Выездная налоговая проверка по налогу на прибыль организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:32, реферат

Описание работы

Введение
Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы из-за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие. Экономика не в состоянии нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги.

Содержание

Введение
1. Выездная налоговая проверка по налогу на прибыль организаций
1.1 Понятие, задачи, сроки и порядок проведения выездной налоговой проверки
1.2 Налога на прибыль организаций порядок исчисления и уплаты
1.3 Развитие систем налогообложения прибыли: российский и зарубежный опыт
2. Налоговый контроль в системе налогообложения налога на прибыль организаций по Курской области
2.1 Анализ динамики уплаты и определение суммы налога на прибыль организаций на примере ОАО «Курской фабрики технических тканей»
2.2 Система налогового контроля в деятельности ИФНС РФ по г. Курску
2.3 Оценка деятельности контрольной работы ИФНС РФ по г. Курску
3. Меры по совершенствованию администрирования налога на прибыль организаций
3.1 Совершенствование налога на прибыль организаций
3.2 Приоритетные направления совершенствования контрольной работы налоговых органов
Заключение

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

 

-динамика сумм взысканных штрафных санкций по результатам проверок по вопросу соблюдения законодательства о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;

 

-удельный вес дополнительно начисленных сумм по результатам выездных проверок, уменьшенных, по решениям судебных и вышестоящих органов, в общей сумме доначисленных платежей. [36, с. 76]

 

3. Критерий интенсивности контрольной работы налоговых органов. Он характеризует производительность труда инспекторского состава ИФНС России и состоит из показателей:

 

- сумма дополнительно взысканных налоговых платежей по результатам контрольной работы в расчёте на одного сотрудника инспекции ФНС России по субъекту РФ;

 

- удельный вес камеральных проверок, в процессе которых использованы дополнительные документы, объяснения и сведения, от их общего количества;

 

- удельный вес выездных проверок организаций и физических лиц, в процессе которых проведены инвентаризация имущества, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, привлечение экспертов, допросы свидетелей, привлечение специалистов, встречные проверки, от общего количества выездных проверок.

 

Предлагаемые критерии и показатели были выбраны не случайно. Сопоставление указанных показателей позволяет дать оценку контрольной работы как в целом по региону, так и отдельных налоговых инспекций, оценить степень эффективности их деятельности в рамках проведения налогового контроля. С помощью этих общедоступных дни инспекций показателей с некоторыми корректировками может быть осуществлен анализ внутри каждой инспекции между отделами и даже среди налоговых инспекторов, осуществляющих камеральные и выездные проверки. [36, с. 77]

 

Вышеуказанные показатели группируются по пяти стратегическим блокам.

 

1. Блок «Общая оценка показателей эффективности контрольной работы». В нём оценивается динамика сумм дополнительно начисленных и взысканных налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ по результатам налоговых проверок как в целом, так и в расчёте на одного сотрудника инспекции. При сравнении показателей нагрузки по дополнительно взысканным налоговым платежам на одного работника инспекции, исходя из общей численности инспекции и численности работников, занимающихся налоговыми проверками, можно сделать вывод об эффективности организационной структуры ИФНС России.

 

3.Блок «Оценка показателей организации и проведения камеральных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах». В нем происходит оценка эффективности проведения камеральных налоговых проверок. Чем ниже данный показатель, тем наиболее эффективна работа налоговых органов в этом направлении.

 

4.Блок «Оценка контрольной работы налоговых органов с организациями и индивидуальными предпринимателями, не предоставляющими в налоговые органы отчётность или предоставляющими «нулевую» отчётность. Он показывает результативность и интенсивность работы инспекций с подобными проблемными налогоплательщиками.

 

5.Блок «Оценка контрольной работы по вопросам соблюдения законодательства о применении ККМ при осуществлении денежных расчётов с населением». В нем отражаются такие показатели, как динамика количества проверок организаций и налогоплательщиков, соблюдающих законодательство о применении ККМ, а также динамика взысканных штрафных санкций по результатам указанных проверок.

 

Анализируя и оценивая работу инспекций по каждому приведённому показателю, мы приходим к достаточно объективной комплексной оценке контрольной работы инспекции в целом, а также к сравнительной оценке деятельности налоговых органов региона. [36, с. 77]

 

Следует отметить, что оценка каждого показателя производится в баллах. Совокупная рейтинговая оценка контрольной работы каждой отдельной инспекции осуществляется при суммировании данных всех оценок по каждому блоку показателей, приведенных выше. Учитывая неравные возможности окружных и межрайонных инспекций в части объёмных показателей дополнительных начислений, в методике отражено стремление уйти от оценки показателей в абсолютном выражении. С этой целью все показатели выбраны в относительном выражении или в виде динамических показателей. Оценка достигнутых результатов по организации и проведению контрольной работы производится ежеквартально по показателям форм статистической налоговой отчётности инспекций за I квартал, 6, 9 месяцев и за год. [36, с. 76]

 

Общая схема действий в рамках предлагаемого метода оценки эффективности налогового контроля заключается в следующем:

 

- ежегодная оценка эффективности налогового контроля ИФНС России в регионе;

 

- определение инспекции с наилучшими показателями контрольной работы;

 

- изучение методов, с помощью которых этой инспекции удалось достигнуть таких результатов;

 

- разработка планов повышения эффективности каждой ИФНС России;

 

- осуществление планов повышения эффективности налогового контроля.

 

Этапами построения методики являются: выбор критериев и показателей оценки, способа оценки (разработка коэффициентов и формул расчёта показателей), формирование алгоритма расчётов, непосредственный расчёт оценки контрольной работы налоговых органов и анализ полученных результатов.

 

Основные требования к методике: оперативность и простота расчётов, использование материалов налоговой внутриведомственной отчётности с минимальным привлечением сведений от сторонних организаций и служб, сравнимость результатов, наглядность и инерционность. [36, с. 77]

 

Показатели оценки эффективности выбраны таким образом, чтобы направить усилия налоговых органов на решение задач максимального привлечения средств в бюджеты всех уровней, осуществление эффективной контрольной работы. В методике использованы данные внутриведомственной отчётности.

 

Отличительными чертами предлагаемого метода оценки эффективности налогового контроля являются:

 

–  объективная оценка деятельности ИФНС России;

 

– создание стимулов для повышения эффективности деятельности государственных ведомств;

 

–  в идентификация «слабых мест» в контрольной деятельности инспекций.

 

Методика оценки эффективности налогового контроля может использоваться Управлениями ФНС России в качестве замены прямого контроля за деятельностью нижестоящих инспекций, а также может быть внедрена внутри ФНС России с определением лучшей организации и методики контрольной работы налоговых органов России.

 

 

Заключение

 

Налоговый контроль является неотъемлемым звеном в формировании денежных средств государства и призван обеспечивать пресечение и устранение условий, угрожающих его экономической безопасности.

 

Налоговый контроль представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов, формы и методы которой регламентированы законодательством РФ, осуществляемая с целью обеспечения полного и своевременного выполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами налоговых и иных обязательств, возлагаемых на них законодательством РФ в связи с их деятельностью или имущественным положением. Роль налогового контроля в жизни государства заключается в стабилизации финансовой системы.

 

Объектом государственного налогового контроля является совокупность денежных отношений, в процессе которых образуются денежные фонды государства, финансово-хозяйственная деятельность организаций и физических лиц, затрагивающая вопросы налогообложения и исчисления налогов. Предметом выступают своевременность и полнота исполнения налогоплательщиками своих обязанностей, законность и достоверность отраженных данных в документах, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней.

 

Целями налогового контроля выступает обеспечение исполнения налогового законодательства налогоплательщиками, налоговыми агентами и другими субъектами налоговых правоотношений, обеспечение режима законности в сфере налогообложения, выявление налоговых правонарушений и преступлений, привлечение к ответственности виновных лиц, предупреждение налоговых правонарушений и преступлений в будущем, обеспечение неотвратимости наступления налоговой, административной или уголовной ответственности. Цель обуславливает задачи налогового контроля – пресечение правонарушений, применение мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению, обеспечение экономической безопасности государства.

 

Налоговые органы претерпели огромное количество преобразований за время своего существования, прежде, чем окончательно определилась их современная структура. Особенностью развития налоговых органов в России является их постепенное обособление в качестве специализированных органов с функцией контроля за взиманием налоговых платежей. Сначала такой контроль и собственно сбор налогов выполнялись органами, на которые были возложены и иные, не связанные с налоговыми отношениями задачи. Потом налоговые органы существовали в системе финансовых учреждений, ведавших как доходами, так и расходами бюджета. Далее произошло разделение налоговых и финансовых ведомств, которые функционировали в виде самостоятельных органов исполнительной власти.

 

В результате проведенного исследования можно выделить формы и методы налогового контроля. К первым относятся предшествующий контроль (включающий в себя учет и регистрацию налогоплательщиков и объектов налогообложения, а также профилактические мероприятия по разъяснению налогового законодательства с целью его правильного применения), текущий (камеральные налоговые проверки), последующий (выездные проверки).

 

Методами налогового контроля являются: получение информации и документов от различных государственных органов, налогоплательщиков; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверка данных учета и отчетности; истребование документов при проведении налоговой проверки; выемка документов и предметов; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); участие свидетеля; экспертиза; привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля.

 

Анализ деятельности ИФНС РФ по г.Курску за период с 2005 по 2007 год показал, что наибольшей стабильностью обладают выездные налоговые проверки, что подтверждается постоянным увеличением доначисленных сумм: 540154 тыс.руб. в 2005 году, 564764 тыс.руб. в 2006 году и 785359 тыс.руб. в 2007 году. Такая же динамика по результативности выездных проверок: 659 тыс.руб. в 2005 году, 739 тыс.руб. в 2006 году, 1309 тыс.руб. в 2007 году.

 

Наиболее часто встречающимися нарушениями в ходе выездных проверок были следующие:

 

1. Непредставление налоговых деклараций в установленные законом сроки;

 

2. Не включение в налоговую базу по НДС всех доходов от реализации товаров (работ, услуг) (п.2 ст.153 НК РФ);

 

3. Отражение в счетах-фактурах недостоверных сведений (п.5 ст.169 НК РФ);

 

4. Занижение ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, за счет неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п.3 ст.243 НК РФ);

 

5. Невыполнение обязанностей налогового агента по полноте перечисления налога (п.6 ст.226 НК РФ);

 

Камеральные налоговые проверки по результатам исследования оказались менее эффективными, поскольку начисления по ним в 2007 году снизились примерно в полтора раза по отношению к 2006 году. Это говорит о том, что на данном этапе ими охватывается не достаточное количество информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. В свою очередь это требует совершенствования процедуры проверки поступающей в налоговые органы отчетности, а также использования и привлечения экспертов и специалистов, проведения осмотра помещений, участия свидетеля.

 

Наибольший удельный вес в структуре доначислений как по камеральным, так и по выездным проверкам занимают такие налоги, как: налог на прибыль организаций (25%), НДС (55,5%).

 

За исследуемый период инспекцией было выявлено множество нарушений налогового законодательства, многие из которых относится к НДС, из которых самыми распространенными являются занижение налоговой базы, непредставление налоговых деклараций в установленные законом сроки, отражение в документах недостоверных сведений.

 

Основными нарушениями законодательства о налогах и сборах, обнаруженными в ходе камеральных проверок, являются:

 

1. необоснованное предъявление к вычету сумм НДС;

 

2. не соблюдение налогоплательщиком условий п. 4 ст. 81 НК РФ при подаче уточненных деклараций;

 

3. неуплата сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в федеральный бюджет;

 

4. не исчисление авансовых платежей по налогу на прибыль организаций;

 

5. не полный учет всех доходов, на основании которых формируется налоговая база по НДС;

 

6. не исчисление и неуплата НДС;

 

7. нарушение сроков подачи налоговой декларации по налогу на прибыль, по НДС.

 

По результатам проведенного исследования выездных проверок видно, что налоговой инспекцией было обнаружено множество нарушений налогового законодательства, и большинство из них относится к НДС, из которых самыми распространенными являются занижение налоговой базы, непредставление налоговых деклараций в установленные законом сроки, отражение в документах недостоверных сведений.

 

По итогам проведенного исследования деятельности ИФНС России по г.Курску установлено повышение эффективности налогового контроля, которому способствовали проводимые дополнительные мероприятия такие, как осмотр помещений, привлечение экспертов, истребование дополнительных документов у налогоплательщиков, получение информации от контрагентов, опрос свидетелей.

 

В целях повышения эффективности налогового контроля предлагается:

 

1. Обязать все организации представлять налоговые декларации в электронном виде;

 

2. Разработать стандартную форму налоговой отчетности;

Информация о работе Выездная налоговая проверка по налогу на прибыль организаций