Взаимодействие банков и налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение взаимоотношений банков и налоговых органов.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотреть кредитные организации и их роль в экономической системе;
- определить взаимоотношения банков и налоговых органов по открытию, ведению и закрытию счетов в банках;
- определить взаимоотношения налоговых органов и банка по контролю соблюдения налогоплательщиками лимита кассовой наличности;
...

Содержание

Введение………………………………………………………………………….……3

1. Теоретико-методологические основы правового регулирования взаимоотношения банков и налоговых органов………………………………….....6

1.1 Кредитные организации и их роль в экономической системе……………………………………………………………………...……….…6

1.2 Банки как субъекты налоговых отношений…………………………………..8

1.3 Взаимоотношения банков и налоговых органов по открытию, ведению и закрытию счетов в банках……………………………………………...……………12

2. Взаимоотношение налоговых органов и банков………………………………..17

2.1 Роль банков в обеспечении полноты и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджет клиентами налогоплательщиками………...…………………17

2.2 Взаимоотношения налоговых органов и банка по контролю соблюдения налогоплательщиками лимита кассовой наличности………………………..……22

2.3 Контроль налоговых органов за своевременным зачислением банками налоговых платежей…………………………………………………………………28

3. Проблемы взаимоотношения банков и налоговых органов и направления их совершенствования…………………………………………………………..………34

3.1 Виды нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и ответственности за их совершение…..34

3.2 Направления совершенствования налогового регулирования в отношении банковской сферы…………………………………………………………………....36

3.3 Реформирование законодательной базы в сфере совершенствования взаимоотношений коммерческих банков с налоговыми органами………....……40

Заключение…………………………………………………………………………...44

Список использованных источников………………………………………….……47

Приложение А – Признаки кредитной организации….…………………..……….50

Работа содержит 1 файл

работа вариант 2.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

     Нарушение коммерческими банками сроков представления  информации об открытии (закрытии) банковских счетов не сопровождается какими-либо специальными санкциями (ранее это был значительный специфический штраф в сумме 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда, а при повторных нарушениях мог быть поставлен вопрос о лишении банковской лицензии).

     В случае изменения номера банковского  счета налогоплательщика коммерческие банки должны не позднее следующего дня направить соответствующую  информацию налоговым органам по месту учета налогоплательщика-владельца счета.

     2. Взаимоотношение налоговых органов  и банков 

     2.1 Роль банков в обеспечении полноты и своевременности уплаты налоговых платежей в бюджет клиентами налогоплательщиками 
 

     Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

     Банк  обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального  предпринимателя в налоговый  орган по месту их учета в 5-дневынй  срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

     Банки обязаны выдавать налоговым органам  справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке,  определенном законодательством  РФ, в течение 5 дней  после мотивированного запроса налогового органа.

     В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса  РФ, являющимся основополагающим законом, регулирующим налоговые отношения  в РФ, установлено, что предприятия  обязаны самостоятельно до наступления  срока платежа сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налогов в бюджет и во внебюджетные фонды.

     При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для  удовлетворения всех требований, списание осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законодательством.

     В случае недостаточности средств  на расчетном (текущем) счете клиента  для выполнения всех платежей коммерческий банк помещает предъявленные, но не выполненные по указанной причине платежные документы в картотеку, учитываемую по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

     Статья 855 ГК РФ устанавливает следующую  очередность списания средств при недостаточности денежных средств на счете клиента для удовлетворения всех предъявляемых к нему требований.

     В первую очередь осуществляется списание средств по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или  выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.

     В добровольном порядке алименты, профсоюзные  взносы списываются в пятую очередь  как и оплата почтовых услуг в  том и другом случае.

     Во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору.

     В третью очередь производится списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в  бюджет и во внебюджетные фонды, а  также перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту).

     В четвертую очередь производится списание средств по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

     В пятую очередь – по другим платежным  документам [10, с. 24].

     Списание  средств со счета по требованиям, относящимся к одной группе очередности  производится в порядке календарной  очередности поступления документов или наступления сроков платежа.

     Ссудный счет работает только через расчетный  счет при погашении. В Указе Президента РФ № 1212 подчеркивается невозможность внесения наличных денежных средств одними предприятиями на счета других лиц-владельцев счетов (в том числе физических лиц), минуя свой расчетный счет – иначе штраф в 2-кратном размере суммы взноса.

     Банк (ст. 45 НК) не вправе задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет и использовать неперечисленные средства в качестве кредитных ресурсов. Нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога (сбора) влечет взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 % за каждый день просрочки (ст. 133 НК). Списываются пени в бесспорном порядке инкассовым поручением по решению руководителя налогового органа (ст. 136 НК).

     В соответствии с п. 2 ст. 45 НК обязанность  по уплате налога считается исполненной  налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного остатка на счете налогоплательщика. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата  банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет.

     Если  налогоплательщик совершил все действия по обеспечению поступления соответствующей    суммы налога в бюджет, возложенные  на него налоговым законодательством (своевременно представил банку надлежаще оформленное платежное поручение  на перечисление налоговых платежей в бюджет при наличии денежных средств на счете плательщика), банке по платежному поручению налогоплательщика списал с его расчетного счета денежные средства в уплату налогов, но они по каким-либо причинам не зачислены банком на бюджетный счет, тем не менее считается, что налогоплательщик не имеет задолженности перед бюджетом и, следовательно, к нему не могут быть применены финансовые санкции за несвоевременные расчеты с бюджетом.

     Рассмотренной ситуацией воспользовались проблемные банки и налогоплательщики, имеющие  в них счета и банковские ценные бумаги. Налогоплательщик предъявил  вексель, облигации банка к погашению, платежные поручения по налоговым платежам, «деньги» от погашения зачислялись на расчетный счет клиента и ими оплачивались платежные поручения по перечислению налогов в бюджет. При отсутствии средств на корреспондентском счете коммерческого банка денежные средства до бюджета не доходили.  В декабре 1999 года МНС РФ издало письмо, в котором разъяснялось, что такая сделка признается ничтожной, в результате исполнение обязательств перед бюджетом не может быть зафиксировано.

     Статья 31 НК – налоговые органы имеют право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения.

     Налоговые органы могут взыскивать платежи  в бюджет  (в случае неуплаты или  неполной уплаты налога в установленный  срок), а также штрафные санкции, в виде пени за несвоевременную уплату налогов и сборов в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщиков на расчетных (текущих) счетах налогоплательщиков (ст. 46 п. 1, п. 9).

     Взыскание налога (п. 2 ст. 46) производится по решению  налогового органа путем направления  в банк инкассового поручения  на списание денежных средств со счетов налогоплательщиков. Инкассовое поручение  выставляют налоговые инспекции, где налогоплательщик состоит на налоговом учете, или вышестоящей налоговой организацией. В инкассовом поручении указывается сумма, номер счета, на который надо зачислять средства с расчетного счета налогоплательщика.

     Решение о взыскании принимается после  истечения срока, установленного для  исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения  срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Последующие действия производятся через суд [11, с. 71].

     Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

     Распоряжения  налоговых органов (инкассовые поручения) о взыскании платежей со счетов предприятий, не внесенных налогоплательщиками  в установленные сроки, принимаются  банками к исполнению независимо от согласия плательщика. Исполнение инкассового поручения осуществляется в очередности, установленной ГК РФ (ст. 46 п. 4 НК), то есть установленной для бюджетных платежей.

     Взыскание налога (ст. 46) может производиться  с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Инкассовые поручения на рублевые счета должны быть исполнены не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения инкассовых поручений.

     Инкассовые  поручения на валютные счета налоговые инспекции могут выставить, если на расчетных, текущих и иных (кроме депозитных и ссудных) счетах предприятий, учреждений и организаций рублевых средств нет или их недостаточно для уплаты налоговых и иных обязательных платежей, а также пени за задержку их уплаты. Взыскание с текущих валютных счетов предприятий, организаций производится в пределах остатков денежных средств на этих счетах, а в случае недостаточности этих средств с последующих поступлений сумм в иностранной валюте в объеме, эквивалентом всей сумме в рублях, подлежащей списанию в бесспорном порядке, с применением курса рубля к иностранным валютам, котируемого ЦБ РФ на дату продажи (ст. 46 п.5 НК)валюты с текущих валютных счетов.

     При этом в банк одновременно с инкассовым поручением направляется поручение банку на продажу валюты не позднее следующего дня. Инкассовое поручение должно быть исполнено не позднее двух операционных дней.

     При недостаточности (отсутствии) денежных средств на счетах налогоплательщиков в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога распоряжение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за поступлениями на валютный счет, поскольку это не нарушает порядок очередности, установленной ГК (ст. 46 п.6 НК). Неисполнение инкассового поручения налогового органа при наличии на нем достаточных денежных средств для уплаты налога, включая пеню влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 % за каждый день просрочки.

     При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика  или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за  счет иного имущества налогоплательщика. Так, налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках.

     Решение налогового органа о приостановлении  операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком. Отменяется это решение не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнения решения о взыскании налога. 
 

     2.2 Взаимоотношения налоговых органов  и банка по контролю соблюдения  налогоплательщиками лимита кассовой наличности 
 

     Действующая нормативно-правовая база предусматривает  проведение банками систематических  проверок соблюдения предприятиями  кассовой дисциплины и условий работы с денежной наличностью.

     Проверка  кассовой дисциплины осуществляется по предприятиям и организациям, определенным банком на основании анализа данных об объемах их налично-денежного  оборота по расчетным счетам. Кроме  того, может учитываться информация, предоставленная банку другими контролирующими органами. План проверок кассовой дисциплины предприятий и организаций - клиентов банка утверждается руководителем банка с учетом того, что проверка кассовой дисциплины предприятия (организации) осуществляется не реже одного раза в два года.

Информация о работе Взаимодействие банков и налоговых органов