Налог на добычу полезных ископаемых. Перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Введение налога на добычу полезных ископаемых направлено также на решение задачи экономического принуждения природопользователей к бережному и экономичному использованию природных ресурсов.Цель курсовой работы – рассмотрение налога на добычу полезных ископаемых и перспективы его развития.

Содержание

Введение 4
Глава 1 Методологические подходы к определению объекта налогообложения 5
1.1 Понятие объекта 5
1.2 Порядок исчисления и уплаты налога 8
1.3 Анализ эффективных подходов по оценке объекта налогообложения 9
Глава 2 Подходы к определению ставок на добытые полезные ископаемые 14
2.1 Виды ставок 14
2.2 Порядок определения ставок 15
Глава 3 Оценка влияния налоговых ставок на налоговый платеж 19
3.1 Определение налоговой базы, исходя из применяемой ставки 19
3.2 Оценка уровня изъятия НДПИ на деятельность добывающей компании 25
3.3 Анализ эффективности администрирования налога, его влияния на доходы государства 35
Заключение 39
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

НДПИ перспективы развития (к.р.).doc

— 275.50 Кб (Скачать)

     Коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв), определяется налогоплательщиком в порядке, установленном настоящим пунктом.

     В случае если степень выработанности запасов конкретного участка  недр больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле:

                                   N

         Кв = 3,8 - 3,5 x ---,   (2)

                                   V

     где N - сумма накопленной добычи нефти  на конкретном участке недр (включая  потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых утвержденного в году, предшествующем году налогового периода;

     V - начальные извлекаемые запасы  нефти, утвержденные в установленном  порядке с учетом прироста  и списания запасов нефти (за  исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.

     В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3.

     В иных случаях, не указанных в абзацах  втором и шестом настоящего пункта, коэффициент Кв принимается равным 1.

     Степень выработанности запасов конкретного  участка недр (Св) рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (V). При этом начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче), определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.

     Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленном порядке ведение  государственного баланса запасов полезных ископаемых, направляет в налоговые органы данные государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1-е число каждого календарного года, включающие:

     -наименование  пользователя недр;

     -реквизиты  лицензии на право пользования недрами;

     -сведения  о накопленной добыче нефти  (включая потери при добыче) (N) и начальных извлекаемых запасах  нефти, утвержденных в установленном  порядке, с учетом прироста  и списания запасов нефти (за  исключением списания запасов  добытой нефти и потерь при  добыче) (V) всех категорий по каждому конкретному участку недр.

     Данные  предоставляются после выпуска  государственного баланса запасов  полезных ископаемых на 1-е число  каждого календарного года, но не позднее 1-го числа следующего календарного года.

     Рассчитанный  в порядке, определенном настоящим пунктом, коэффициент Кв округляется до 4-го знака в соответствии с действующим порядком округления.

 

     Глава 3 Оценка влияния налоговых  ставок на налоговый  платеж 

       3.1 Определение налоговой базы, исходя из применяемой ставки

     Налоговая база по НДПИ — это стоимость  добытых полезных ископаемых. Сказанное  не относится к добыче нефти, попутного  газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного  сырья. При их добыче налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Это следует из статьи 338 НК РФ.4

     Из  сказанного выше можно сделать вывод, что для формирования налоговой  базы по НДПИ нужны две составляющие: количество добытого полезного ископаемого  и его стоимость.

     Методы  определения количества добытого ископаемого

     Порядок определения количества добытого полезного  ископаемого установлен статьей 339 НК РФ. Как сказано в пункте 7 этой статьи, при определении количества добытого полезного ископаемого  учитывается только то полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по его добыче (извлечению) из недр (отходов, потерь). Комплекс технологических операций устанавливается в техническом проекте разработки конкретного месторождения полезных ископаемых.

     Количество  добытого полезного ископаемого  определяется прямым или косвенным  методом. Прямой метод — это определение  количества путем применения измерительных  средств и устройств непосредственно  к добытому полезному ископаемому. Косвенный — это метод, при котором количество добытого полезного ископаемого определяется по данным о его содержании в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

     Метод, который применяет налогоплательщик, должен быть зафиксирован в его учетной политике. В течение всей деятельности налогоплательщика по добыче полезного ископаемого этот метод изменению не подлежит. Единственное исключение из правила — внесение корректив в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

     Прямой  метод. При его применении налогоплательщик должен учитывать фактические потери, определяя количество добытого полезного  ископаемого. Об этом сказано в пункте 3 статьи 339 НК РФ.

     Фактические потери полезного ископаемого —  это разница между расчетным  количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого. Налогообложению  подлежит расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы. Забегая вперед, заметим, что нормативные потери полезных ископаемых (а ими признаются фактические потери, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, но только в пределах нормативов, утвержденных в порядке, определяемом Правительством РФ), облагаются по налоговой ставке 0% (руб.).

     Расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы (при добыче твердых полезных ископаемых используется также термин «погашенные запасы»), определяет геолого-маркшейдерская служба на основании соответствующих замеров. При добыче углеводородного сырья расчетное количество определяется на основании замеров, производимых на устье скважины (с учетом данных анализа о содержании в минеральном сырье добытого полезного ископаемого).

     Запасы  полезных ископаемых могут уменьшаться  как по причине добычи, так и  в результате разведки, переоценки, списания неподтвердившихся запасов, изменения технологических границ и т. д. В целях налогообложения учитывается количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы в результате добычи (сюда же относятся потери при добыче). Количество списываемых запасов по причинам, не связанным с добычей, не может быть отнесено к количеству добытого полезного ископаемого.

     Фактические потери полезного ископаемого учитываются  при определении количества добытого полезного ископаемого в том  налоговом периоде, в котором  проводилось их измерение. При этом размер потерь определяется по итогам этих измерений. Это означает, что если, например, количество фактических потерь рассчитывается ежеквартально, то в налоговом периоде, когда они были определены, они будут в полном объеме учтены и в целях налогообложения. Причем независимо от того, относятся они к другим налоговым периодам в пределах соответствующего квартала или нет.

     При определении количества добытого полезного  ископаемого не учитывается то его  количество, которое содержится в  минеральном сырье, не доведенное до качества полезного ископаемого. То есть количество в остатках незавершенного производства. Это следует из пункта 7 статьи 339 НК РФ. Указанное количество нужно учесть в том налоговом периоде, в котором минеральное сырье будет обработано (подготовлено) до требуемых кондиций, за исключением следующего случая. Если минеральное сырье, не доведенное до качества полезного ископаемого, реализовано и (или) использовано на собственные нужды, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется на момент реализации или отпуска в производство этого минерального сырья соответственно. Количество добытого полезного ископаемого в этом случае равно количеству полезного ископаемого, содержащегося в минеральном сырье.

     Косвенный метод. Налоговый кодекс не содержит каких-либо положений или рекомендаций по применению косвенного метода при определении количества добытого полезного ископаемого. Существует лишь одно ограничение. Косвенный метод применяется только в том случае, если применение прямого метода невозможно (п. 2 ст. 339 НК РФ). То есть в рамках применяемой технологии не представляется возможным произвести замер непосредственно добытого полезного ископаемого. Это должно подтверждаться техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых. Косвенный метод будет применяться, в частности, в случае реализации или использования на собственные нужды минерального сырья до проведения комплекса необходимых операций.

     Оценка  стоимости добытых  полезных ископаемых

     В соответствии со статьей 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

     1) исходя из сложившихся у налогоплательщика  за соответствующий налоговый  период цен реализации без  учета государственных субвенций;

     2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

     3) исходя из расчетной стоимости  добытых полезных ископаемых.

     Итак, что означает оценить стоимость  добытого полезного ископаемого, исходя из сложившихся цен его реализации? Это предполагает определить стоимость единицы добытого полезного ископаемого как средневзвешенной цены реализации по всем сделкам, по которым в налоговом периоде произошел переход права собственности на добытое полезное ископаемое. Средневзвешенная цена определяется так: сумма выручки от реализации полезного ископаемого в налоговом периоде делится на количество реализованного в этом же периоде добытого полезного ископаемого.

     Полученный  результат (то есть стоимость единицы реализованного полезного ископаемого) умножается на количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого. Это и есть стоимостная оценка налоговой базы.

     Если  налогоплательщик получает государственные  субвенции из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью добытого полезного ископаемого, суммы этих субвенций он должен исключить из выручки.

     Как правило, количество реализованного добытого полезного ископаемого не совпадает  с количеством добытого. Это связано  с наличием нереализованных остатков добытого полезного ископаемого на начало и на конец налогового периода. Для целей налогообложения не имеет значения, когда было добыто полезное ископаемое, реализованное в данном налоговом периоде. Если оно было реализовано, его цена должна быть учтена при определении выручки в соответствии со статьей 340 НК РФ. Также не имеет значения, было ли реализовано все добытое в налоговом периоде полезное ископаемое. Ведь для расчета налоговой базы берется все количество добытого полезного ископаемого, а не та его часть, которая была реализована.

     Выручка от реализации добытых полезных ископаемых определяется исходя из цен, уменьшенных  на сумму расходов налогоплательщика  по доставке в зависимости от условий  поставки. К вычету принимаются все расходы налогоплательщика по доставке (транспортировке) соответствующей партии добытого полезного ископаемого вне зависимости от периода осуществления указанных расходов. Например, в случае если транспортировка началась в предыдущем налоговом периоде, а закончилась — в текущем. При этом статья 340 НК РФ содержит исчерпывающий перечень расходов по доставке (транспортировке), уменьшающих цену реализации в целях исчисления налога. Это расходы:

     — на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках;

     — по доставке (перевозке) добытого полезного  ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный  трубопровод, пункта отгрузки потребителю  или на переработку, границы раздела  сетей с получателем и тому подобных условий) до получателя;

     — по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с  законодательством РФ.

     В целях главы 26 Кодекса к расходам по доставке (перевозке) добытого полезного  ископаемого до получателя, в частности, относятся расходы по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг портов и транспортно-экспедиционных услуг.

Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых. Перспективы развития