Упрощенная система налогообложения малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Предметом представленной работы является рассмотрение налогового законодательства в его современном виде, принимая во внимание принятие и вступление в законную силу нового Налогового кодекса Российской Федерации, возникающие в связи с этим налоговые правоотношения.

Объектом работы является защита прав и законных интересов налогоплательщиков.

Любая работа требует постановки цели. В данном случае целью является рассмотрение прав налогоплательщиков и защита их в различных формах правового порядка.

Постановка цели определяет и выбор задач, которые, служат раскрытию цели, заключаются в следующем: рассмотрение понятия и содержания защиты прав налогоплательщиков, определение понятия, способов, методов защиты налогоплательщиков.

Содержание

Введение

1 Место и роль УСН в системе налогообложения

1.1 Становление и развитие УСН в РФ

1.2 Проблемы применения

1.3 Перспективы развития

2 Действующая практика применения УСН

2.1 Элементы налогообложения

2.2 Порядок исчисления и уплаты единого налога

2.3 Сравнительная оценка налогообложения при различных объектах и выбор наиболее приемлемого

3 Заключение

4 Список литературы...................................................................................

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

    2.2 Административный порядок защиты налогоплательщиков 

    Административный  способ защиты прав налогоплательщика  заключается в разрешении возникших  разногласий в рамках системы  налоговых органов без передачи спора в суд.

    Статья 137 Налогового кодекса РФ предусматривает, что каждый налогоплательщик или  налоговый агент имеют право  обжаловать акты налоговых органов  ненормативного характера, действия или  бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

    Подача  жалобы осуществляется в вышестоящий  налоговый орган или вышестоящему должностному лицу в зависимости  от предмета обжалования. Жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска этого срока по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен лицом, которому направлена жалоба (ст.139 НК РФ).

    Налоговый кодекс РФ не предъявляет каких-либо обязательных требований к содержанию жалобы. При подаче жалобы на практике налогоплательщиками указываются  следующие сведения:16

    • наименование и адрес вышестоящего налогового органа или фамилия, имя, отчество должностного лица налогового органа, на имя которого подается жалоба;
    • фамилия, имя, отчество и адрес лица, подающего жалобу;
    • наименование налогового органа или фамилия, имя, отчество должностного лица, чьи действия или бездействие обжалует налогоплательщик;
    • номер и дата обжалуемого решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности;
    • основания, по которым налогоплательщик обжалует ненормативные акты налогового органа, действия или бездействие налогового органа или его должностных лиц, а также дата и время их совершения.

    Жалоба, поданная юридическим лицом, подписывается  его руководителем либо иным законным или уполномоченным представителем юридического лица (нормы о представительстве в налоговых правоотношениях регулируются гл.4 НК РФ).

    Если  жалоба подается физическим лицом, она  подписывается налогоплательщиком самостоятельно либо его представителем.

    Жалоба  налогоплательщика должна быть рассмотрена  в срок не позднее одного месяца со дня ее получения соответствующим лицом (ст.140 НК РФ).

    По  результатам рассмотрения жалобы на акт налогового органа принимается  одно из следующих решений:

    • оставить жалобу без удовлетворения;
    • отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
    • отменить решение и прекратить производство по делу;
    • изменить решение или вынести новое решение.

    По  итогам рассмотрения жалобы вышестоящий  налоговый орган или вышестоящее  должностное лицо вправе вынести  решение по существу.

    Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

    По  общему правилу подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.

    Однако  лицо, рассматривающее жалобу, вправе приостановить их исполнение, если у него имеются достаточные основания  полагать, что обжалуемый акт или  действия не соответствуют законодательству РФ. 

    1.   Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ
 

    Одним из способов защиты нарушенных прав и  интересов налогоплательщика является обращение в Конституционный  Суд РФ. Налогоплательщики вправе обратиться в КС РФ с запросом о  проверке соответствия Конституции  РФ законов и иных нормативных  актов о налогах и сборах.

    По  итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта КС РФ принимает одно из следующих  решений: нормативный акт признается соответствующим либо не соответствующим  Конституции РФ (статьи 87, 100 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

    Как показывает практика работы Конституционного Суда РФ, признание нормативного акта неконституционным может иметь  различные правовые формы. Нормативный  акт о налогах и сборах может быть объявлен ничтожным.

    Это означает, что положения акта, признанного  неконституционным, не подлежат применению с момента его издания. Такой  акт не создает правовых последствий, даже если с момента его принятия и до момента вынесения решения  КС РФ прошел длительный период времени.

    Например, если признанный не соответствующим  Конституции РФ нормативный акт  ввел новый налог, то уплатившие этот налог лица вправе после вступления в силу решения КС РФ требовать  возврата уплаченных сумм. 
    Нормативный акт может быть признан неконституционным с прекращением его действия на будущее.

      Возможна и такая ситуация, когда  в постановлении КС РФ указано,  что в отношении лица, обратившегося  в Конституционный Суд РФ, закон,  признанный противоречащим Конституции РФ, не влечет последствий с момента его принятия, а в отношении других лиц - только с момента вынесения постановления КС РФ.

    Налоговый кодекс Российской Федерации направлен на гуманизацию взаимоотношений с налогоплательщиком и установил четкий регламент взаимодействия. Переход данных взаимоотношений на уровень стран с развитой налоговой культурой предполагает поиск новых методов взаимодействия с налогоплательщиками. В связи с чем, Налоговый кодекс способствует реализации прав налогоплательщика подавать апелляцию для справедливого ее рассмотрения. Министерство законодательно закрепило право налогоплательщика отстаивать свою правоту в вышестоящем органе на равных правах с налоговыми органами, принявших решение по акту проверки. В новом Налоговом кодексе заложена норма, согласно которой возможно урегулирование спора до взыскания начисленных сумм налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет. Налогоплательщик, выражая свое несогласие подачей апелляции, одновременно получает возможность более поздней уплаты начисленных налоговым органом налогов, сборов и других обязательных платежах в бюджет, так как подача жалобы налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган приостанавливает исполнение обжалуемого уведомления по акту проверки до вынесения письменного решения налогового органа по истечении периода рассмотрения.

    Принятие  такой нормы связано с тем, что, как правило, взысканные суммы  денег при признании неправомерными решения налоговой службы зачитывались в счет уплаты налогоплательщиком других налогов или в счет обязательств по предстоящим платежам и в большинстве случаев возврата не было. Это приводило к изъятию оборотных средств предприятий.

    Тем самым налоговый орган дает возможность  всем налогоплательщикам, особенно среднему и малому бизнесу, доказывать свою правоту и оспаривать начисленные налоговым органом суммы налоговых платежей, не обращаясь в суд и не затрачивая дополнительные суммы на уплату государственной пошлины. На сегодняшний день внесудебное рассмотрение апелляций налогоплательщиков на результаты налоговых проверок является актуальным.

    Актуальность  данного вопроса подтверждается тем, что в судах еще не сложилась  практика рассмотрения жалоб налогоплательщиков по результатам налоговых проверок.

    Вместе  с тем налогоплательщик имеет  возможность подавать жалобу для быстрого и качественного рассмотрения его доводов в территориальный налоговый орган, и одновременно, в министерство. В пользу важности создания системы действенного и качественного реагирования на апелляции налогоплательщиков свидетельствуют следующие показатели количества жалоб налогоплательщиков.

    Так, за 2008 год налоговыми органами рассмотрено 1235 апелляции, тогда как в судах было рассмотрено за этот же период 306 исков.

    Подавляющее количество жалоб находит свое разрешение в рамках административного порядка рассмотрения.17

    Это свидетельствует о действенности  защиты налогоплательщиков, и процедура  апелляции позволяет в короткие сроки разрешить налоговые споры  во внесудебном порядке.

    С введением нового Налогового кодекса  более реальной становится возможность защиты прав налогоплательщиков по обжалованию решений налоговых органов на результаты налоговых проверок.

    Таким образом, можно  сделать следующие  выводы:

  1. налогоплательщик должен получить полное возмещение убытков, не исключая затраты на представительство в суде своих интересов.
  2. к ненормативным актам налогового органа относятся акты, имеющие властный характер и порождающие правовые последствия (возникновение обязанностей, изъятие денежных сумм и др.). Они носят индивидуальный характер и устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц.
  3. с принятием Налогового кодекса РФ налогоплательщики стали чаще обращаться с требованиями о зачете (возврате) излишне уплаченных или взысканных сумм налогов. По этим требованиям Налоговым кодексом РФ предусмотрено обязательное для плательщика досудебное обращение с соответствующим заявлением в налоговый орган.
  4. налоговый кодекс Российской Федерации направлен на гуманизацию взаимоотношений с налогоплательщиком и установил четкий регламент взаимодействия. Переход данных взаимоотношений на уровень стран с развитой налоговой культурой предполагает поиск новых методов взаимодействия с налогоплательщиками
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    С введением нового Налогового кодекса  более реальной становится возможность защиты прав налогоплательщиков по обжалованию решений налоговых органов на результаты налоговых проверок.

    Если  налогоплательщик будет неизменно  руководствоваться методическими  рекомендациями и разъяснениями  ФНС и Минфина (которые, как известно, не являются источником права), то в принципе он сможет существенно снизить риск возникновения налоговых споров.

    Однако, тогда ему необходимо решить дилемму: платить законно установленные  налоги или переплачивать налоги. При выборе второго варианта налогоплательщик должен будет также отказаться от эффективных законных способов налоговой оптимизации.

    Формирование  четкой и обоснованной системы принципов  правоприменения с учетом специфики  налогового права позволит рассматривать  судебные споры в соответствии с основными императивными установлениями актов законодательства о налогах и сборах, а также использовать институты, понятия и термины гражданского и иных отраслей законодательства в сфере налоговых правоотношений.

    На  наш взгляд налоговых споров бояться не надо, ведь экономический эффект является главным индикатором для предпринимателя. Если в результате законной налоговой экономии налоговый спор становится очевидно неизбежным, то к нему надо заранее подготовиться, собрать необходимые письменные доказательства, документацию, аргументы.

    В ближайшие годы также как и  ранее наиболее актуальными будут  споры по налогу на прибыль и НДС. Типичными их причинами являются чаще всего такие ошибки налогоплательщика, как необоснованное (в т.ч. экономически) завышение себестоимости продукции и как следствие необоснованные налоговые вычеты по НДС, занижение доходов и, соответственно, НДС, «роковые» ошибки при планировании и реализации экспортной сделки и невозможность возмещения экспортного НДС.

    Немало  споров возникает по налогу на имущество, ЕСН, ЕНВД. Достаточно большую долю налоговых споров составляют споры о привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности (взыскание штрафов).

    Единственно верный способ решения ежедневно  возникающих спорных, сложных и актуальных налоговых вопросов: систематическое обобщение, анализ и изучение устойчивой судебной практики по налоговым спорам.

Информация о работе Упрощенная система налогообложения малого предпринимательства