Упрощенная система налогообложения малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Предметом представленной работы является рассмотрение налогового законодательства в его современном виде, принимая во внимание принятие и вступление в законную силу нового Налогового кодекса Российской Федерации, возникающие в связи с этим налоговые правоотношения.

Объектом работы является защита прав и законных интересов налогоплательщиков.

Любая работа требует постановки цели. В данном случае целью является рассмотрение прав налогоплательщиков и защита их в различных формах правового порядка.

Постановка цели определяет и выбор задач, которые, служат раскрытию цели, заключаются в следующем: рассмотрение понятия и содержания защиты прав налогоплательщиков, определение понятия, способов, методов защиты налогоплательщиков.

Содержание

Введение

1 Место и роль УСН в системе налогообложения

1.1 Становление и развитие УСН в РФ

1.2 Проблемы применения

1.3 Перспективы развития

2 Действующая практика применения УСН

2.1 Элементы налогообложения

2.2 Порядок исчисления и уплаты единого налога

2.3 Сравнительная оценка налогообложения при различных объектах и выбор наиболее приемлемого

3 Заключение

4 Список литературы...................................................................................

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, особенности становления налоговой системы Российской Федерации на современном этапе непосредственно связаны с усилением роли государства, которое является основным участником налоговых правоотношений.  
 

    1.   Налоговые споры и их решения в пользу налогоплательщиков
 

    Налоговые органы согласно действующему законодательству (например, по регулированию оборота  алкогольной продукции) вправе осуществлять налоговый контроль, а также привлекать юридических и лиц и индивидуальных предпринимателей к административной, в том числе налоговой, ответственности.

    Особенности рассмотрения дел, подачи заявлений  об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности предусмотрены в параграфе 2 главы 25 АПК РФ.

    Рассмотрим способы защиты прав налогоплательщика именно в связи с осуществлением налоговым органом своих основных полномочий – сбор налогов и контроля по их уплате.

    Конституция РФ закрепляет, что решения и действия (бездействие) органов государственной  власти могут быть обжалованы в суде, а также то, что никто не может  быть лишен права на рассмотрение его дела в суде по установленным  правилам подсудности.

    Согласно  ст. 27 АПК РФ арбитражные суды рассматривают  дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической  деятельности.

    Споры по поводу исполнения налогового обязательства  находятся в рамках публичного (в данном случае налогового) права в силу ст. 1, 3, 4 и 7 Конституции РФ. Указанные споры арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, что предусмотрено ст. 29 АПК РФ.

    Согласно  ст. 27, 29 АПК РФ, ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц в арбитражном суде может быть произведено, как правило, организациями, являющимися юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее – индивидуальные предприниматели). Исключение составляют лишь споры, указанные в ст. 33 АПК РФ, которые рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. Необходимо обратить внимание на п. 5 ст. 29 АПК РФ, который подчеркивает, что перечень споров, содержащийся в данной статье, не исчерпывающий.10

    Разбирательство дел, возникающих из налоговых правоотношений, в арбитражных судах по новому АПК РФ производится уже не в исковой форме, а путем подачи заинтересованным лицом заявления.

    Законодатель  предусмотрел сокращенный срок на подачу заявления в арбитражный суд. Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление  может быть подано в арбитражный  суд в течение трех месяцев  со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Такое исключение, например, предусмотрено ст. 79 НК РФ по поводу требований о возврате суммы излишне взысканного налоговым органом налога.

    Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом, очевидно при наличии ходатайства  заявителя, подтвержденного соответствующими доказательствами.

    Таким образом, законодательство, регламентирующее деятельность налоговых органов, достаточно четко устанавливает правовые основы, принципы организации и деятельности, права и обязанности налоговых органов.  
 

  1. Способы защиты прав налогоплательщиков

    2.1  Защита прав налогоплательщиков в арбитражном суде 

    Проблема  возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, существовала всегда. Каждый, кто сталкивался с подобной ситуацией, знает, насколько трудной практической задачей является взыскание убытков с государства, несмотря на то что такую возможность предоставляет действующее законодательство.

    В соответствии со ст.16 Гражданского кодекса  РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных  органов или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

    В статье 1069 ГК РФ предусмотрено, что  вред, причиненный гражданину или  юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

    Удовлетворяя  требование о возмещении вреда в  соответствии со ст.1082 ГК РФ, суд в  зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.

    Понятие убытков раскрывается в п.2 ст.15 ГК РФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

    Поскольку деятельность налоговых органов  является особым видом осуществления государственной власти, все вышесказанное в полной мере распространяется и на ситуацию, когда незаконным действием (решением) или бездействием налогового органа или соответствующего должностного лица налогоплательщику причинены убытки.

    Следует учесть, что ст.35 Налогового кодекса  РФ, которая гарантирует налогоплательщику  право на возмещение убытков в  налоговых отношениях, не установлено  каких-либо ограничений по возмещению имущественных затрат на восстановление права, нарушенного неправомерным действием или бездействием налогового органа.11

    Таким образом, с учетом вышеприведенных  положений ГК РФ налогоплательщик должен получить полное возмещение убытков, не исключая затраты на представительство  в суде своих интересов.

    Однако  точка зрения Высшего Арбитражного Суда РФ на этот счет иная (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.09.2000 N 4144/00). Его подход к рассматриваемой проблеме, который так же прост, как и формален, заключается в следующем.

    Расходы, связанные с ведением представителем налогоплательщика дел в суде, не должны возмещаться по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ. То есть, указанные расходы не являются убытками в том смысле, который им придают статьи 15 и 16 ГК РФ. Следовательно, данные положения к отношениям по взысканию указанных расходов неприменимы. А иных норм, предусматривающих такую возможность, ни процессуальное, ни налоговое законодательство не устанавливает. При этом ВАС РФ отвергает доводы нижестоящих судов, основанные на положениях ст.35 НК РФ.

    Путем подачи искового заявления могут быть заявлены требования о возмещении убытков, причиненных налогоплательщику в результате незаконных действий (бездействия) налогового органа или должностного лица налогового органа, об освобождении имущества от ареста, что вытекает из характера спорных правоотношений.12

    Заявление должно быть оформлено в соответствии с ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125, 193, 199, 209 АПК РФ и к нему следует приложить  документы, указанные в ст. 126 АПК  РФ. Применение ст. 126, 193, 199, 209 зависит от характера заявленных требований.

    Организации и граждане, обращающиеся в арбитражный  суд с заявлением, являются заявителями  и пользуются процессуальными правами  и несут процессуальные обязанности  стороны (истца) согласно ст. 40, 44, 45 АПК  РФ.

    Необходимо обратить внимание на то, что заявителям следует четко сформулировать требования в соответствии с предусмотренными законом компетенцией арбитражных судов и способами защиты права.

    В арбитражном суде защиту прав налогоплательщика  можно осуществить путем подачи заявления:

    • о признании недействительным ненормативных правовых актов налогового органа (должностного лица), не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создающих препятствия для осуществления указанной деятельности;
    • о признании незаконными решений налогового органа (должностного лица налогового органа), не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создающих препятствия для осуществления указанной деятельности;
    • о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа (должностного лица налогового органа), не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создающих препятствия для осуществления указанной деятельности;
    • о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
    • о возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговыми органами в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта, а также процентов на эти суммы;
    • о возврате из бюджета денежных средств, излишне уплаченных налогоплательщиком или налоговым агентом (добровольно и самостоятельно);
    • о зачете излишне взысканных налоговым органом (самостоятельно уплаченных налогоплательщиком или налоговым агентом) денежных средств в счет предстоящих платежей либо задолженности по налогу, пени и штрафам;
    • о возмещении убытков, причиненных налогоплательщику в результате незаконных действий (бездействия) налогового органа или должностного лица налогового органа;
    • о признании недействующим нормативного правового акта налогового органа (должностного лица), не соответствующего Налоговому кодексу РФ или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушающего права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создающего препятствия для осуществления указанной деятельности.

    Признание недействительными ненормативных  актов налоговых органов. Наибольшее количество споров налогоплательщиков связано с обжалованием ненормативных актов налогового органа.13

    Прежде  всего, следует отметить, что к  ненормативным актам налогового органа относятся акты, имеющие властный характер и порождающие правовые последствия (возникновение обязанностей, изъятие денежных сумм и др.). Они носят индивидуальный характер и устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц. К таковым относятся решения, постановления, требования, уведомления (например, о переводе на уплату единого налога на вмененный доход). Они должны быть подписаны руководителем налогового органа либо его заместителем.

    Акт проверки, протокол, составленные должностными лицами налогового органа, не являются ненормативными актами, которые могут  быть обжалованы в суд. Они представляют собой документы, содержащие сведения об обстоятельствах дела, т. е. служат доказательствами.

    Форма акта не является исключительным признаком  отнесения документа к ненормативному акту, подлежащему обжалованию в  арбитражный суд. Следует обращать внимание и на содержание документа, изданного должностным лицом налогового органа.

    Если  документ устанавливает конкретные предписания и утвержден руководителем  налогового органа, действующим в  пределах своих полномочий, то он приобретает  силу документа, обязательного для лица, которому адресован. И потому данный акт может быть признан судом недействительным.

    Ненормативный акт налогового органа может быть обжалован полностью либо частично.

    Требования  заявителя по данной категории споров должны содержать просьбу о признании недействительным конкретного акта (решения, постановления и т. д.), его наименование, номер, дату издания, другие реквизиты акта, сведения об органе, его издавшем, а также указание на обжалование акта полностью либо частично.

    При этом заявителю необходимо подробно описать, в какой именно части обжалуется акт, с указанием обжалуемых пунктов акта и размера, установленных неправомерно, на взгляд заявителя, к взысканию сумм.

    Представляется, что в заявлении может быть сразу указан и иной способ защиты права, кроме требования о признании ненормативного акта недействительным. Например, требование о признании недействительным решения налогового органа об отказе в выдаче патента может сопровождаться просьбой к суду обязать налоговый орган выдать патент на применение упрощенной системы налогообложения.

Информация о работе Упрощенная система налогообложения малого предпринимательства