Взаимодействие банков и налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение взаимоотношений банков и налоговых органов.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотреть кредитные организации и их роль в экономической системе;
- определить взаимоотношения банков и налоговых органов по открытию, ведению и закрытию счетов в банках;
- определить взаимоотношения налоговых органов и банка по контролю соблюдения налогоплательщиками лимита кассовой наличности;
...

Содержание

Введение………………………………………………………………………….……3

1. Теоретико-методологические основы правового регулирования взаимоотношения банков и налоговых органов………………………………….....6

1.1 Кредитные организации и их роль в экономической системе……………………………………………………………………...……….…6

1.2 Банки как субъекты налоговых отношений…………………………………..8

1.3 Взаимоотношения банков и налоговых органов по открытию, ведению и закрытию счетов в банках……………………………………………...……………12

2. Взаимоотношение налоговых органов и банков………………………………..17

2.1 Роль банков в обеспечении полноты и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджет клиентами налогоплательщиками………...…………………17

2.2 Взаимоотношения налоговых органов и банка по контролю соблюдения налогоплательщиками лимита кассовой наличности………………………..……22

2.3 Контроль налоговых органов за своевременным зачислением банками налоговых платежей…………………………………………………………………28

3. Проблемы взаимоотношения банков и налоговых органов и направления их совершенствования…………………………………………………………..………34

3.1 Виды нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и ответственности за их совершение…..34

3.2 Направления совершенствования налогового регулирования в отношении банковской сферы…………………………………………………………………....36

3.3 Реформирование законодательной базы в сфере совершенствования взаимоотношений коммерческих банков с налоговыми органами………....……40

Заключение…………………………………………………………………………...44

Список использованных источников………………………………………….……47

Приложение А – Признаки кредитной организации….…………………..……….50

Работа содержит 1 файл

работа вариант 2.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

     Коммерческие  банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

       Основное назначение банка - посредничество  в перемещении денежных средств  от кредиторов к заемщикам  и от продавцов к покупателям.  Наряду с банками перемещение  денежных средств на рынках  осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

       Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.

       Во-вторых, банки отличает принятие  на себя безусловных обязательств  с фиксированной суммой долга  перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

     Любой банк участвует в самых различных  налоговых правоотношениях, выступая при этом в разных качествах.

     Е.Г. Коваленко отмечает, что банки в налоговых правоотношениях имеют особый правовой статус. С одной стороны, они являются налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами), с другой стороны, это субъекты, содействующие налоговому администрированию, в частности налоговому контролю [12, с. 71].

     Е.В.Аббясова придерживаясь подобной точки зрения, пишет: «Как юридическое лицо банк является налогоплательщиком и налоговым агентом. В первом качестве он выступает в роли субъекта налога, мало чем отличающегося от обычных налогоплательщиков. Специфичен лишь расчет объекта налогообложения. Во втором качестве он выступает в роли лица, удерживающего подоходный налог с суммы заработной платы, выплачиваемой своим работникам, что делает любой работодатель» [5, с. 14].

     Во  взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает в трех лицах:

     - непосредственно как самостоятельный  налогоплательщик;

     - как посредник между государством  и налогоплательщиками, через  которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;

     - как налоговый агент (в части  исчисления, удержания налогов из  денежных средств, выплачиваемых  налогоплательщиками, и перечисления  их в бюджет.

     Налогообложение банков имеет свои отличительные  черты, которые связаны со спецификой банковской деятельности. Одной из таких отличительных черт является налогообложение прибыли банков. С 1995 г. порядок формирования налога на прибыль регламентировался общим законом РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» и Инструкцией ГНС РФ № 37. С 1 января 2002 года банки исчисляют и уплачивают налог на прибыль в соответствии с главой 25 части 2 Налогового кодекса РФ.

     Однако  при расчете налога на прибыль  банков учитываются особенности формирования налогооблагаемой базы, которые предопределены отличием бухгалтерского учета в кредитных организациях, расчетов сумм доходов, расходов, относимых на издержки производства банковских услуг для целей налогообложения, и финансовых результатов. Учет доходов и расходов банка специфичен, поскольку здесь применяется свой план счетов, унифицированный вариант которого был введен в банковскую практику с 1 января 1998 г. Кроме этого, сами доходы представляют собой в большинстве процентные доходы от привлечения и размещения денежных средств на условиях платности, срочности и возвратности, что, соответственно, влияет на формирование налогооблагаемой базы.

       Следующим отличием является  особенность исчисления и уплаты  налога на добавленную стоимость. Рассматривая особенности обложения налогом на добавленную стоимость услуг банков, следует исходить из того, что в стране с рыночной экономикой финансовые услуги, как правило, освобождены от указанного налога. Это объясняется тем, что большая часть тарифов за услуги банков не основывается на конкретно исчисляемой себестоимости. На их уровень оказывают влияние различные риски (кредитные, валютные, процентные, курсовые) и конкуренция. Одну и ту же услугу разные банки разным клиентам оказывают за дифференцированную оплату. В то же время коммерческие банки по природе являются посредниками как в денежном обращении, так и по ценным бумагам и валюте.

       Глава 21 Налогового кодекса свидетельствует  о том, что и в нашей стране  большая часть банковских услуг  освобождена от уплаты налога на добавленную стоимость.

     Еще одной особенностью налогообложения  коммерческих банков является то, что  банки осуществляют только те операции, которые предусмотрены Законом  РФ «О банках и банковской деятельности» и обязательно при наличии лицензии ЦБ РФ. Банкам запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, в то время как другие субъекты экономически могут совмещать несколько видов деятельности, что соответственно влияет на размер налоговых платежей.

     В целом структура налогов, уплачиваемых банками, а также удельный вес отдельных налогов в системе всех налоговых платежей отличается от удельного веса основных налогов, уплачиваемых другими хозяйствующими субъектами. Так, большая часть приходится на такие налоги, как налог на прибыль, налог на имущество. Совсем небольшую долю занимает налог на добавленную стоимость и прочие налоги. Во многом наполняемость бюджета зависит от того, как банки выполняют роль «кровеносных сосудов» в пополнении доходной части бюджета, т.е. своевременно и в полном объеме исполняют платежные поручения своих клиентов по налоговым платежам.

     Тема  взаимоотношений банков и налоговых  органов всегда актуальна и затрагивает  интересы не только банков, но и их клиентов-налогоплательщиков. Поддержание баланса между мерами по соблюдению банковской тайны и контролем государства за банковскими операциями налогоплательщиков зависит от выполнения требований действующего законодательства в установленном порядке. 
 

     1.3 Взаимоотношения банков и налоговых органов по открытию, ведению и закрытию счетов в банках 
 

     Действующим законодательством не установлены  прямые юридические ограничения  количества расчетных (текущих) счетов, открываемых юридическими лицами в  коммерческих банках. Однако счета  должны быть доступны (прозрачны) для контроля налоговыми органами. С этой целью разработаны правила регистрации в налоговых органах счетов, открываемых налогоплательщиками в коммерческих банках. Кроме того, коммерческие банки и налоговые органы периодически осуществляют взаимосверку зарегистрированных банковских счетов.

     Современный порядок взаимодействия налогоплательщиков, коммерческих банков, налоговых органов  при открытии банковских счетов, а  также форма и содержание свидетельства  о постановке на налоговый учет установлены Налоговым Кодексом.

     Налоговым Кодексом РФ (ст. 86) предусмотрено, что  расчетные (текущие, корреспондентские) и иные счета налогоплательщикам открываются банками только при  представлении свидетельства о  постановке предприятий и организаций  на учет в налоговом органе как налогоплательщиков. Указанная норма выступает дополнительным препятствием уклонению от постановки на налоговый учет, наряду с действующими нормами законодательства (НК) по ответственности налогоплательщика за нарушение сроков и уклонение от постановки на налоговый учет (ст. 116.117).

     Под термином «счет» согласно п.2 ст.11 НК понимаются расчетный (текущий) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета (гл.45 ГК РФ), на который зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства налогоплательщиков.

     Хозяйственная структура, желающая открыть расчетный (текущий) счет в коммерческом банке-резиденте. обязана представлять в коммерческий банк свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

     Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе представляет собой специально изготовленный документ. Основными реквизитами свидетельства являются: наименование налогоплательщика, юридические адреса территориальной налоговой инспекции и налогоплательщика (включая идентификационный номер налогоплательщика); подписи должностных лиц и четкая печать налогового органа.

     Наличие копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в юридическом  деле клиента по открытию расчетного и других счетов обязательно. Копия  должны быть заверена должным образом (ст.93 НК РФ). Открытие банком счета налогоплательщику без предъявления свидетельства о постановке на налоговый учет влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс.руб. (ст. 132).

     Рассмотренные правила открытия расчетных (текущих) счетов распространяются на все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ как налогоплательщики, а также на лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, частных нотариусов, частных детективов, частных охранников. Физические (частные) лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, при открытии счетов дополнительных документов из налоговых органов не представляют.

     При открытии российскими коммерческими  банками корреспондентских счетов в расчетно-кассовых центрах или в других коммерческих банках они также обязаны представлять свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Исключение составляют коммерческие банки-нерезиденты.

     Филиалу или представительству юридического лица, по ходатайству последнего может быть открыт текущий счет. Режим функционирования текущих счетов филиалов вытекает из нормативных документов, утвержденных Центральным Банком России, а также из полномочий филиала, определенных в положении о нем, и обязательств перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами.

     Положением  о филиале, утвержденным руководством головной организации, в том числе  банка определены основные функции  хозяйственной деятельности, которыми от имени головной организации наделены их филиалы, в том числе оно содержит указания по порядку открытия расчетных, субкорреспондентских или других счетов.

     Поскольку по месту нахождения филиалов, других структурных подразделений на налоговый  учет обязано встать само юридическое  лицо, то при открытии счетов филиалам и другим структурным подразделениям в коммерческий банк представляется свидетельство о постановке юридического лица на налоговый учет по месту нахождения филиалов (структурных подразделений).

     Коммерческому банку необходимо в течение пяти дней после открытия (закрытия) счета направить в налоговую инспекцию клиента (по месту его налоговой регистрации) факсом, почтой соответствующую информацию. В деле должно присутствовать документальное подтверждение отсылки сообщения, например, квитанция, штамп канцелярии налоговой инспекции на сопроводительном письме и другие. Днем открытия счета является день оформления открытия счета и занесения его в книгу регистрации балансовых счетов второго порядка.

     Налоговые органы незамедлительно, не позднее  следующего рабочего дня после получения от коммерческих банков извещения об открытии налогоплательщику-предприятию счетов, факсом или почтой направляют в коммерческий банк информационное письмо о получении извещения (с уведомлением)(письмо ГНС РФ от 11.11.96г. КПВ-6-12/773). До получения банками от налоговых органов информационного письма расчетные документы на списание от налоговых органов информационного письма расчетные документы на списание (перечисление) денежных средств с вновь открытого счета не должны приниматься к исполнению.

     Однако  разрешено принимать в исключительных случаях при наличии письменного  разрешения МНС РФ и МФ РФ к исполнению расчетные документы на списание (перечисление) денежных средств с  вновь открытых счетов для проведения денежного зачета по доходам и расходам федерального бюджета до получения информационного извещения. При этом требуется последующий контроль за получением такого извещения (письмо ГНС от 3.03.97 .К2ПВ-6-09/1675).

Информация о работе Взаимодействие банков и налоговых органов