Учётная политика организации: налоговый аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Тема «Учётная политика организации: налоговый аспект» является актуальной на современном уровне, имеет научно–практическую значимость, так как известно, что бухгалтерский учет перекликается с налоговым, более того, он является его неотъемлемой частью с момента введения гл.25 НК РФ, когда у организаций возникла необходимость формировать учетную политику в целях налогообложения, которая должна устанавливать порядок ведения налогового учета. Также данная тема актуальна, потому что термин учетная политика введен в обращение сравнительно недавно, да и сама учетная политика далеко не совершенна и мало соответствует международным стандартам.

Содержание

Введение........................................................................................................................3
Глава 1 Понятие, формирование и разработка учётной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения................................................................6
1.1 Понятие, формирование, содержание и основы разработки учётной политики........................................................................................................................6
1.2 Формирование и изменение учетной политики................................................13
1.3 Раскрытие учетной политики, ее элементы и управленческий учет..............................................................................................................................30
1.4 Общие положения учётной политики для целей налогообложения.......................................................................................................32
Глава 2 Раскрытие учетной политики ОАО «ГАЕЧКА» .....................................................................................................................................38
2.1 Учет основных средств, Учет нематериальных активов, Учет материально-производственных запасов…………………………………………………………41
2.2 Доходы и расходы будущих периодов, учёт формирования финансового результата....................................................................................................................53
2.3 Учет налога на прибыль......................................................................................55
Глава 3 Совершенствование учетной политики......................................................57
Заключение.................................................................................................................63
Список использованной литературы.........................................................

Работа содержит 1 файл

Диплом Учетная политика.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

Все решения, принятые организацией в отношении выбора способов ведения бухгалтерского учета конкретных направлений, объектов и операций, должны быть оформлены надлежащим образом путем включения в учетную политику. Такую работу, безусловно, следует возложить на главного бухгалтера, так как должны быть соблюдены все формальности, предусмотренные соответствующими нормативными документами.

После утверждения учетной политики главный бухгалтер становится одновременно «гарантом» ее соблюдения и лицом, претворяющим ее положения в практической деятельности.

 

Причины изменения учетной политики.

Согласно п. 4 с. 6 Закона № 129-ФЗ изменение учетной политики может производиться в случаях:

а) изменения законодательства Российской Федерации;

б) изменения нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;

в) разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

  г) существенного изменения условий деятельности организации.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

При этом особый акцент делается на то, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Но за последние несколько лет российские бухгалтеры привыкли к тому, что перед наступлением нового финансового года в организации должен быть оформлен приказ о внесении изменений в учетную политику. Более того, чтобы не вносить многочисленные поправки, изменения формулировок и нумерации пунктов и т.п., значительное число организаций просто ежегодно утверждают новую учетную политику на следующий год, в которой часть положений полностью повторяют аналогичные положения «прошлогодней» учетной политики, а другие – обновляются полностью или частично. Такие действия стали настолько привычными, что совершенно девальвировали принцип последовательности применения учетной политики. Это обусловлено тем, что ежегодно меняются (создаются) сразу несколько ПБУ. Одновременно идет реформа системы налогообложения и меняется гражданское законодательство. Все это соответствует двум первым из предусмотренных случаев изменения учетной политики.

Внесение в учетную политику изменений, вызванных изменением законодательства и других нормативных актов, не противоречит положениям Закона № 129-ФЗ. Однако отдельные нормативные акты в результате длительной процедуры их согласования и утверждения публикуются уже после наступления нового финансового года, хотя содержат указание о вступлении их в силу с 1 января указанного финансового года. Возникает коллизия – учетная политика, предполагаемая к применению в наступившем году, уже сформирована и утверждена в установленном порядке, согласно законодательству внесение изменений допускается только по завершении наступившего года, одновременно вновь утвержденный нормативный акт требует его исполнения в текущем году. Примером такой ситуации может служить принятие ПБУ 18/02[3], утвержденного приказом Минфина России от 19.11.02, зарегистрированного в Минюсте России 31.12.02, а опубликованного уже в 2003 г. В такой ситуации организация может поступить по формальному признаку и применять до завершения текущего финансового года учетную политику, утвержденную в установленном порядке до его начала. Однако в этом случае бухгалтерская отчетность организации будет сформирована без учета требований уже действующего ПБУ. Это может привести к тому, что показатели отчетности не будут сопоставимы с аналогичными показателями других организаций, а это свою очередь, может повлиять на финансовое положение организации (потенциальные инвесторы или партнеры не смогут получить достоверную информацию, необходимую им для принятия решений). В этой ситуации, по мнению автора, целесообразно все же внести необходимые изменения в действующую учетную политику, не дожидаясь наступления нового отчетного года.

Два последних из указанных случаев, в которых допускается изменение учетной политики (в общем порядке, т. е. с начала следующего финансового года), конкретизированы в п. 16 ПБУ 1/98, а именно:

а) применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

б) существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевшихся ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

На практике это означает, что в течение отчетного года в действующую учетную политику можно вносить дополнения, т. е. пополнять ее состав новыми положениями в отношении разделов и объектов учета, которые ранее не встречались в деятельности организации, и поэтому порядок их бухгалтерского учета не регламентировался в данной организации. Под это правило не подпадает ситуация с введением в действие нового ПБУ, так как оно устанавливает новые правила отражения объектов и операций в бухгалтерском учете и отчетности, а сами объекты и операции к этому моменту уже присутствуют в хозяйственной деятельности организации. Например, ПБУ 18/02 ввело новые понятия (постоянные и временные разницы и производные от них постоянные налоговые обязательства, отложенные налоговые активы и обязательства, однако сами объекты учета возникли в практике организаций несколько раньше) одновременно с вступлением в силу гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»[4], установившей новые правила определения налоговой базы по этому налогу.

 

 

1.3 Раскрытие учетной политики ее элементы и управленческий учет.

 

 

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признают способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности относятся способы амортизации ОС, нематериальных и иных  активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции и др. способы, отвечающие требованиям.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.

Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ  1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Такое понятие, как учетная политика предприятия, впервые появилось в истории отечественного учета. Возможность принятия самостоятельных решений по вопросам методологии, техники и организации учета является основной предпосылкой для организации управленческого учета на отечественных предприятиях.

Так как в России в настоящее время существует единая интегрированная система учета, такое явление, как учетная политика, неизбежно затрагивает и те элементы современной системы учета, которые на Западе входят в систему внутреннего (управленческого) учета.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ сказано: «Организация, осуществляя постановку бухгалтерского учета:

а) самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя из формы предприятия и конкретных условий хозяйствования;

б) определяет в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета, а также технологию обработки учетной информации;

в) разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;

г) формирует в установленном порядке свою учетную политику по другим вопросам».

Этот пункт Положения принципиально отличает его от предшествующих нормативных актов и фактически открывает дорогу возможности самостоятельной организации учета на предприятии.

Другим важным элементом при принятии учетной политики является возможность использования в учете для отражения процесса выпуска готовой продукции (работ, услуг) счета 40 «Выпуск готовой продукции (работ, услуг)». Счет 40 может применяться при обоих вариантах учета затрат и калькулирования себестоимости продукции: по полной себестоимости или только по производственной себестоимости. Являясь признаком организации на предприятии нормативного учета, аналогичного западной системе, счет 40 в комбинации с вариантом раздельного учета производственных и периодических затрат уже сегодня открывает реальные возможности интеграции в отечественном бухгалтерском учете нормативного учета.

Таким образом, вариантность как элемент учетной политики и проявления либерализации учета на современном этапе является одной из предпосылок и одним из необходимых условий становления управленческого учета в России.

 

1.4 Общие положения учётной политики для целей налогообложения

 

 

Необходимость формирования учетной политики для целей налогообложения предусмотрена главами 21 «Налог на добавленную стоимость»[5] и 25 «Налог на прибыль организации»[6] НК РФ, а порядок оформления и применения учетной политики для целей налогообложения предусмотрен в п. 12 ст. 167 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. Он гласит: «Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации».

Исходя из множества определений можно сделать вывод, что под учетной политикой для целей налогообложения следует понимать совокупность выбранных предприятием способов ведения налогового учета и порядка исчисления налогов и сборов. При этом вся совокупность решаемых методом учетной политики для целей налогообложения вопросов делится на методические и организационно-технические способы ведения налогового учета.

Методологические способы - это способы формирования информации для правильного исчисления налогов и сборов. Это выбранные организацией способы формирования налоговой базы:

     а) предусмотренные налоговым законодательством;

     б) не предусмотренные налоговым законодательством;

    в) вариантность которых обусловлена противоречивостью налогового законодательства.

     Организационно-технические способы ведения налогового учета - это способы организации самого технологического процесса, которые устанавливают:

     а) организацию работы бухгалтерской службы в части налогового учета (или налоговой службы и порядок ее взаимодействия с бухгалтерской службой);

     б) состав, форму и способы формирования аналитических регистров налогового учета;

     в) организацию документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета.

Как правило, налоговый учет ведется с применением одной из 3-х Моделей.

 

Порядок оформления и применения учетной политики для целей налогообложения.

     Порядок оформления и применения учетной политики для целей налогообложения указывается в ст. 167 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ[7].

     В соответствии с п. 12 ст. 167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации и применяется с 1 января соответствующего года. Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех ее обособленных подразделений.

     С введением главы 25 НК РФ появляются новые нормы, касающиеся порядка формирования учетной политики для целей налогообложения.

     Статья 313 НК РФ устанавливает, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

     Порядок ведения налогового учета, как уже было отмечено выше, устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

     Кроме того, ст. 313 Налогового кодекса РФ определяет порядок изменения учетной политики для целей налогообложения.

     Согласно ст. 313 НК РФ изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения может осуществляться в случаях изменения:

     а) законодательства;

     б) применяемых методов учета.

     При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.

Информация о работе Учётная политика организации: налоговый аспект