Налог на добычу полезных ископаемых. Перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Введение налога на добычу полезных ископаемых направлено также на решение задачи экономического принуждения природопользователей к бережному и экономичному использованию природных ресурсов.Цель курсовой работы – рассмотрение налога на добычу полезных ископаемых и перспективы его развития.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Методологические подходы к определению объекта налогообложения 5
1.1 Понятие объекта 5
1.2 Порядок исчисления и уплаты налога 8
1.3 Анализ эффективных подходов по оценке объекта налогообложения 9
Глава 2 Подходы к определению ставок на добытые полезные ископаемые 14
2.1 Виды ставок 14
2.2 Порядок определения ставок 15
Глава 3 Оценка влияния налоговых ставок на налоговый платеж 19
3.1 Определение налоговой базы, исходя из применяемой ставки 19
3.2 Оценка уровня изъятия НДПИ на деятельность добывающей компании 25
3.3 Анализ эффективности администрирования налога, его влияния на доходы государства 35
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

НДПИ перспективы развития (к.р.).doc

— 275.50 Кб (Скачать)

     Исходя  из общего смысла гл. 26 НК РФ, если существующими стандартами в отношении производимой недропользователем продукции предусмотрено проведение операций не только по добыче, но и ее переработке, то такая продукция не признается объектом налогообложения по НДПИ. В то же время, в данном случае без ответа остались вопросы о том, чем следует руководствоваться в каждом конкретном случае, чтобы установить, являются те или иные операции операциями по добыче или операциями по переработке минерального сырья; что следует понимать под термином «добыча», принимая во внимание разнообразие видов добытых полезных ископаемых, технологий их добычи, а также то, что каждое месторождение какого-либо вида полезных ископаемых имеет свои уникальные особенности, отражающиеся на процессах его добычи и переработки.

     Согласно  п. 7 ст. 339 НК РФ при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено п. 8 этой статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь); при этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого. Данные нормы не могут означать, что полезным ископаемым во всех случаях признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению), но и к его дальнейшей переработке.

     п. 2 ст. 337 НК РФ содержит больше чем просто перечень видов полезных ископаемых. Описание каждого вида добытого полезного ископаемого указывает на соответствующий уровень первичной обработки минерального сырья, с которым связывается объект налогообложения. Именно то, как указан для целей налогообложения конкретный вид добытого полезного ископаемого в п. 2 ст. 337 НК РФ, на наш взгляд, влияет на определение объекта налогообложения. Таким образом, для целей обложения НДПИ отграничение понятий «добыча» и «переработка» исходя из общего смысла гл. 26 НК РФ должно осуществляться прежде всего на основе описания соответствующего вида добытого полезного ископаемого.

     Исходя  из того, как указан в п. 2 ст. 337 НК РФ соответствующий вид добытого полезного ископаемого, должны применяться стандарты и положения технической документации на разработку проекта месторождения полезного ископаемого. Если в лицензии на пользование недрами предусмотрено проведение более глубокой переработки продукции, чем та, которая вытекает из наименования вида добытого полезного ископаемого в соответствии с п. 2 ст. 337 НК РФ, то, по такая продукция уже не может быть признана полезным ископаемым для целей обложения НДПИ.

     Аналогичным образом решается и проблема применения стандартов на производимую продукцию, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 337 НК РФ. Если есть действующий государственный стандарт на добытое полезное ископаемое в том виде, в каком оно указано в п. 2 ст. 337 НК РФ, то положения этого стандарта применимы в целях налогообложения. Если нет утвержденных стандартов, обязательных для применения недропользователями, то эти недропользователи в соответствии с п. 1 ст. 337 НК РФ вправе применять для целей налогообложения стандарты (технические условия), которые они утвердили сами.

     Представляется, что именно такой подход к применению положений гл. 26 НК РФ вытекает из их взаимосвязанного толкования с учетом целей и общих принципов налогообложения, а также правовых позиций Конституционного Суда РФ о ключевом значении объекта налогообложения.

     Вопросы налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, выявленные в  ходе анализа практики применения нормативно-правовой базы по налогу на добычу полезных ископаемых позволили выделить ряд дальнейших направлений по совершенствованию налогового законодательства в части налога на добычу полезных ископаемых.

     Определения объекта налогообложения. Действующий  порядок определения объекта налогообложения не в полной мере учитывает ситуацию, когда в результате разработки месторождения получается ряд продуктов одного и того же вида полезного ископаемого.

     Кроме того, существует проблема определения  стадии, на которой продукция будет признаваться добытым полезным ископаемым.

     Еще одной проблемой определения  объекта налогообложения является выделение по газовому конденсату нескольких видов полезных ископаемых, облагаемых по разным налоговым ставкам в  зависимости от типа месторождения углеводородного сырья, что ведет к неравенству налогообложения газового конденсата в зависимости только от статуса месторождения.

     Оценки  стоимости полезных ископаемых. Несмотря на снятие проблемы трансфертного ценообразования  по нефти, года путем установления налоговой ставки в рублях за 1 тонну, в отношении других полезных ископаемых установлена адвалорная налоговая ставка, и вопрос трансфертного ценообразования при исчислении налога для отдельных регионов является актуальной проблемой. Данная проблема отмечается по углю, минеральной воде и даже при добыче природного газа.

     Особой  проблемой является вопрос по оценке добытого полезного ископаемого  в случаях реализации продукции  более высокой степени технологического передела в горно-металлургической отрасли.

     Введение  дифференцирования налоговой ставки в зависимости от особенностей разработки месторождения полезного ископаемого.

     Соответствующие изменения в нормативно-правовые акты по налогу на добычу полезных ископаемых будут разработаны до конца 2002 года и направлены в установленном порядке на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

 

     Глава 2 Подходы к определению  ставок на добытые  полезные ископаемые

      

     2.1 Виды ставок

     Налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых признается календарный месяц.

     Налогообложение производится по налоговой ставке: 0 %.

     При добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полученных ископаемых; попутного газа; подземных вод, содержащих полезные ископаемые; полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых; минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации; подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяйственных целях.

     Налогообложение производится по налоговой ставке 0% (и 0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со ст. 338 Налогового кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 г. №117-ФЗ):

     Если  иное не установлено пунктом 1 ст.342, налогообложение производится по налоговой  ставке 419 рублей за 1 тонну добытой  нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), которые определяются в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи: 419 x Кц x Кв;

     17,5 процента при добыче газового  конденсата из всех видов месторождений  углеводородного сырья;

     147 рублей за 1 000 кубических метров  газа при добыче газа горючего  природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Таблица 1

     Ставки  налога на добычу полезных ископаемых

     Вид добытого полезного ископаемого Налоговая ставка, %
     Калийные  соли      3,8
     Торф, уголь каменный, уголь бурый, антрацит и горючие сланцы, апатит-нефелиновые, апатитовые и фосфоритовые руды      4,0
     Кондиционные  руды черных металлов      4,8
     Сырье радиоактивных металлов, горно-химическое неметаллическое сырье (искл. калийные соли, апатит-нефелиновые, апатитовые и фосфоритовые руды), неметаллическое  сырье используемое в основном в  строительной индустрии, соль природная и чистый хлористый натрий, подземные промышленные и терминальные воды, нефелины, бокситы      5,5
     Горнорудное неметаллическое сырье, битуминозные породы, концентраты и другие полупродукты, содержащие золото, иные полезные ископаемые, не включенные в другие группировки      6,0
     Концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (искл. золото), драгоценные металлы, являющиеся полезными  компонентами многокомпонентной комплексной  руды (искл. золото), кондиционный продукт  пьезооптического сырья, особо чистое кварцевое сырье и камнесамоцветное сырье      6,5
     Минеральные воды      7,5
     Кондиционные  руды цветных металлов (искл. нефелин  и боксит), редкие металлы как  образующие собственные месторождения, так и являющиеся попутным компонентами в рудах других полезных ископаемых, многокомпонентные комплексные руды, а также полезные компоненты многокомпонентной комплексной руд (искл. драгоценные металлы), природные алмазы и другие драгоценные и полудрагоценные камни      8,0
 

     2.2 Порядок определения ставок

     Налогоплательщики, осуществившие за счет собственных  средств поиск и разведку разрабатываемых  ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все  расходы государства на поиск  и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 года в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.3

     Коэффициент, характеризующий динамику мировых  цен на нефть (Кц), ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно путем  умножения среднего за налоговый  период уровня цен нефти сорта "Юралс", выраженного в долларах США, за баррель (Ц), уменьшенного на 15, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Центральным банком РФ (Р), и деления на 261:

                                 Р

       Кц = (Ц - 15) x ---    (1)

                              261

     Средний за истекший налоговый период уровень  цен нефти сорта "Юралс" определяется как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых  рынках нефтяного сырья (средиземноморском  и роттердамском) за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.

     Средние за истекший месяц уровни цен нефти  сорта "Юралс" на средиземноморском  и роттердамском рынках нефтяного  сырья ежемесячно в срок не позднее 15-го числа следующего месяца доводятся через официальные источники информации в порядке, установленном Правительством РФ.

     При отсутствии указанной информации в  официальных источниках средний  за истекший налоговый период уровень  цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском  и роттердамском рынках нефтяного сырья определяется налогоплательщиком самостоятельно.

     Среднее значение за налоговый период курса  доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Центральным банком РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно как  среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Центральным банком РФ, за все дни в соответствующем налоговом периоде.

     Рассчитанный  в порядке коэффициент Кц округляется  до 4-го знака в соответствии с  действующим порядком округления.

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых. Перспективы развития