Избыточное налоговое бремя

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, реферат

Описание работы

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание

Введение
Избыточное налоговое бремя
Эффект замещения, эффект дохода и избыточное налоговое бремя
Правило Корлетта-Хейга (принцип «второго лучше»)

Налоговые обязательства и перемещение налогов
Сфера действия налогов и общее равновесие
Искажающее действие налогов на доходы и капитал

Налогообложение и излишек потребителя

Налоговая политика в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Избыточное налоговое бремя. Краморова Дарья. ЭЭТ-10.docx

— 225.90 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоговые обязательства и перемещения налогов.

 

Налоговое бремя распределяется между плательщиками как с  позиций эффективности алокации ресурсов, так и с позиций представлений о справедливости принятых в обществе. Налоговые обязательства устанавливаются законодательно, но при этом налогоплательщики стараются переложить часть налогов на других индивидов. При этом может быть использовано два легальных пути:

1) сокращение налоговых  обязательств за счет изменения  структуры и интенсивности своей  экономической деятельности;

2) перемещение налогового  бремени на других лиц.

 В любом случае в  центре налоговых обязательств  оказываются взаимоотношения двух  сторон, а именно: государство и  налогоплательщик. Если речь идет  о перемещении налогового бремени,  то взаимоотношения возникают  между государством, налогоплательщиком  и рыночными контрагентами налогоплательщика. 

 Если покупатель смещает  налоговое бремя на продавцов,  это называется перемещением  назад. Если продавцы смещают  налоговое бремя на покупателей,  это называется перемещением  вперед. В конечном счете, налоговое  бремя распределяется между совокупностью  индивидов, и при этом различают  номинальные налоговые ставки, которые  определяют налоговые обязательства,  и действительные ставки, которые  характеризуют налоговое бремя. [5,с.33]

 Перемещение налогового  бремени на одном рынке влечет  за собой перемещение налогового  бремени на других рынках, поэтому  сфера действия налогов должна  определяться в контексте общего  равновесия. Способность налогоплательщиков  перемещать свои налоги на  контрагентов зависит от характера  рынков, на которых они взаимодействуют.  Так, если рынок конкурентный, то возможности перемещения налогового  бремени зависят от эластичности  спроса и предложения. 

Если налог устанавливается  в фиксированной сумме, то он называется специфическим, и он характеризует  рынок с абсолютно эластичным спросом и предложением; на практике подобный налог используется редко. Стоимостные налоги определяются исходя из стоимости объекта налогообложения, и они чаще всего встречаются  на практике. На конкурентном рынке отдельных товаров или услуг, включая труд, переместить налоговое бремя удается той стороне, которая обладает преимуществом в эластичности объема сделок по цене.

 Распределение налогового  бремени в конечном итоге не  зависит от того, на какую из  сторон возлагаются налоговые  обязательства. Если рассматривать  налоги в различных периодах, то можно дифференцировать перемещение  налогового бремени по интервалам  времени. На практике перемещение  налогового бремени не происходит  мгновенно. И часто снятие сливок  происходит в краткосрочном периоде.  Перемещение налога может привести  к сокращению предложений на  рынке труда.

Распределение налогового бремени  между плательщиками представляет первостепенный интерес не только с  точки зрения справедливости, но и  с позиций воздействия налогов  на аллокацию ресурсов. Налоговые обязательства физических и юридических лиц определяются на основе норм, устанавливаемых законодательством. [4,с.39]Однако налогоплательщик, реагируя на эти обязательства, старается вести себя так, чтобы в конечном счете уменьшить ту часть налогового бремени, которую ему предстоит нести.

Общеизвестно, например, что, сталкиваясь с необходимостью уплачивать акцизы, продавцы товаров стремятся  повысить их цены, дабы переложить бремя  налога на покупателей. Возникают, однако, вопросы: при каких условиях и в какой мере это удается? Отвечая на подобные вопросы, требуется анализировать процессы перемещения налогов и определять фактическую сферу действия каждого из них.

Добиваясь уменьшения налогового бремени, налогоплательщик способен, в  принципе, использовать два легальных  пути. Первый состоит в том, чтобы  сократить налоговые обязательства  за счет изменения структуры и  интенсивности своей экономической  деятельности. Это может выразиться как в ограничении деятельности, которая непосредственно подлежит налогообложению либо приводит к  налогооблагаемым результатам, так  и в расширении деятельности, дающей право на налоговые льготы. Второй путь заключается в том, чтобы  переместить налоговое бремя  на других лиц.

Сфера действия налога представляет собой совокупность индивидов, на которых  в конечном итоге ложится его  бремя. Определение сферы действия налога достигается на основе анализа  перемещений налогового бремени. Допустим, что в результате перемещений  индивид, получающий доход в размере  I, несет налоговое бремя в размере Т. Тогда соотношение этих двух величин Т/I называется действительной налоговой ставкой. Правомерно рассматривать действительные ставки как отдельного налога, например, акциза или налога на прибыль, так и налогообложения в целом.

Говоря о пропорциональном, прогрессивном или регрессивном характере налогообложения, необходимо различать номинальные ставки (нормы), с помощью которых определяются налоговые обязательства, и действительные ставки, характеризующие налоговое  бремя. [5,с.63]Это особенно важно, когда речь идет не об унифицированных налогах на доход, добавленную стоимость и т.п., а о налогах, относящихся к отдельным видам деятельности (источникам доходов) либо дифференцированных по товарным группам.

Перемещение налогового бремени  на одном рынке, вообще говоря, влечет за собой его дальнейшие перемещения  на других. Так, если на рынке ткацких  станков их производители перемещают бремя налога вперед, покупатели станков, то есть производители тканей, могут  в свою очередь попытаться сместить его вперед, на потребителей ткани, либо назад, на наемных работников - ткачей. Это даст импульс новым  процессам перемещения на сопряженных  рынках.

Следовательно, сфера действия налога должна, в конечном счете, определяться в контексте общего равновесия. Однако, прежде всего надо научиться анализировать процессы перемещения налогового бремени на рынке отдельного товара или услуги, прослеживая, что происходит с формированием частичного равновесия и со сферами действия налогов. Для тех налогов, которые не слишком сильно меняют экономическую ситуацию в целом, например для акцизов на товары, занимающие небольшое место в суммарном объеме продаж, обычно можно ограничиться анализом с позиций частичного равновесия. В других случаях, в особенности, когда надо выявить последствия налогообложения заработной платы, прибыли, добавленной стоимости и т.п., рассмотрение процессов, протекающих на отдельном рынке, открывает дорогу к дальнейшим обобщениям.

Способность налогоплательщиков перемещать налоги на своих контрагентов зависит от характера рынков, на которых они взаимодействуют. Если рынок является конкурентным (иными  словами, ни один продавец или покупатель не в состоянии повлиять на цену), то возможности перемещения налогового бремени всецело определяются соотношением эластичностей спроса и предложения. Чтобы пояснить это, обратимся к своего рода предельным случаям, а именно к рынкам с абсолютно эластичным и абсолютно неэластичным спросом и предложением, и допустим сначала, что налог установлен в фиксированной сумме на единицу товара или услуги.

Такие налоги принято называть специфическими в отличие от стоимостных, которые гораздо чаще встречаются на практике. Обязательства по стоимостным налогам устанавливаются исходя из стоимости объекта налогообложения, по специфическим - на единицу товара или услуги. Так, специфический импортный тариф на автомобили предполагал бы, что импортер уплачивает налог пропорционально числу ввезенных машин независимо от различий в их ценах, специфический акциз на табачные изделия - уплату фиксированной суммы за каждую проданную пачку (либо за тысячу сигарет, либо за килограмм табака и т.п.; важно лишь, что налоговые обязательства определяются по отношению к натуральному, а не стоимостному измерителю).

Допустим, что спрос абсолютно  неэластичен, то есть объем покупок  не зависит от цены. Конечно, такое  не встречается на практике, но кривые спроса, например, на хлеб и электроэнергию на некоторых участках почти вертикальны, и если равновесие достигается на таком участке, то сделанное допущение  о неспособности потребителей варьировать  объем покупок не слишком расходится с реальностью.

На рис. 6.1 показано, как сдвигается точка равновесия при введении налога. Если налоговые обязательства несут поставщики, специфический налог в размере U означает для них соответствующее увеличение издержек на каждую единицу товара. Кривая предложения перемещается вверх на величину U. Ввиду неэластичности спроса покупатели вынуждены принять новую цену Р1 = Р0 + U вместе с нею и налоговое бремя в размере UQ0.

Пусть теперь спрос абсолютно  эластичен (рис. 6.1б). В этом случае, хотя кривая предложения по-прежнему сдвигается вверх, потребители не готовы платить  какую бы то ни было цену, превышающую  Р0, их реакция в этом случае выражается в уменьшении количества приобретаемого товара с Q0 до Q1,. Не имея возможности включить налог в цену, продавцы вынуждены выплатить его в размере UQ1 за счет уменьшения собственных доходов. Если до введения налога их выручка достигала Р0Q0 , то теперь размер выручки уменьшается до P0Q1, причем на долю продавцов достается только разность (P0Q1 – UQ1). Таким образом, именно продавцы оказываются в сфере действия налога.

 

Рис. 6.1. Распределение налогового бремени на конкурентном рынке при  абсолютно эластичном и абсолютно  неэластичном спросе.

Q - количество товара, Р - цена; индексом 0 отмечены значения этих переменных, соответствующие точке равновесия Е0, достигаемого при отсутствии налога, индексом 1 - значения, соответствующие точке равновесия Е1, достигаемого после введения налога, U- размер налога.

а) спрос абсолютно неэластичен, б) спрос абсолютно эластичен.

Рассмотрим теперь ситуацию с абсолютно неэластичным предложением (рис. 6.2а). На этот раз продавцы не в  силах повлиять на рыночную ситуацию, поскольку они не имеют возможности  отреагировать на повышение издержек уменьшением предложения. Вертикальная кривая предложения «сдвигается  вверх», оставаясь на месте (некоторое  приближение к подобной ситуации могут в краткосрочном периоде  давать отрасли с преобладанием  условно-постоянных компонентов затрат). Точка равновесия остается прежней, так что покупатели не ощущают  изменений. Налоговое бремя целиком  ложится на продавцов, чистый доход  которых сокращается на UQ0.

Обратимся, наконец, к ситуации с абсолютно эластичным предложением (рис. 6.2б). Поскольку продавцы имеют  возможность неограниченно варьировать  объем предложения, они не станут продавать товар по цене, не возмещающей  прирост издержек. Предложение будет  уменьшаться, а цена расти до тех  пор, пока покупатели не возьмут на себя налоговое бремя в размере  UQ1. Налог при этом полностью включается в цену (Р1 = Р0 + U). Однако продавцы все же оказываются в некотором проигрыше: прежде им удавалось реализовать по той же цене большее количество данного товара, а теперь они, очевидно, вынуждены частично переключаться на торговлю другими товарами.

Рис. 6.2. Распределение налогового бремени на конкурентном рынке при  абсолютно эластичном и абсолютно  неэластичном предложении.

Обозначения те же, что на рис. 6.1.

а) предложение абсолютно  неэластично, б) предложение абсолютно  эластично.

При абсолютно эластичном спросе либо абсолютно неэластичном предложении в цену включается налог  tP0. Дополнительные издержки продавцов, обусловленные налогообложением, составляют соответственно tP0Q1 и tP0Q0. Значение Q1 может быть разным в зависимости от характера функции спроса.

Рассмотренные простейшие ситуации позволяют уловить общую закономерность: на конкурентном рынке отдельного товара или услуги (в том числе труда) переместить налоговое бремя  на контрагентов удается той стороне, которая обладает преимуществом  в эластичности объема сделок по цене.

Для продавцов налог означает увеличение издержек, и они адаптируются к налогу, сокращая предложение. Для  покупателей это, вообще говоря, означает рост цен, к которому они в свою очередь адаптируются, уменьшая спрос.

Результат определяется тем, какая из сторон в большей степени  готова пожертвовать частью сделок по данному товару (поставщики жертвуют частью продаж, а потребители - частью покупок), заменяя его чем-то другим, чтобы по возможности предотвратить  потери денежного дохода.

Экономические последствия  налогообложения прибыли могут, в принципе, анализироваться исходя из посылки, что налог действует  в отдельной отрасли. В этом случае задача состоит в том, чтобы модифицировать анализ распределения налогового бремени  на рынке отдельного товара или услуги применительно к ситуации, когда  налоговые обязательства определяются не по отношению к сумме продаж либо добавленной стоимости, а по отношению к доходу производителя  за вычетом всех видов затрат. [6,с.20-22]

Информация о работе Избыточное налоговое бремя