Упрощенная система налогообложения малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Предметом представленной работы является рассмотрение налогового законодательства в его современном виде, принимая во внимание принятие и вступление в законную силу нового Налогового кодекса Российской Федерации, возникающие в связи с этим налоговые правоотношения.

Объектом работы является защита прав и законных интересов налогоплательщиков.

Любая работа требует постановки цели. В данном случае целью является рассмотрение прав налогоплательщиков и защита их в различных формах правового порядка.

Постановка цели определяет и выбор задач, которые, служат раскрытию цели, заключаются в следующем: рассмотрение понятия и содержания защиты прав налогоплательщиков, определение понятия, способов, методов защиты налогоплательщиков.

Содержание

Введение

1 Место и роль УСН в системе налогообложения

1.1 Становление и развитие УСН в РФ

1.2 Проблемы применения

1.3 Перспективы развития

2 Действующая практика применения УСН

2.1 Элементы налогообложения

2.2 Порядок исчисления и уплаты единого налога

2.3 Сравнительная оценка налогообложения при различных объектах и выбор наиболее приемлемого

3 Заключение

4 Список литературы...................................................................................

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

    Требования  к составлению заявлений о  признании ненормативного правового  акта недействительным содержатся в  ст. 199 АПК РФ. 14

    Новым АПК РФ в ч. 8 ст. 201 предусмотрено, что признанный недействительным арбитражным судом, ненормативный правовой акт (или часть акта) не подлежит применению со дня принятия решения арбитражного суда. Таким образом, признанный недействительным судом акт налогового органа прекращает свое действие на будущее.

    Ранее в правоприменительной практике подразумевалось, что признанный недействительным ненормативный правовой акт не порождал правовых последствий с момента его издания государственным органом, а не с момента его признания недействительным судом.

    Новым АПК РФ предусмотрена возможность подачи заявления с требованием о признании незаконным решения налогового органа. Процедура подачи такого заявления аналогична вышеописанной. В соответствии с ч. 7 ст. 201 АПК РФ в решении арбитражного суда о признании незаконным решения налогового органа судом могут быть установлены сроки исполнения решения суда.

    К документам налогового органа, по которым  взыскание производится в бесспорном порядке, относятся инкассовое поручение (распоряжение), постановление о  взыскании налога за счет имущества  налогоплательщика- организации или налогового агента–организации (ст. 46, 47 НК РФ). При этом последний акт может быть признан и недействительным.

    По  данной категории споров в заявлении  следует указать: наименование, номер  и дату документа, не подлежащего  исполнению, и сумму, не подлежащую списанию. Следует учесть, что, если на момент принятия арбитражным судом решения взыскание будет произведено полностью или частично, то в силу п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ производство по делу судом будет прекращено в части исполненного. Продолжение производства по делу становится бессмысленным так как документ исполнен.

    Заявление составляется и подается согласно общим  правилам в соответствии со ст. 125 и 126 АПК РФ.

    С принятием Налогового кодекса РФ налогоплательщики стали чаще обращаться с требованиями о зачете (возврате) излишне уплаченных или взысканных сумм налогов. По этим требованиям Налоговым кодексом РФ предусмотрено обязательное для плательщика досудебное обращение с соответствующим заявлением в налоговый орган.

    Доказательство соблюдения досудебного порядка должно быть приложено к заявлению. В случае не соблюдения указанного порядка заявление оставляется судом без рассмотрения в силу п. 2 ст. 148 АПК РФ, что не препятствует обратиться заявителю в арбитражный суд с заявлением в общем порядке. При этом уплаченная по делу государственная пошлина возврату не подлежит.

    Необходимо  отметить положительную сторону  подобного досудебного урегулирования. Данная процедура помогает уточнить расчеты с бюджетами до обращения  в суд, что не маловажно, прежде всего, для самого налогоплательщика. По данной категории дел государственная пошлина, взыскиваемая при подаче заявления, определяется в зависимости от суммы требований. Кроме того, по результатам рассмотрения заявления налоговый орган обязан принять решение. Решение налогового органа может быть обжаловано в суд путем подачи заявления о признании его недействительным. Госпошлина составляет для юридических лиц 10 МРОТ; для граждан – 20% от минимального размера труда.15

    В просительной части заявления о возврате денежных сумм надо указать, из бюджета какого уровня (федерального, бюджета пенсионного фонда и т. д.) следует возвратить налог. Если заявлены требования о взыскании процентов, то указать их сумму, ставку и период начисления.

    Практики показывает, что наибольшее затруднение у заявителей вызывает формулировка требований по спорам об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов.

    Под бездействием следует понимать неисполнение обязанностей, возложенных на соответствующий орган. Одной из разновидностей бездействия является уклонение от действия, т. е. не совершение предусмотренных законом и иными правовыми актами в установленный ими срок соответствующих действий (принятия акта).

    Представляется, что в заявлении по поводу обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц заявитель должен указать, в чем выразилось действие или бездействие должностных лиц налогового органа (например, в не принятии решения по заявлению о зачете излишне уплаченных налогов и т. п.). Оспаривая бездействие должностного лица, налогоплательщику следует четко представлять: кто, где, когда или в течение какого периода, какие именно действия должен совершить; каким нормативным актом предусмотрена обязательность совершения действия налогового органа, в котором заинтересован заявитель; а также имеет ли для налогоплательщика какие-либо правовые последствия это действие (бездействие).

    Статьей 4 НК РФ, соответствующими законодательными актами, определяющими правомочия Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства финансов РФ, Государственного таможенного комитета РФ, органов внебюджетных фондов, предусмотрена возможность принятия данными органами нормативных правовых актов по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.

    Признаками  нормативного правового акта являются:

    • издание его в установленном законом порядке (по установленной процедуре);
    • издание его управомоченным законодателем должностным лицом, органом государственной власти, органом местного самоуправления;
    • установление этим актом правил поведения, которые обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (Постановление Пленума ВС РФ от 25.05.2000 № 19, Письмо ВАС РФ от 20.05.93 № С-13/ОП-167).

    Следует отметить, что подача в арбитражный  суд заявления о признании  нормативного правового акта недействующим  не приостанавливает его действие (ч. 3 ст. 193 АПК РФ).

    Необходимо  также иметь в виду, что отказ лица, обратившегося с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствует рассмотрению арбитражным судом дела по существу (ч. 8 ст. 194 АПК РФ). Сказанное означает, что суд не будет прекращать производства по делу в случае отказа заявителя от заявления и не вправе в мотивировочной части решения указать только на признание заявления и принятие его соответствующим лицом, а должен продолжить рассмотрение заявления по существу.

    Нормативный правовой акт или отдельные его  положения, признанные судом недействующими, не подлежат применению с момента  вступления в законную силу решения  суда (ч. 5 ст. 195 АПК РФ). Данное решение  вступает в законную силу немедленно после его принятия (т. е. с момента изготовления решения суда в полном объеме (см. ст. 176 АПК РФ). Для решения арбитражного суда по указанному предмету спора предусмотрен отличный от общего порядок обжалования. Оно может быть обжаловано только в кассационную инстанцию в течение месяца со дня вступления в законную силу.

    Выбор предмета спора налогоплательщиком должен производиться в зависимости  от конкретной ситуации и обстоятельств, связанных с нарушением прав. Помимо вышеизложенного выбор предмета спора зависит от размера государственной пошлины и сказывается на сроках восстановления нарушенных законных прав налогоплательщика.

    Если  налоговым органом принят ненормативный  акт о взыскании денежных сумм, то в суд можно обращаться с требованиями о признании его недействительным и в том случае, когда взыскание по нему произведено, и до его исполнения. В случае удовлетворении такого заявления арбитражный суд признает ненормативный акт налогового органа недействительным (полностью или частично) и указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом в резолютивной части решения суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органами или лицом об исполнении решения суда. Налоговый орган самостоятельно должен возвратить списанные по признанному недействительным акту денежные суммы, а также прекратить взыскание, если часть их еще не списана.

    Если  налоговый орган не возвращает уже  списанные суммы по признанному  недействительным акту, то предприятие может обратиться в суд с требованиями либо о возврате денежной суммы, либо о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа. В первом случае государственная пошлина уплачивается в установленном размере от цены заявления. Во втором случае – в размере 10 МРОТ.

    В первом случае арбитражный суд выносит  решение о возврате конкретной суммы, во втором случае действия (бездействие) признаются незаконными, и судом  указывается на обязанность соответствующего органа, должностного лица совершить определенные (конкретные) действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов. При этом судом устанавливается срок совершения действий и выдается исполнительный лист. В резолютивной части решения суд может (но не обязан) указать на необходимость сообщить суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

    В случае истребования (зачета) списанных  денежных сумм, суд, вынося решение  по заявлению, косвенно решает вопрос о законности акта и действий налогового органа. Однако поскольку два последних требования не были заявлены, они не подлежат оплате государственной пошлиной.

    Необходимо  обратить внимание налогоплательщиков на то, что ст. 101 НК РФ предусмотрено  принятие по результатам проверки решения и требования (если выявлены налоговые правонарушения). При этом о наложении штрафов принимается решение, а о начислении налогов и пени выносится требование. Указанные акты желательно обжаловать в одном исковом заявлении. Это обусловлено тем, что суд может признать решение налогового органа недействительным, не исследуя вопрос о правомерности начисления налогов и пени. Например, в случае издания решения неполномочным должностным лицом или истечения срока давности привлечения к налоговой ответственности. Кроме того, на практике имели место случаи, когда налоговый орган не отменял требование, изданное по акту проверки, и при признании недействительным решения, принятого по этому же акту.

    Государственная пошлина для организаций составит 10 МРОТ, независимо от того, что одновременно оспариваются два ненормативных акта. Требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции могут быть оспорены налогоплательщиком независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.

    В случае принятия решения по спору  с налоговым органам в пользу налогоплательщика уплаченная государственная  пошлина возвращается судом из федерального бюджета даже при отсутствии соответствующего заявления истца.

    Заявителем  при подаче заявления может быть заявлено ходатайство об отсрочке, рассрочке уплаты государственной  пошлины, уменьшении ее размера, если его  имущественное положение не позволяет  уплатить госпошлину в установленном  законом размере. При этом к ходатайству должны быть приложены: подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса кредитных учреждений, в которых эти счета открыты; подтвержденные кредитным учреждением данные об отсутствии на соответствующем счете денежных средств в необходимом для уплаты государственной пошлины размере, а также об общей сумме задолженности владельца счета по исполнительным листам и платежным документам.

    При подаче заявления налогоплательщик может просить о принятии судом мер по обеспечению заявления, а именно: о приостановлении действия оспариваемого ненормативного акта, решения; о запрещении налоговому органу совершать определенные действия (например, по списанию денежных сумм в бесспорном порядке); о запрещении другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора (например, судебным приставам-исполнителям); о приостановлении взыскания по оспариваемому заявителем исполнительному или иному документу, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке (например, о приостановлении исполнительного производства); о приостановлении реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста; арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры. Судом может быть принято одновременно несколько обеспечительных мер.

    Ходатайство должно быть мотивировано. Суду должны быть представлены доказательства того, что непринятие указанных мер  способно затруднить или сделать  невозможным исполнение судебного  акта, может повлечь причинение значительного ущерба заявителю. Заявление о принятии мер по обеспечению иска государственной пошлиной не облагается. Статьей 99 АПК РФ предусмотрена возможность принятия предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение имущественных интересов заявителя до подачи заявления.

    Итак, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. 
 
 
 
 

Информация о работе Упрощенная система налогообложения малого предпринимательства