее место в  рейтинге

Китай

2008

168

104

168

163

2009

132

16

160

170

2010

125

9

165

160

2011

114

9

154

158

США

2008

76

21

122

102

2009

46

26

65

95

2010

61

30

69

118

2011

62

35

66

124

Франция

2008

82

65

36

157

2009

66

30

40

160

2010

59

9

40

165

2011

55

9

36

163

Германия

2008

67

39

65

124

2009

80

49

68

128

2010

71

52

73

112

2011

88

53

84

128


 

 

 

Рисунок 4 - Рейтинг стран с учетом критериев оптимальности

 

Неравномерность экономического развития стран отражается на динамике удельного веса налогов в ВВП. Эта доля имеет тенденцию к росту. Четко прослеживается тенденция к постепенному, в меру повышения уровня экономического развития, росту доли налоговых поступлений41.

В большинстве  стран власть реально оценивает  свои возможности в отрасли налогообложения, осознавая, что избыточные налоги взрывают производство, не способствуют частной инициативе и в конечном итоге уменьшают доходную часть бюджета. Полное сдерживание свободы маневра частного бизнеса в налоговых вопросах приводит к оттоку капитала за пределы страны, которая не только ограничивает возможности потенциальных налоговых поступлений, но и препятствует увеличению количества рабочих мест со всеми негативными последствиями. Для общества в целом чрезвычайно важно обеспечить устойчивое развитие национального производства, чем подчинить его текущим бюджетным интересам. Именно поэтому в западных странах не ограничиваются лишь периодическими масштабными понижениями налоговых ставок, а используют много рычагов, которые способствуют экономическому развитию. Среди них соответствующее соотношение прямых и непрямых налогов, поскольку каждая из этих групп, кроме решения общих фискальных заданий, выполняет свои, присущие лишь ей функции регулирования. Приоритет производства перед интересами бюджета — это тот принцип, который отображает отличие и объясняет неэффективность национального налогообложения по сравнению с налогообложением развитых зарубежных стран.

Наличие общих  подходов относительно формирования налогообложения  подтверждает, что разные страны сталкиваются с общими налоговыми проблемами. В частности:

- современные  налоговые системы сложны для  понимания налогоплательщиков и  эффективного управления со стороны  налоговых органов. В свою очередь  это влечет появление все новых  способов уклонения от уплаты  налогов;

- налог на  прибыль физических лиц характеризуется  несправедливостью распределения налогового груза, которое заключается в том, что нередко одинаковый уровень доходов сопровождается неодинаковым уровнем налогообложения;

- налогообложение  компаний стимулирует их инвестиции  и перестройку не из экономических,  а из налоговых причин. Это  негативно отражается на качестве  капиталовложений и распределении ограниченных ресурсов.

В целом зарубежные специалисты считают основными  изъянами налоговых систем их сложность, неустроенность и избыточность налоговых ставок.

Ввиду того, что  эффективность налогообложения  в значительной мере зависит от уровня контроля над уплатой налогов, следует  сразу отметить, что в отдельных  странах налоговая служба существенно  отличается как организационной  структурой, так и уровнем административной ответственности. В подавляющем  большинстве стран, как правило, налоговая администрация (ведомство) является составляющей министерств  финансов, что не исключает определенную автономность в осуществлении ею своих функций. Общим является и  то, что налоговые инспекции в  развитых странах построены по территориальному признаку42.

В то же время  привлекает внимание усиление контроля над деятельностью непосредственно налоговых органов. Во Франции принятая Хартия прав и обязанностей плательщика налога, которая предоставляет каждому плательщику существенно расширенный перечень гарантий, обеспечивающихся законодательными и нормативными актами при проверке их налоговыми органами43. Интересно отметить, если в большинстве стран есть лишь одна — через суд — возможность обжаловать предъявленную к уплате налоговую сумму, то во Франции предусмотрена еще и дополнительная — претензия налоговым органам в случае необоснованного, по мнению плательщика, определения размера платежа, которую он может подать вышестоящей инстанции к началу срока уплаты платежа. Есть два преимущества такого порядка. С одной стороны, в случае доказанной необоснованности действий налоговых органов есть возможность оперативно решить вопрос, не обращаясь в суд, с другой стороны — в случае объективных действий налоговиков повышается возможность ускоренного и квалифицированного рассмотрения дела в суде. Именно этим порядком объясняется незначительное количество кассационных жалоб в судебных органах Франции. Есть и другие интересные мероприятия по существенному сокращению формальностей в регулировании споров и ускорении их решения. Это касается уменьшения ограничений относительно лица, которое имеет право подписи иска, упрощение порядка возвращения неправильно уплаченной суммы платежа, а также подачи претензии.

Важной функцией налоговых органов является разъяснение  гражданам законодательства в сфере налогообложения и порядка действий налоговой системы. Во многих странах широко используются разные формы разъяснительной работы, растет количество приемных и консультационных пунктов в налоговых центрах и других службах налоговых органов, действует разветвленная сеть телефонных справочных служб, образуются консультационные и информационные пункты в мэриях, общественных организациях, большими тиражами выходят брошюры, справочники, обзоры налогового законодательства.

Приведенные примеры  свидетельствуют о том, какое  большое значение имеют в зарубежных странах проблемы урегулирования взаимоотношений  плательщика налога с налоговыми органами, что, является главным фактором эффективности всей системы налогообложения.

Таким образом, подытоживая  результаты анализа формирования налоговых  систем в разных странах и определяя их значение для России, можно прийти к основному выводу, что проблема совершенствования налоговых систем появилась не только перед странами с переходной экономикой, но и перед развитыми государствами. Она объективна и определяется необходимостью государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений и изменения тенденций экономического развития.

Таким образом, в разных странах ведется постоянный поиск  оптимальных вариантов в системе налогообложения. По мнению многих экономистов Западной Европы (К.Эклунд (Швеция), Ж. Дебрё (Франция), М. Алле (Франция), Л. Эрхард (Германия) и др.) , налоговая система оптимальна, если   базируется на следующих  положениях:

а) расходы государства  на содержания налоговой системы  и затраты плательщика, связанные с процедурой уплаты, должны быть максимально низкими;

б) налоговый  груз нельзя доводить до такого уровня, когда он начинает уменьшать экономическую активность плательщика;

в) процесс получения  налогов нужно организовать таким  образом, чтобы он в большей степени  благодаря накоплению финансовых ресурсов способствовал реализации политики конъюнктуры и занятости;

г) этот процесс  должен влиять на распределение доходов  в направлении обеспечения большей справедливости; при определении налоговой платежеспособности частных лиц следует требовать предоставления лишь минимума данных, касающихся личной жизни граждан, но при этом должен быть контроль не только за доходами, но и за расходами;

д) полномочия налоговых  органов  должны быть оптимальными под строгим контролем государства;

е) ужесточение  штрафных санкций в сторону их увеличения для тех налогоплательщиков, которые систематически уходят от налогообложения.

Приведенный перечень доказывает, что эти общие требования в значительной мере повторяют фундаментальные  принципы, которые должны быть основой  для построения налоговой системы любого цивилизованного государства. Поэтому основным направлением повышения эффективности налоговых систем как основы для их совершенствования может быть более активное воплощение фундаментальных принципов налогообложения, которые являются приобретением многих поколений ученых и практиков. И хотя эти мероприятия специфические в разных странах, но в целом они направлены на достижение справедливости и эффективности налогообложения. На сегодня в странах с развитой рыночной экономикой налоговая система действительно должна влиять на стабилизацию экономического цикла, стимулирования экономического роста, ограничения инфляции и безработицы.

Информация о работе Сравнительный анализ налоговых систем РФ и зарубежных стран