Избыточное налоговое бремя

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, реферат

Описание работы

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание

Введение
Избыточное налоговое бремя
Эффект замещения, эффект дохода и избыточное налоговое бремя
Правило Корлетта-Хейга (принцип «второго лучше»)

Налоговые обязательства и перемещение налогов
Сфера действия налогов и общее равновесие
Искажающее действие налогов на доходы и капитал

Налогообложение и излишек потребителя

Налоговая политика в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Избыточное налоговое бремя. Краморова Дарья. ЭЭТ-10.docx

— 225.90 Кб (Скачать)

                                      Содержание

 

Введение

  1. Избыточное налоговое бремя
    1. Эффект замещения, эффект дохода и избыточное налоговое бремя
    2. Правило Корлетта-Хейга (принцип «второго лучше»)

 

  1. Налоговые обязательства и перемещение налогов
    1. Сфера действия налогов и общее равновесие
    2. Искажающее действие налогов на доходы и капитал

 

  1. Налогообложение и излишек потребителя

 

  1. Налоговая политика в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Очевидно, что любому государству  для выполнения своих функций  необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство  собирает со своих "подданных" в  виде физических и юридических лиц.

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального  дохода, налоги призваны:

а) гасить возникающие “сбои” в системе распределения;

б) заинтересовывать ( или  незаинтересовывать ) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая  теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Подытоживая все вышесказанное  не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов финансово-банковской сферы.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

 

  1. Избыточное налоговое бремя

Зачастую налоги существенно  затрагивают доходы плательщика, и  в итоге изменение фактического уровня располагаемого дохода, а не только сдвиги в соотношениях (пропорциях) между ценами, влияет на потребительские  предпочтения.

Значительный по сфере  действия и размеру налог обычно вызывает двоякого рода изменения в  поведении потребителей. Во-первых, происходит полное или частичное  замещение налогооблагаемого товара другими на основе сопоставления  новых соотношений цен с прежними оценками денежных эквивалентов полезности. [1,с.44-45]Во-вторых, объем и структура потребления приспосабливаются к новому реальному уровню дохода, что связано с пересмотром денежных эквивалентов полезности товаров и услуг. Следовательно, при прогнозировании и анализе результатов налогообложения требуется учитывать как эффект замещения, так и эффект дохода. При этом логика предыдущих рассуждений побуждает связывать избыточное бремя именно с процессами замещения одних благ другими.

Избыточное бремя само по себе не является суммой денег. Оно  представляет собой изменение значения функции полезности, сдвиг в благосостоянии. Его можно приравнять к денежной сумме, что мы и делаем, но при  этом одному и тому же сдвигу в благосостоянии могут соответствовать разные денежные суммы в зависимости от уровня цен, применительно к которому этот сдвиг рассматривается. Своеобразное изменение денежного масштаба, в  котором измеряется избыточное налоговое  бремя, связано с эффектом дохода, а само это бремя - с эффектом замещения.

Избыточное налоговое  бремя представляет собой денежный эквивалент потерь полезности, которые  вызываются эффектом замещения, обусловленным  налогообложением. Эффект замещения  непосредственно выражает искажающее действие налога. Оно состоит в  искажении соотношений цен, на основе которых осуществляется аллокация ресурсов.

Оценка избыточного бремени  налогообложения на практике сопряжена  с немалыми трудностями. Как ясно из сказанного ранее, необходимо определить характер функции компенсированного  спроса, а также функции предложения. Кроме того, значение имеет взаимосвязь  между рынками различных налогооблагаемых товаров.

Сокращая производство и  потребление какого-либо товара, налог, как правило, вызывает рост производства и потребления его субститутов  (заменителей) и уменьшает производство и потребление товаров, взаимодополняющих по отношению к данному. Так, дополнительный налог на персональные компьютеры может вызвать уменьшение объема продаж дискет и как следствие - не только падение поступлений от обложения этих продаж, но и некоторое изменение избыточного бремени, связанного с налогом на дискеты.

Повышение экономической  эффективности налогообложения  предполагает минимизацию избыточного  налогового бремени. На практике основная часть налоговых поступлений  приходится, как правило, на обложение  доходов, прибыли и добавленной  стоимости. Необходимо, очевидно, выяснить, формируется ли избыточное бремя  при использовании такого рода налогов, и если это происходит, то от чего такое бремя зависит.

Понятие избыточного бремени  позволяет поставить вопрос об оптимальном  налогообложении. В самом деле, добиваться минимизации избыточного бремени  приходится в рамках некоторых более  или менее фиксированных условий (ограничений). Среди этих условий: величина налоговых поступлений, в которых  нуждается общественный сектор для  реализации возложенных на него функций, спектр возможностей самой налоговой  системы (виды налогов, которые можно  собрать в данной социально-экономической  ситуации при умеренных административных издержках), а также ограничения, накладываемые принятыми в данном обществе принципами справедливости. [2,с. 60]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Эффект замещения, эффект доходов и избыточное налоговое бремя.

Соответствующие проблемы относятся  к числу наиболее сложных в  экономике общественного сектора.

Убедившись, что искажающее действие налогов и порождаемое  им избыточное бремя обусловлены  эффектом замещения, естественно поставить  вопрос, ведет ли к искажениям налог, которым облагается не отдельный  товар, а все личные доходы одновременно. [2,с.71-72]В начале главы отмечалось, что именно так построен не только подоходный налог, но и налог на добавленную стоимость, играющий важную роль в финансировании общественного сектора в России.

Подобного рода налоги не порождают  эффекта замещения, так как в  одинаковой степени касаются всех товаров  и, более того, всех видов экономической  деятельности. В то же время вполне очевидно, что они способны оказывать  дестимулирующее воздействие на экономическую активность и таким образом снижать эффективность использования ресурсов, находящихся в распоряжении общества.

Если изъятие чрезмерно  большой доли доходов в бюджет ведет к тому, что люди предпочитают уменьшать продолжительность и  интенсивность труда, то налицо замещение  труда досугом. Разумеется, и труд, и досуг понимаются здесь в  широком смысле. Труд - это всякая требующая усилий деятельность, приносящая доход, который подлежит налогообложению. Очевидно, это относится не только к наемному труду, но, например, и  к деятельности предпринимателя, поскольку  он изыскивает возможности прибыльных инвестиций, организует производство и т.д. Досуг - не только свободное  время, отводимое для развлечений. С этим словом в данном случае ассоциируются  и перерывы в течение рабочего дня, и выбор работы, не требующей  напряжения и ответственности, и  пассивное поведение владельца  капитала, ведущего жизнь рантье.

Досуг представляет собой  один из компонентов благосостояния. В этом смысле он сопоставим с потребительскими благами. Собравшись приобрести, например, автомобиль, индивид может ради этой цели увеличить свои трудовые усилия, то есть пожертвовать частью досуга, а  может ограничить потребление других товаров, пожертвовав ими. В действительности оба пути вполне способны дополнять  друг друга.

Однако досуг, в отличие  от товаров и денежных доходов, непосредственно  не поддается налогообложению. Если все компоненты благосостояния, кроме одного, облагаются единообразным налогом, то чем выше налог, тем больше потребительский выбор смещается в пользу того компонента, который свободен от обложения, в данном случае в пользу досуга.

Каждый индивид многократно  осуществляет выбор наиболее предпочтительной для него степени экономической  активности. И на этот выбор, совокупные результаты которого решающим образом  предопределяют эффективность функционирования экономики, в существенной мере влияет налогообложение доходов. Если отвлечься  от процентов на капитал, то оно представляет собой налогообложение трудовых усилий.

Величина избыточного  бремени обложения дохода определяется как размерами налогообложения, так и эластичностью функции  компенсированного предложения  труда. Эта функция отражает выбор, который при данном уровне дохода люди делают между приростом потребления  товаров и услуг, с одной стороны, и увеличением досуга, с другой.

На первый взгляд, представление  о компенсированном предложении  труда выглядит не очень естественным: трудовые усилия затрачиваются именно ради увеличения дохода. Компенсация  потерь дохода, в том числе вызываемых налогообложением, представляет собой  альтернативу таким усилиям. Общеизвестно, однако, что есть люди, предпочитающие относительно меньше трудиться и, как следствие, меньше потреблять, и те, кто в высокой степени склонны жертвовать досугом во имя увеличения дохода. [3,с.13]Если и те, и другие поставлены в одинаковые стартовые условия и могут свободно выбирать устраивающее их соотношение компонентов благосостояния (досуга, с одной стороны, и денежного дохода, с другой), то дело обстоит примерно так же, как когда два индивида располагают одинаковыми денежными суммами, но одному нравится тратить больше средств на видеокассеты, а другому - на книги.

Избыточное налоговое  бремя связано как раз с  тем, что налогоплательщик отказывается от наиболее предпочитавшейся в доналоговом периоде комбинации факторов (компонентов) благосостояния. Компенсированная функция предложения труда показывает, к каким денежным суммам налогоплательщики приравнивают свои трудовые усилия при данном уровне доходов, например, сколько денег они потребовали бы за дополнительный рабочий час или день.

Компенсированное предложение  труда всегда возрастает с повышением его цены (ставки заработной платы), если и досуг, и деньги представляют ценность для индивида. Повышение  цены труда при стабильном уровне благосостояния ведет к тому, что  относительная привлекательность  дохода и досуга изменяется в пользу дохода, а снижение этой цены предполагает изменение в пользу досуга. [3,с.52]Между тем эмпирически наблюдаемое предложение труда может иногда реагировать на изменение цены труда противоположным образом.

Дело в том, что на некоторых  участках этой кривой эффект дохода перекрывает  эффект замещения. Говоря более конкретно, уменьшение вознаграждения ведет к  тому, что люди начинают намного  выше ценить каждую заработанную денежную единицу и именно поэтому увеличивают  свои трудовые усилия. Если бы за счет какого-либо внешнего источника, непосредственно  не связанного с трудовыми усилиями налогоплательщиков, их благосостояние поддерживалось на фиксированном уровне, то реакция на изменение справки  заработной платы свелась бы к  эффекту замещения, а именно к  сокращению предложения труда.

При снижении цены труда  эффект замещения ведет к относительному уменьшению его предложения, а эффект дохода - к увеличению. Возможны ситуации, когда первый сильнее второго (нижний участок кривой предложения труда) и когда второй сильнее первого (средний участок, повернутый налево и вверх), а также ситуация, когда  они примерно равны между собой (верхний участок кривой).

Последняя ситуация довольно типична: на практике умеренные изменения  подоходного налога или налога на добавленную стоимость не очень  заметно сказываются на предложении  труда. Тем не менее, они способны вести к существенным сдвигам  в величине избыточного налогового бремени, то есть быть значимыми с  точки зрения эффективности.

Субъективная готовность отказаться от части досуга ради дополнительного  заработка бывает неодинаковой не только у разных индивидов, но и у разных сообществ. Если оставить в стороне  другие факторы формирования избыточного  бремени, оно может оказаться  более высоким в таком обществе, в котором стремление к высоким  доходам преобладает над стремлением  располагать свободным временем. [4,с.27-28]

Итак, величина избыточного  бремени обложения доходов зависит  от налоговой ставки и от склонности налогоплательщиков при прочих равных условиях затрачивать дополнительные усилия ради увеличения заработков.

В действительности некоторая  часть налогооблагаемых доходов  может иметь своей ближайшей  основой накопление. Зачастую налоги взимаются и непосредственно  с накопленного имущества.

Информация о работе Избыточное налоговое бремя