Взаимодействие банков и налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение взаимоотношений банков и налоговых органов.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотреть кредитные организации и их роль в экономической системе;
- определить взаимоотношения банков и налоговых органов по открытию, ведению и закрытию счетов в банках;
- определить взаимоотношения налоговых органов и банка по контролю соблюдения налогоплательщиками лимита кассовой наличности;
...

Содержание

Введение………………………………………………………………………….……3

1. Теоретико-методологические основы правового регулирования взаимоотношения банков и налоговых органов………………………………….....6

1.1 Кредитные организации и их роль в экономической системе……………………………………………………………………...……….…6

1.2 Банки как субъекты налоговых отношений…………………………………..8

1.3 Взаимоотношения банков и налоговых органов по открытию, ведению и закрытию счетов в банках……………………………………………...……………12

2. Взаимоотношение налоговых органов и банков………………………………..17

2.1 Роль банков в обеспечении полноты и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджет клиентами налогоплательщиками………...…………………17

2.2 Взаимоотношения налоговых органов и банка по контролю соблюдения налогоплательщиками лимита кассовой наличности………………………..……22

2.3 Контроль налоговых органов за своевременным зачислением банками налоговых платежей…………………………………………………………………28

3. Проблемы взаимоотношения банков и налоговых органов и направления их совершенствования…………………………………………………………..………34

3.1 Виды нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и ответственности за их совершение…..34

3.2 Направления совершенствования налогового регулирования в отношении банковской сферы…………………………………………………………………....36

3.3 Реформирование законодательной базы в сфере совершенствования взаимоотношений коммерческих банков с налоговыми органами………....……40

Заключение…………………………………………………………………………...44

Список использованных источников………………………………………….……47

Приложение А – Признаки кредитной организации….…………………..……….50

Работа содержит 1 файл

работа вариант 2.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

     Банк  обязан контролировать соблюдение кассовой дисциплины по всем своим клиентам-юридическим  лицам, имеющим по расчетному счету  оборот наличных денежных средств. Проверка кассовой дисциплины не проводится банком:

     • по предприятиям (организациям), по счетам которых осуществлялись только операции в безналичном порядке;

     • по предприятиям (организациям), по счетам которых не осуществлялись операции по внесению, получению наличных денег  со своих банковских счетов в течение года, определяемого с даты проведения последней операции по внесению, получению наличных денег;

     • по предприятиям (организациям), которые  подконтрольны другими органами. Например: бюджетные организации (счета  которых открыты в органах  Федерального казначейства), иностранные  представительства, религиозные организации  и т.п.

     Начальным этапом контроля со стороны банка за соблюдением кассовой дисциплины клиентов является установление лимита остатка кассы. Лимит остатка кассы устанавливается банком предприятию (организации) на основании представляемого в банк «Расчета на установление предприятию лимита остатка кассы и оформления разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» (форма 0408020) (далее -Расчет по форме 0408020). Лимит устанавливается банком ежегодно. Для этого, обычно, не позднее, чем за один месяц до начала следующего года банк рассылает своим клиентам-юридическим лицам письмо-требование о представлении Расчета по форме 0408020. После получение Расчета по форме 0408020 ответственный сотрудник банка проверяет его корректность исходя из имеющейся в банке информации об объемах налично-денежного оборота по счетам клиента, особенностей режима его работы, информации о целях расходования денежных средств из выручки. Утвержденный банком лимит, доводится до сведения клиента. При непредставлении в банк Расчета по форме 0408020, клиенту устанавливается нулевой лимит, весь остаток кассы, при, этом считается сверхлимитным. Информация об установлении клиенту нулевого лимита остатка кассы также доводится до сведения клиента в письменном виде.

     Следующим этапом организации работы по контролю кассовой дисциплины клиентов банка – юридических лиц является составление плана проверок контролируемых организаций. План, как правило, составляется в начале года и в него включаются контролируемые предприятия (организации), имеющие открытые счета в данном банке на начало прошлого года за минусом тех предприятий (организаций), которые уже проверены банком в течение прошлого года. Количество предприятий (организаций), подлежащих проверке на начало прошлого года и количество уже проверенных банком клиентов должно совпадать с данными формируемой банком отчетности по форме 0409212 «Информация о проверках соблюдения организациями порядка ведения кассовых операций и работы с наличными деньгами» (далее – форма 0409212) (Указание Банка России № 2332-У от 12.11.2009 «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»). Т.е., например, в план проверок на 2012 год должны включиться предприятия, имеющие открытые в банке счета на 01.01.2011 года минус те предприятия, которые банк проверил в течение 2011 года. Таким образом, возможно обеспечение выполнения требования в части проверок одного предприятия не реже, чем один раз в два года.

     Проверка кассовой дисциплины осуществляется банком на основании кассовых документов клиента, представляемых в банк по запросу. По крупным клиентам с большим денежно-наличным оборотом, а также по договоренности, банком, как правило, проводится выездная проверка кассовой дисциплины.

     Период, который может быть охвачен проверкой  кассовой дисциплины, не установлен нормативными актами. Поскольку срок привлечения  к административной ответственности  по таким нарушениям ограничен 2 месяцами (ч.1 ст.4.5 КоАП), то банк, как правило, проверяет два- три месяца, предшествующих дате проверки [8, с. 196].

     Для проверки кассовой дисциплины банка запрашивает следующие документы:

     • Приходные кассовые ордера (форма  КО-1);

     • Расходные кассовые ордера (форма  КО-2);

     • Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма КО-3);

     • Кассовая книга (форма КО-4) и отчеты кассира;

     • Авансовые отчеты (форма АО-1);

     • Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма КО-5);

     • Платежные ведомости по зарплате (при наличии).

     Банк в рамках контроля соблюдения клиентом-юридическим лицом кассовой дисциплины проверяет следующие моменты:

     1. Денежная наличность, полученная  в банке, должна в тот же  день в полном объеме приходоваться  в кассу предприятия (организации).

     Сотрудник банка сверяет записи в Кассовой книге с оборотами по выдаче наличных денежных средств, прошедших по банковскому лицевому счету клиента, по суммам и срокам.

     В бухгалтерском учете:

В банке = На предприятии:
ДТ  р/сч КТ 20202  = ДТ 50 КТ 51

     2. Денежная наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе должна быть сдана в банк на расчетный счет в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

     Банком  сверяются суммы и даты сдачи  наличных денег в банк согласно данных банковского лицевого счета клиента с записями в Кассовой книге клиента.

     В бухгалтерском учете:

В банке = На предприятии:
ДТ 20202 КТ р/сч = ДТ 51 КТ 50
 

     Никаких исключений не допускается: вся денежная наличность, сданная в банк, должна ОБЯЗАТЕЛЬНО быть отражена в Кассовой книге предприятия и в его бухгалтерском учете. Наиболее распространенная ошибка, встречающаяся при проверках кассовой дисциплины - это внесение учредителем наличных денежных средств сразу на расчетный счет, минуя кассу предприятия. В данном случае, такой взнос либо должен обязательно «пройти» по кассе предприятия, либо в банке он должен быть оформлен  безналичным переводом физического лица (учредителя) (например, без открытия счета) на расчетный счет предприятия.

     Клиентом  должны соблюдаться:

     - порядок и сроки сдачи денежной наличности в банк;

     - сроки возврата в банк не  выплаченных средств на заработную  плату, выплаты социального характера,  других денежных средств.

     Сотрудник банка сверяет сумму наличных денежных средств, поступивших в  кассу предприятия за проверяемый период, с суммой наличных денежных средств, сданных в банк.

     3. Расходование предприятием наличных  денежных средств из поступившей  в кассу выручки разрешено  только на цели, согласованные  с банком (в Расчете по форме  0408020).

     Цели  расходования выручки проверяются сотрудником банка на основании первичных кассовых документов. Следует отметить, что расходовать предприятие имеет право только выручку, иные поступления, например, поступившие возвраты займов, возвраты подотчетных сумм и другие платежи, не являющиеся выручкой по определению, подлежат сдаче на расчетный счет в банк в полном объеме.)

     4. Предельные расчеты наличными  денежными средствами между юридическими  лицами (индивидуальными предпринимателями)  установлены в Российской Федерации  в сумме не более 100 тыс. рублей в рамках одного договора (т.е. суммируется оплата по всем платежным документам в рамках одного договора).

     Превышение  данных лимитов при расчетах предприятия  со своими контрагентами – юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги не допустимо.

     Для проверки соблюдения предприятием данного  требования сотрудник банка рассматривает  обороты по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», авансовые отчеты подотчетных лиц, товарные чеки, накладные, счета, счета-фактуры, приходные и расходные кассовые документы и записи в Кассовой книге.

     5. Наличные денежные средства в  кассе предприятия могут храниться  только в пределах Лимита, установленного  обслуживающим банком.

     Сотрудник банка проверяет остаток кассы за каждый день проверяемого периода, определяет общую сумму превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде, а также среднюю величину сверхлимитной кассовой наличности, рассчитанная исходя из общей суммы сверхлимитных остатков и количества дней превышения лимита остатка кассы.

     6. Кассовая Книга и другие кассовые  документы должны вестись и  оформляться в соответствии с  нормативными актами указанными  выше. 

     Сотрудник банка проверяет соблюдение установленного порядка ведения кассовых операций и оформления кассовых документов, в частности:

     • полноту, качество, периодичность и своевременность составления первичных кассовых документов;

     • соответствие записей в Кассовой книге, Книге учета принятых и  выданных кассиром наличных денег приходно-расходным кассовым документам;

     • правильность оформления кассовых документов

     По  результатам проверки проверяющим  сотрудником банка составляется Справка о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью.

     Данная справка содержит выводы проверяющего относительно порядка ведения кассовых операций и соблюдения кассовой дисциплины предприятием, а также рекомендации руководству предприятия по устранению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью. 
 

     2.3 Контроль налоговых органов за  своевременным зачислением банками  налоговых платежей 
 

     Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами  мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном  и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

     В практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную  уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных  и субъективных причин, в частности  из-за отсутствия необходимых денежных средств на своих счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, несвоевременной сдачи в банки документов на уплату платежей в бюджет, уклонения от их уплаты и т.п.

     На  налоговые органы возложен контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами причитающихся налогов и других обязательных платежей. Налоговым органам предоставлено право взыскивать с плательщиков не уплаченные в срок платежи в бесспорном порядке с одновременным предъявлением им финансовых санкций.

     Контроль  за полнотой и своевременностью уплаты исчисленных налогов и других обязательных платежей, осуществляется как в ходе проверок непосредственно  на предприятиях, так и на основе поступающих в налоговые органы банковских документов (копий платежных поручений, подтверждающих уплату налогов, выписок банков и т.п.).

     Проверки  непосредственно на предприятиях, как  правило, высокоэффективны, способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков. Вместе с тем такой контроль не может быть всеобъемлющим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число предприятий, состоящих на учете в качестве налогоплательщиков.

     В этих условиях всеобъемлющий контроль за предприятиями достигается посредством  ведения в налоговых органах  оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов  и других обязательных платежей и  по каждому плательщику.

     Оперативно-бухгалтерский учет представляет собой стройную систему учета и отчетности. Он охватывает весь комплекс вопросов, связанных с начислением налогов, других платежей и финансовых санкций, их фактическим поступлением в бюджеты всех уровней, возвратом или зачетом переплат в счет уплаты очередных платежей, составлением установленной отчетности, аналитических записок и т.п.

     Порядок ведения оперативно-бухгалтерского учета определяется Государственной  налоговой службой РФ. Его ведут  налоговые инспекции, у которых  непосредственно состоят на учете в качестве налогоплательщиков юридические и физические лица. Вышестоящие налоговые органы ведут учет поступлений платежей в целом по регионам, стране.

Информация о работе Взаимодействие банков и налоговых органов