Выездная налоговая проверка по налогу на прибыль организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:32, реферат

Описание работы

Введение
Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы из-за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие. Экономика не в состоянии нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги.

Содержание

Введение
1. Выездная налоговая проверка по налогу на прибыль организаций
1.1 Понятие, задачи, сроки и порядок проведения выездной налоговой проверки
1.2 Налога на прибыль организаций порядок исчисления и уплаты
1.3 Развитие систем налогообложения прибыли: российский и зарубежный опыт
2. Налоговый контроль в системе налогообложения налога на прибыль организаций по Курской области
2.1 Анализ динамики уплаты и определение суммы налога на прибыль организаций на примере ОАО «Курской фабрики технических тканей»
2.2 Система налогового контроля в деятельности ИФНС РФ по г. Курску
2.3 Оценка деятельности контрольной работы ИФНС РФ по г. Курску
3. Меры по совершенствованию администрирования налога на прибыль организаций
3.1 Совершенствование налога на прибыль организаций
3.2 Приоритетные направления совершенствования контрольной работы налоговых органов
Заключение

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

-соответствие показателей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющих значение для правильного исчисления налоговой базы, данным синтетического и аналитического учета;

-полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налоговой базы. На данном этапе проверки проверяющие должны проконтролировать: правильность определения данных по выручке от реализации продукции (работ, услуг); правильность определения затрат на производство реализованной продукции; влияние на исчисление налогов выручки от прочей реализации; влияние на исчисление налогов доходов и расходов от внереализационных операций; формирование финансовых результатов для определения налога на прибыль; достоверность составления и представления отчетности о движении денежных средств и т.д.;

-правильность применения цен на товары (работы, услуги) для целей налогообложения по сделкам между взаимозависимыми лицами, по товарообменным операциям, при совершении внешнеторговых сделок;

-обоснованность применения предусмотренных законодательством налоговых ставок, льгот, правильность исчисления сумм налогов, подлежащих уплате.

Проверка каждого отдельного учетного документа включает в себя [3 с.65]:

-формальную проверку;

-арифметическую проверку;

-правовую проверку.

Акт проверки передается налогоплательщику или его представителю. Налогоплательщик может представить свои возражения, которые должны быть обоснованы и документально подтверждены. Причем обжалование действий налоговых органов может осуществляться в вышестоящем налоговом органе и/или в суде (рис. 1).

Рисунок 1- Схема порядка обжалования действий налоговых органов

налоговый проверка выездной прибыль

1.2  Налог на прибыль организаций: порядок исчисления и уплаты

Налогообложение прибыли в любой налоговой системе занимает одно из первых мест. Причем независимо от того, на какую модель построения налогообложения ориентирована экономика в данный момент - основанную на косвенном или прямом налогообложении.Налог на прибыль организаций занимает особое место в налоговых системах, поскольку уменьшает именно то, что по определению является целью предпринимательской деятельности, поэтому к этому налогу нужно относиться как к инструменту, влияющему на экономическое развитие, и каждый нюанс в налоговом изъятии прибыли должен быть просчитан и оправдан. Налог на прибыль организаций в РФ - федеральный налог, играющий важную фискальную и регулирующую роль. Теоретически налог на прибыль организаций - это форма распределения национального дохода, а именно форма изъятия государством части чистого дохода (прибыли), создаваемого хозяйствующими субъектами. Налог на прибыль организаций рассматривается как плата хозяйствующего субъекта государству за предоставление экономического пространства, трудовых ресурсов, за пользование производственной, социальной и иными видами инфраструктуры. Практически налог на прибыль организаций как прямой личный налог обладает наибольшими возможностями по оказанию воздействия на интересы организаций через их финансовое положение, то есть имеет регулирующее значение. Одновременно он обеспечивает значительные поступления в бюджет государства.

Характеристику налога на прибыль организаций целесообразно начинать с его определения. Учитывая, что налог на прибыль организаций не подлежит выделению в отдельную категорию (его нельзя рассматривать как понятие, отражающие наиболее общие и существенные свойства), его определение следует давать на основе определения налога с учетом его специфической роли [18 с. 417].

С экономической точки зрения, налог на прибыль организаций - это регулярные денежные отношения, возникающие в связи с безвозмездным изъятием государством ВВП в части доли прибавочной стоимости для обеспечения доходов бюджета, взаимоувязанные с задачами экономической политики государства. С юридической точки зрения, налог на прибыль организаций представляет собой отчуждение части прибыли субъектов в пользу государства.

Налог на прибыль организаций является основным из прямых налогов. Учитывая финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность, он взимается с юридических лиц по декларации. Таким образом, налог на прибыль организаций является личным налогом.

Налог на прибыль организаций является федеральным налогом, т.е. все элементы налога являются едиными на всей территории РФ, а их определение находится в компетенции федеральных органов власти.

Налог на прибыль организаций - общий налог, поскольку он предназначен для формирования бюджета в целом, а не для покрытия какого-нибудь конкретного расхода.

налог на прибыль организаций взимается с определенной периодичностью в течение всего времени занятия налогоплательщиком деятельностью, приносящей доход, в связи, с чем он относится к регулярным налогам [18 с. 419].

В декабре 1991 г. был принят пакет законов о налогообложении. Закон «Об основах налоговой системы». Этим законом были установлены основные элементы налоговой системы в Российской Федерации. Практика взимания налога на прибыль предприятий и организаций регламентировалась ФЗ №2116-1 от 27.12.1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций», которым была установлена ставка налога на уровне 32%. Важной особенностью российского налога на прибыль организаций было наличие большого количества льгот и ограничение на включение в состав затрат многих типов расходов, как текущих, так и капитальных, в результате чего происходило обложение налогом части затрат предприятия. Так, ограничивался вычет из базы налога на прибыль части затрат на заработную плату, командировочных расходов, расходов на рекламу, представительских расходов.

В 2002 г. с введением в действие гл.25 НК РФ были изменены методы изъятия прибыли в бюджет. Одновременно утратили силу большинство положений Закона РФ от 27 декабря 1991 года №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и Инструкции МНС РФ от 15 июня 2000 г. № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Перестало действовать Положение о составе затрат и другие нормативные акты, принятые в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». В главе 25 «Налог на прибыль организаций» сохранена прежняя концепция налога как формы изъятия части прибыли организаций. Основная задача норм главы 25 Налогового кодекса - максимально точно определить размер прибыли, полученной налогоплательщиком, и установить процедуру изъятия части такой прибыли в виде налога. Прибыль - это сумма, составляющая разницу, на которую доход превышает затраты. Поэтому для правильного исчисления прибыли необходимо учесть все затраты, понесенные налогоплательщиком в связи с получением дохода.

Современный налог на прибыль организаций построен с учетом зарубежного опыта, изучение которого необходимо в связи с расширением международных экономических связей. За рубежом корпорационный налог (подоходный налог с юридических лиц) существует на постоянной основе с начала второй мировой войны. Система налогообложения прибыли построена по единой схеме: прибыль компаний облагается как центральным, так и местными органами власти; объектом налогообложения выступает чистый доход или прибыль; ставки налога устанавливаются преимущественно пропорциональные. При расчете чистой прибыли (дохода) для коммерческой деятельности за основу берется валовая выручка от реализации продукции (работ, услуг), из которой исключаются доходы, освобожденные законом от налога, и возникает адаптированный валовой доход. Из последнего вычитаются все материальные затраты, прямо связанные с производством, зарплата, капитальные вложения, а также ряд «бумажных» вычетов, важное место среди которых занимают амортизационные отчисления, налоговый кредит, убытки, расходы на рекламу, проценты по задолженности и прочие. При расчете налогооблагаемой прибыли предусматривается широкая система льгот. Так, в США предоставлено право вычета из чистого дохода на представительские расходы, налоговый кредит, на прирост НИОКР, целевые льготы при использовании предприятием дополнительных работников, а также исключаются штатные и местные налоги [16 с. 231].

Однако, кроме теоретических причин введения того или иного налога, большое значение приобретает его собираемость. При довольно высоких издержках определения и взыскания налога на прибыль организаций он все же имеет ряд преимуществ как источник налоговых доходов. Количество предприятий значительно меньше, чем число индивидуумов-налогоплательщиков, отношения предприятий между собой документально оформляются, поэтому контроль над правильностью исчисления налогов и их уплаты проще, чем в случае налогообложения физических лиц. Предприятия располагают имуществом, на которое может быть наложено взыскание, а подавляющее большинство населения - нет. Налогообложение лиц с высокими доходами является проблемой в силу значительных масштабов уклонения от уплаты налогов, распространения коррупции, неразвитости законодательства.

Безусловно, налог на прибыль организаций имеет отрицательную сторону - он уменьшает прибыль, являющуюся целью предпринимательской деятельности. Но, с другой стороны, налог на прибыль организаций связан с деятельностью и возникает только тогда, когда в процессе этой деятельности возникла прибыль, если прибыли нет, то нет и налога. И в этом его положительное свойство.

Кроме того, существует масса дискуссий о правомерности использования налога на прибыль организаций в современных условиях на тех принципах, которые заложены в налоговом законодательстве. Многие считают, что правильнее в качестве объекта налогообложения использовать валовой доход.

Определение в качестве объекта налогообложения дохода более корректно с юридической точки зрения, в то время как прибыль в качестве объекта налогообложения точнее отражает сущность данного вида налогового изъятия - обложение прибавочного продукта.

Налог на прибыль организаций конкретизируется через элементы налога, состав которых одинаков для всех налогов.

Субъектом налога на прибыль организаций являются юридические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена его уплата. [15 с. 185]

Согласно НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций являются:

1) российские организации. Не уплачивают налог на прибыль организации, применяющие особый режим налогообложения, который предусматривает замену обязанности по уплате налога на прибыль на уплату специального налога, Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций тоже не являются налогоплательщиками. Ст. 288 НК РФ устанавливает особенности исчисления и уплаты налога организацией, имеющей обособленные подразделения. При осуществлении деятельности в рамках договора простого товарищества каждый из участников являются самостоятельным плательщиком налога на прибыль.

2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ, связанные с наличием этого представительства. Понятие "постоянное представительство" приведено в ст. 306 НК РФ;

3) иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ. Отличительная черта данной группы налогоплательщиков от рассмотренных ранее - получение ими дохода не связано с наличием у них на территории РФ постоянного представительства. К таким доходам, в частности, относятся: дивиденды, процентный доход от долговых обязательств любого вида, доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности, доходы от международных перевозок, штрафы и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств и др. Данные доходы облагаются налогом, который удерживается источником выплаты.

От налогоплательщиков необходимо отличать налоговых агентов. Налоговые агенты - это лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов. Налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций являются российские организации, в том числе перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком.

Для каждой группы налогоплательщиков предусмотрен самостоятельный порядок определения прибыли в качестве объекта налогообложения. Прибылью для российских организаций являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ:

Прибыль = Доход – Расход (1)

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства в РФ:

Прибыль = Доход представительства - Расход представительства (2)

Для иных иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянные представительства в РФ:

Прибыль = Доход от источников в РФ (3)

Иностранные организации могут иметь одновременно два вида объекта налогообложения.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли - все доходы, полученные в иной форме, а также понесенные расходы учитываются в рублях, при этом оценка доходов, полученных в натуральной форме, от бартерных операций и в виде безвозмездной передачи товарно-материальных ценностей производится с учетом требований ст. 40 части первой НК РФ.

Если прибыль облагается по разным ставкам, то налоговая база по каждой группе прибыли определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Расчет налоговой базы по таким операциям имеет особенности, в отношении отдельных групп организаций также доходы и расходы определяются в особом порядке: для банков - с учетом положений ст. 290-292 НК РФ, для страховщиков - ст. 293, 294 НК РФ, для негосударственных пенсионных фондов - ст. 295, 296 НК РФ, для профессиональных участников рынка ценных бумаг - ст. 298, 299 НК РФ.

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Если в результате расчета налоговой базы налогоплательщик получил убыток, то он имеет право перенести этот убыток на будущее.

Для исчисления налоговой базы необходимо определить дату признания для целей налогообложения доходов и расходов: "по оплате" или "по отгрузке".

Все организации в зависимости от применяемого метода можно разделить на две группы:

1)  организации, которым разрешено применять только метод начисления;

2)  организации, которые имеют право на применение кассового метода. Право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу имеют организации, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость и акцизов не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Из этого списка исключаются организации, которые обязаны применять метод начисления по закону. К ним относятся: банки, страховые организации, бюджетные учреждения, некоммерческие и посреднические организации.

Информация о работе Выездная налоговая проверка по налогу на прибыль организаций