Избыточное налоговое бремя

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:47, реферат

Описание работы

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание

Введение
Избыточное налоговое бремя
Эффект замещения, эффект дохода и избыточное налоговое бремя
Правило Корлетта-Хейга (принцип «второго лучше»)

Налоговые обязательства и перемещение налогов
Сфера действия налогов и общее равновесие
Искажающее действие налогов на доходы и капитал

Налогообложение и излишек потребителя

Налоговая политика в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Избыточное налоговое бремя. Краморова Дарья. ЭЭТ-10.docx

— 225.90 Кб (Скачать)

Наибольший интерес для  такого анализа представляет монополия. Например, если речь идет о пропорциональном обложении прибыли и при этом монополист стремится максимизировать прибыль, налог, вообще говоря, не приводит к изменению выпуска. В самом деле, его величина определяется точкой, в которой предельные издержки уравновешиваются предельным доходом, а в этой точке прибыль, по определению, равна нулю. Избегая уменьшения выпуска, монополист вынужден целиком принять на себя налоговое бремя. Однако если он максимизирует не прибыль, а доход, его реакция на налог будет иной: он сократит объем производства (продаж), и в итоге часть налогового бремени переместится на потребителей.

Вместе с тем практическое значение имеет, прежде всего, вопрос о  последствиях унифицированного, то есть не зависящего от специфики отрасли, товара или услуги, налогообложения  прибыли в разных отраслях. В странах  со сформировавшейся рыночной экономикой такой налог обычно выплачивают  корпорации, поскольку именно в них  процесс распределения прибыли  четко отделен от процесса начисления заработков. Например, доход лица, которое  является одновременно единственным собственником  и единственным работником небольшой  мастерской, может быть только условно  разделен на прибыль и заработную плату. В России это делается с  помощью нормирования, но в итоге  стирается грань между налогообложением прибыли и заработной платы. В  зависимости от обстоятельств налог  на прибыль корпораций может в  той или иной степени перемещаться вперед (на потребителей), назад (на наемных  работников), а также на владельцев капитала в некорпоративном секторе.

В краткосрочном периоде  эластичность предложения капитала в корпоративном (корпорированном) секторе невысока: для того чтобы в ответ на появление (или повышение) налога на прибыль изъять значительную часть ранее вложенного капитала, требуется время. Ведь изымаемому капиталу необходимо найти лучшее применение, а это предполагает изменение структуры инвестиций и, в конечном счете - производства. На первых же порах, пока собственники капитала не сумеют переместить его в некорпоративный сектор либо в другую страну, им придется нести налоговое бремя. [1,с.38]

В долгосрочном периоде эластичность предложения капитала очень высока, и обычно ее можно считать близкой  к бесконечности. В пользу этого  говорят два аргумента. Во-первых, современная развитая рыночная экономика  обычно является открытой и капитал  способен, реагируя на налоги, свободно перемещаться через границы. Если в  одной из стран устанавливается  сверхвысокое налогообложение прибыли, это дает импульс бегству капиталов, которое продолжается до тех пор, пока реальная норма отдачи инвестиций не становится близкой к «доналоговой». Во-вторых, снижение доходности инвестиций, в конечном счете, не благоприятствует сбережениям. Поэтому налогообложение прибыли оборачивается в долгосрочном периоде соответствующим уменьшением предложения капитала, а это в свою очередь ведет к относительному повышению нормы прибыли.

Высокая эластичность предложения  дает, как известно, возможность  успешно перемещать налоговое бремя, и в долгосрочном периоде корпорации (точнее говоря, получатели дивидендов) способны покидать сферу действия рассматриваемого налога. Их место в этой сфере  занимают работники и потребители.

Однако в среднесрочном  периоде налог на прибыль корпораций может быть частично перемещен и  на владельцев капитала в некорпорированном секторе. Среднесрочный период достаточен для существенного перелива капитала между секторами, но не для глубокого изменения пропорции между текущим потреблением и сбережениями, так что суммарное предложение капитала в нем можно рассматривать как неизменное. [2,с.44] В таких обстоятельствах нет оснований считать эластичность предложения капитала в отдельном секторе (в данном случае корпоративном) близкой ни к нулю, ни к бесконечности. Следовательно, перемещение налога зависит от конкретного соотношения эластичностей предложения и спроса на капитал в секторе, на который возложено обязательство выплачивать налог на прибыль.

При некоторых соотношениях эластичностей спроса и предложения  труда и капитала, а также эластичностей  спроса на продукцию корпоративного и некорпоративного секторов бремя рассматриваемого налога может полностью лень на владельцев капитала в обоих секторах; при других соотношениях они делят это бремя с работниками и потребителями. Сказанное относится, естественно, к среднесрочному периоду. Как отмечено выше, в краткосрочном периоде некорпоративный сектор остается незатронутым налогом на прибыль корпораций, а в долгосрочном периоде включаются механизмы, восстанавливающие доходность инвестиций и в существенной мере, если не полностью, выводящие капитал из сферы действия этого налога.

Разумеется, в реальной экономике, отрасли которой связаны множеством взаимозависимостей, все происходит гораздо сложнее. Однако в силе остается следующий принцип: в конечном счете, сферы действия налогов определяются, во-первых, функциями спроса и предложения  на каждом из рынков, вовлекаемых в  процессы перераспределения налогового бремени, во-вторых, мерой взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров и услуг, реализуемых на этих рынках, и, в-третьих, соответствующими производственными функциями.

Анализ сфер действия налогов  показывает, что внешне несхожие налоговые  обязательства, возлагаемые на разных субъектов, иногда ведут к одним  и тем же реальным экономическим  последствиям. [4,с.31-33] Если два налога равнозначны как по величине порождаемого ими бремени, так и с точки зрения его фактического распределения, они называются эквивалентными налогами.

Мы уже встречались  с ситуациями, когда платежи по обязательному страхованию, вносимые работодателями, эквивалентны платежам работников, а косвенный налог, уплачиваемый продавцом, эквивалентен налогу, уплачиваемому  покупателем. Легко убедиться, что  налог на добавленную стоимость  эквивалентен пропорциональному подоходному  налогу, если оба носят унифицированный  характер и взимаются по одной  и той же ставке. Ведь оба налога представляют собой изъятие в  пользу государства фиксированной  доли всех доходов, но в одном случае оно производится на стадии их формирования, а в другом - на стадии распределения.

    1. Сферы действия налогов и общее равновесие.

 Очень важно анализировать  последствия налогообложения, особенно  если речь идет о монополиях. Монополист при уменьшении выпуска  продукции вынужден целиком принимать  на себя налоговое бремя. Если  будет увеличен доход монополиста,  а не прибыль, то бремя налога  частично переместится на потребителей. Главным с точки зрения практики  является вопрос о последствиях  унифицированного налогообложения  прибыли в разных отраслях. В  краткосрочном периоде эластичность  предложения капитала в корпоративном  секторе невысока, т.к. при изменении  налога на прибыль для изъятия  ранее вложенного капитала необходимо  время. 

 В долгосрочном периоде  эластичность предложения капитала  высока, поэтому налогообложение  приводит к тому, что уменьшается  предложение капитала, происходит  перемещение налогового бремени  на работников и потребителей.

 В среднесрочном периоде  налог на прибыль перемещается  на владельцев капитала, в т.ч.  и в некорпоративном секторе. Однако эластичность предложения капитала не может стремиться к бесконечности. При некоторых соотношениях эластичности спроса и предложения капитала и труда, а также эластичности спроса на продукцию корпоративного и некорпоративного секторов бремя налогов может лечь на владельцев капитала или может быть разделено с работниками и потребителями.

 В конечном счете,  сферы действия налогов определяются:

1) функциями спроса и  предложения на каждом из рынков, которые вовлекаются в процесс  перераспределения налогового бремени;

2) мерой взаимозаменяемости  товаров и услуг, реализуемых  на этих рынках;

 

3) соответствующими производственными  функциями.

 Анализ сфер действия  налогов показывает, что несхожие  налоговые обязательства иногда  приводят к одним и тем же  экономическим последствиям. Если  два налога равнозначны как  по величине порождаемого ими  бремени, так и сточки зрения  его фактического распределения,  они называются эквивалентными  налогами. [5,с.52]Налогообложение потребления и налогообложение заработков принципиально друг от друга не отличаются, поэтому можно говорить о том, что налогообложение потребления лежит в основе косвенных налогов. Различия же связаны с рынками капитала, которые действуют в той или иной стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Искажающее действие налогов на доходы и капитал.

Понятие избыточного бремени  связано с оптимальным налогообложением. Чтобы добиться минимизации избыточного  бремени, необходимо определить величину налоговых поступлений, в которых  нуждается общественный сектор, а  также учесть принципы справедливости.

 Если большая часть  доходов изымается в бюджет, то  люди уменьшают продолжительность  и интенсивность труда, т.е.  происходит замещение труда досугом.  Досуг можно рассматривать как  один из компонентов благосостояния, однако в отличие от товаров  и денежных доходов досуг не  поддается налогообложению. Поэтому  при увеличении налога смещение  может происходить в пользу  досуга. [5,с.20-21] При снижении цены труда эффект замещения ведет к относительному уменьшению его предложения, а эффект дохода – к увеличению. Готовность отказаться от досуга ради дополнительного заработка бывает разной как у индивидов, так и у сообществ.

 Величина избыточного  бремени обложения доходов зависит  как от налоговой ставки, так  и от склонности налогоплательщика  затрачивать дополнительные усилия  ради увеличения заработка. Часть  налогооблагаемых доходов может  быть направлена на накопление. С накоплением связано и текущее  потребление. Доход, который получает  индивид, он может полностью  израсходовать, либо инвестировать  для получения более высокого  дохода. И учет этого обстоятельства  связан с выбором стратегии  сбережений. Чем выше налог, тем  больше заинтересованность индивида  увеличивать текущие расходы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налогообложение и излишек потребителя.

 Налогообложение реагирует  на введение или повышение  налогов двояким образом: 

1) они могут изменить  структуру, интенсивность продаж, покупок, производства;

2) с другой стороны,  налогоплательщики перемещают свое  налоговое бремя на контрагентов.

 И в том, и в  другом случае речь идет о  замещении налогооблагаемых видов  деятельности (продуктов, ресурсов) менее налогооблагаемыми. Последствия  налогообложения связаны не только  с выполнением налоговых обязательств, но и с возможностью сместить  налоговое бремя на контрагентов. Такое смещение связано с потерей  полезности. Поэтому потери эффективности  можно связывать с искажающим  действием налогов. Часто предоставляемая  полезность налоговых поступлений  бывает ниже, чем просто сумма  налоговых поступлений. Однако  она может быть и выше, и  при этом возникает потребительский  излишек. [6,с.13-15] Понятие потребительского излишка имеет отношение не только к частным, но и к общественным благам. Поэтому важно добиваться уменьшения избыточного налогового бремени. Т.к. общественные блага удовлетворяются с помощью налогообложения, важно минимизировать избыточную часть налогового бремени с тем, чтобы оптимизировать налоговые поступления. Если возможен выбор между несколькими вариантами налогообложения, то предпочтение отдается менее искажаемым налогам, т.к. им характерна меньшая величина избыточного бремени и поэтому они более эффективны.

На первый взгляд, налогообложение  потребления принципиально отличается по своим экономическим последствиям от налогообложения заработков. Имеется  в виду вся совокупность доходов, получаемых от труда как фактора  производства, а не только то, что  выплачивается в форме заработной платы. Так, к заработкам относится  значительная часть доходов фермеров, предпринимателей, выполняющих функции  менеджеров, и т.п. В самом деле, часть заработанного используется на сбережения, а значит, при одной  и той же ставке государство, казалось бы, получит больше средств от обложения  заработков, чем от обложения потребления. Однако сбереженные средства в свою очередь приносят доход, в конечном счете используемый на потребление. Чем больше средств откладывается для финансирования будущих покупок, тем большая сумма налога на потребление будет впоследствии собрана. Причем, сопоставляя текущие и будущие поступления, необходимо пользоваться величинами, приведенными к одному моменту времени с помощью нормы дисконта.

Информация о работе Избыточное налоговое бремя