Налог на добычу полезных ископаемых. Перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Введение налога на добычу полезных ископаемых направлено также на решение задачи экономического принуждения природопользователей к бережному и экономичному использованию природных ресурсов.Цель курсовой работы – рассмотрение налога на добычу полезных ископаемых и перспективы его развития.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Методологические подходы к определению объекта налогообложения 5
1.1 Понятие объекта 5
1.2 Порядок исчисления и уплаты налога 8
1.3 Анализ эффективных подходов по оценке объекта налогообложения 9
Глава 2 Подходы к определению ставок на добытые полезные ископаемые 14
2.1 Виды ставок 14
2.2 Порядок определения ставок 15
Глава 3 Оценка влияния налоговых ставок на налоговый платеж 19
3.1 Определение налоговой базы, исходя из применяемой ставки 19
3.2 Оценка уровня изъятия НДПИ на деятельность добывающей компании 25
3.3 Анализ эффективности администрирования налога, его влияния на доходы государства 35
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

НДПИ перспективы развития (к.р.).doc

— 275.50 Кб (Скачать)

       «Налог на добычу полезных ископаемых. Перспективы развития»

     Содержание

 

Введение

 

     Актуальность  темы заключается в том, что на сегодняшний день налог на добычу полезных ископаемых введен для совершенствования и упрощения системы налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере.

     Кроме того, введение этого налога позволяет в определенной мере решить проблему правильной оценки факторов ценообразования для целей контроля.

     Введение налога на добычу полезных ископаемых направлено также на решение задачи экономического принуждения природопользователей к бережному и экономичному использованию природных ресурсов.

     Поступления данного налога являются одним из основных источников для финансирования общегосударственных мероприятий по воспроизводству и сохранению окружающей природной среды.

     Цель  курсовой работы – рассмотрение налога на добычу полезных ископаемых и перспективы  его развития.

       Для достижения поставленной цели формируются следующие задачи:

     1) исследовать понятие объекта  налога на добычу полезных  ископаемых;

     2) рассмотреть подходы к определению  ставок на добытые полезные  ископаемые;

     3) оценить влияние налоговых ставок  на налоговый платеж;

     4) проанализировать эффективность  данного налога.

     Информационной  базой исследования послужили теоретические  и практические материалы, содержащиеся в работах отечественных специалистов в исследуемой области, НКРФ, законодательные и нормативные документы Российской Федерации.

 

     Глава 1 Методологические подходы  к определению  объекта налогообложения 

     1.1 Понятие объекта

     В Налоговом кодексе РФ налог на добычу полезных ископаемых трактуется как обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. При этом налог должен быть установлен документом, имеющим юридическую силу закона.

     Главой 26 в налоговую систему РФ вместо трех ранее существовавших налогов (регулярных платежей за добычу полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство  минерально-сырьевой базы и акциза на нефть) введен новый налог -- налог на добычу полезных ископаемых.

     Таким образом, с 1 января 2002 года в РФ законодательно установлен обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с пользователей недр при добыче (извлечении) полезных ископаемых из недр (отходов, потерь).

     Налог на добычу полезных ископаемых регламентируется гл. 26 ч. II Налогового кодекса РФ и Федеральными законами: от 29.05.2002 г. №57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ»; от 07.07.2003 г. №117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также признание утратившими силу некоторых законодательных актов».

     Объектом налогообложения на добычу полезных ископаемых признаются:

     1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;

     2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;

     3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.1

     Не признаются объектом налогообложения:

     1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

     2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;

     3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно оздоровительное или иное общественное значение;

     5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

     Под полезным ископаемым понимается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси).

     Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

     Видами добытого полезного ископаемого являются:

     1) антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы;

     2) торф;

     .3) углеводородное сырье;

     4) товарные руды;

     5) полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды;

     6) горно-химическое неметаллическое сырье;

     7) горно-рудное неметаллическое сырье;

     8) битуминозные породы;

     9) сырье редких металлов (рассеянных элементов) (в частности, индий, кадмий, теллур, таллий, галлий), а также другие извлекаемые полезные компоненты, являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых;

     10) неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии;

     11) кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камне-самоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и др.);

     12) природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь);

     13) концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, т. е. извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений;

     14) соль природная и чистый хлористый натрий;

     15) подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;

     16) сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).

     Полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемых из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности, добыча полезных ископаемых из пород вскрытия или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок). 

     1.2 Порядок исчисления  и уплаты налога

     В соответствии со ст. 343 НК РФ сумма налога по добытым полезным ископаемым, если иное не предусмотрено статьей 343 НК РФ, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

     Сумма налога по попутному газу и газу горючему природному из всех видов  месторождений углеводородного  сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

     Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

     Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

     В соответствии со ст. 344 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

     В соответствии со ст. 345 НК РФ обязанность  представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает  начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая  добыча полезных ископаемых.

     Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.

     Налоговая декларация представляется не позднее  последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.  

     1.3 Анализ эффективных подходов по оценке объекта налогообложения

     Введение  с 1 января 2002г. налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ) ознаменовало новый этап в развитии отечественного законодательства в области налогообложения недропользования, так как НДПИ заменил три различных платежа, регулирование которых осуществлялось нормативными актами, относящимися сразу к нескольким отраслям законодательства.

     За  время применения НДПИ выявились  концептуальные проблемы применения гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса РФ. Одним из самых дискуссионных положений гл. 26 НК РФ является само понятие полезного ископаемого, которое определено как продукция, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье, соответствующая определенным стандартам. То есть объект налогообложения по НДПИ должен возникать при извлечении из недр минерального сырья, а исчисление налоговой базы по данному налогу должно осуществляться в отношении продукции, впоследствии полученной из данного минерального сырья. Представляется, что такое замысловатое определение понятия «полезное ископаемое», данное законодателем в абз. 1 п. 1 ст. 337 НК РФ, обусловлено несколькими обстоятельствами.2

     Во-первых, фискальными интересами государства, ради удовлетворения которых вообще вводятся налоги, так как стоимость продукции, полученной из минерального сырья, существенно выше стоимости самого минерального сырья. Соответственно, сумма НДПИ будет значительно выше при уплате налога со стоимости продукции, полученной из минерального сырья. К тому же определить реальную стоимость минерального сырья, не прошедшего первичной обработки, сложно, а в ряде случаев практически невозможно.

     Во-вторых, признание добытым полезным ископаемым, добыча которого обусловливает возникновение объекта налогообложения, самой готовой продукции горнодобывающей промышленности и разработки карьеров также не могло быть положено законодателем в основу определения понятия «полезное ископаемое», так как реализация недропользователями минерального сырья, не доведенного до соответствующей кондиции, вообще исключала бы возникновение объекта налогообложения по НДПИ и обязанности по уплате налога.

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых. Перспективы развития