Налоговая ответственность в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 06:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы настоящей работы определяется значительными изменениями, которые в последнее время произошли в правовом регулировании налоговой ответственности в связи с совершением налогового законодательства. Современный уровень развития российского общества, существование рыночных отношений, интеграция нашей страны в международное сообщество потребовали коренного изменения отечественного законодательства, в том числе налогового. Это нашло отражение в вступившей в силу с 1 января 1999 года части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, положения которая ознаменовала очередной этап в развитии отечественного налогового законодательства, его выход на новый качественный уровень - уровень кодифицированного акта, обобщившего на тот момент многочисленные и разрозненные нормы данной подотрасли права.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…. 3
Глава 1. Теоретические основы налоговой ответственности ………………..… 5
1.1 Налоговое право в системе российского права ……………………..... 5
1.2 Понятие и особенности налоговой ответственности ……………….... 8
Глава 2. Механизм налогового контроля и порядка привлечения к налоговой ответственности, проблемы его совершенствования…………………………... 15
2.1 Налоговые проверки как метод финансового контроля в сфере налогообложения ………………………………………………………………..... 15
2.2 Порядок взыскания штрафных санкций за нарушения налогового законодательства с юридических лиц ………………………………………...… 18
2.3 Презумпция невиновности налогоплательщика и проблема баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов ……………………………......20
2.4 Определение момента исполнения обязанности по уплате налогов в аспекте защиты прав и законных интересов государства …………………....…23
Глава 3. Контроль налоговых органов за соблюдением хозяйствующими субъектами условий работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций ……………………………………………………………...... 26
3.1 Порядок привлечения к ответственности за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций …… 26
Заключение …………………………………………………………………….…. 29
Список использованной литературы …………………………………………… 31

Работа содержит 1 файл

курсовая налоговая налоговая ответстс.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     Впервые законодательно введена обязанность  налоговых органов при установлении фактов совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах составлять акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

     По  выездным налоговым проверкам также  вносятся значительные изменения в  ст. 89 НК РФ.

     В случае если у налогоплательщика  отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, законодательно закрепляется возможность проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.

     Закрепляются  также и реквизиты, которые должны быть в решении налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Отметим, что форма решения, используемая в настоящее время, их содержит.

     Установлено, что налоговые органы не вправе проводить  две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

     Налоговые органы также не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия руководителем Федеральной налоговой службы решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

     При определении количества выездных налоговых  проверок налогоплательщика не учитываются  проведенные самостоятельные выездные налоговые проверки его филиалов и представительств.

     Выездная  налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. При этом основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются Федеральной налоговой службой.

     Срок  проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения  решения о назначении проверки и  до дня составления справки о  проведенной проверке.

     Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки в следующих целях:

     - истребование документов в соответствии  с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

     - получение информации от иностранных  государственных органов в рамках  международных договоров;

     - проведение экспертиз;

     - перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком  на иностранном языке.

     Приостановление проведения выездной налоговой проверки для истребования документов у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

     Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. В случае если проверка была приостановлена по основанию, указанному в пп. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров, то срок приостановления проверки может быть увеличен дополнительно на три месяца.

     На  период приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, ему возвращаются все подлинники, которые были истребованы при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой.

     Изменяются  основания для проведения повторной  выездной налоговой проверки. Помимо проведения повторной проверки в  порядке контроля за деятельностью  налогового органа, проводившего проверку, вышестоящим налоговым органом, появляется новое основание - случаи, когда налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию "к уменьшению" за уже проверенный ранее период. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

     Здесь следует обратить внимание на следующее: каковы налоговые санкции в том  случае, если при проведении повторной  выездной налоговой проверки будет  выявлен факт налогового правонарушения, который не был выявлен при проведении первоначальной выездной налоговой проверки? В таком случае к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

     Вышестоящему  налоговому органу по результату налоговой  проверки предоставляется право  принимать решения об отмене решений  налоговых органов, принятых на основании актов налоговых проверок.

     Учитывая, что выездные налоговые проверки представляют собой серьезное вмешательство  в деятельность налогоплательщика, законодательство страны обычно предусматривает  определенные процедурные рамки  для реализации соответствующих  полномочий налоговых властей. Наиболее распространенными из применяемых ограничений являются: необходимость уведомления налогоплательщика о предполагаемой проверке (за исключением контрольных); запрет на вторичную проверку с идентичным предметом; установление максимальной продолжительности и частоты проверок.

2.2 Порядок взыскания  штрафных санкций  за нарушения налогового  законодательства  с юридических  лиц

 

     Рассмотрим  порядок взыскания штрафных санкций  с позиции ответственности за правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика.

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.116НК РФ).

     Объективная сторона правонарушений, предусмотренных  в п.1 и п.2 ст. 116 НК РФ, выражается в неподаче (бездействие) лицом в  срок, установленный ст.83 НК РФ, заявления о постановке на учет.

     Необходимым условием привлечения налогоплательщика  к ответственности является нарушение  им сроков подачи заявления о постановке на учет, установленных исключительно  ст.83 НК РФ.

     Объектом  налогового правонарушения, предусмотренного ст.116 НК РФ, являются налоговые отношения, возникающие в процессе осуществления одной из форм налогового контроля, предусмотренной ст.82 НК РФ.

     Субъективная  сторона - наличие умышленной неосторожной форм вины. При привлечении к ответственности по ст.116 НК РФ конкретная форма вины значения не имеет.

     Субъект – налогоплательщики, на которых  в соответствии с законодательством  о налогах и сборах возложена  обязательная постановка на налоговый  учет. В соответствии со ст.83 НК РФ к таковым отнесены юридические лица, имеющие обособленные подразделения.

     Привлечение филиалов и представительств российских юридических лиц к налоговой  ответственности по ст.116 НК РФ неправомерно.

  • уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.117НК РФ.)

     Объектом  рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе налогового контроля.

     Объектом  анализируемого деяния являются отношения, возникающие по поводу соблюдения налогоплательщиками  и иными лицами требований о порядке постановки на налоговый учет. Посягательство направлено на само выполнение обязанности по постановке на учет.

     Объективная сторона правонарушения заключается  в ведении деятельности без постановки на учет или в уклонении от постановки на налоговый учет.

     Таким образом, основным признаком анализируемого состава налогового правонарушения является именно "ведение деятельности без постановки на учет".

     Субъективная  сторона налогового правонарушения предполагает наличие прямого умысла на его совершение.

  • нарушение срока преставления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст.118 НК РФ.)

     Объективная сторона представлена в форме  бездействия: непредставление налогоплательщиком в налоговый орган сведений об открытии (закрытия) счета в течение  десяти дней с момента такого открытия (закрытия).

     Общественная  опасность такого налогового правонарушения заключается в том, что оно  либо непосредственно влечет неуплату налога, либо создает благоприятные  условия как для этого и  для других правонарушений.

     Ответственность будет иметь место в любом случае, даже если нарушение срока представления сведений об открытии (закрытии) счета не повлекло неуплаты налогов (например, из-за отсутствия у налогоплательщика объектов налогообложения) либо иных последствий.

     Анализ  судебной практики показывает, что наиболее часто суды в качестве обстоятельств, исключающих вину лица в совершенном налоговом правонарушении, предусмотренном п.1 ст.118 НК РФ, признают, например, нарушение налогоплательщиком формы уведомления об открытии (закрытии) банковского счета.1

  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ.).

     Объектом  являются отношения, складывающиеся в  сфере, обеспечивающей реализацию решения  о взыскании налога, принятого в установленном законом порядке владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

     Объективная сторона данного налогового правонарушения выражается в несоблюдении субъектом  установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

     Субъективная  сторона характеризуется лишь умышленной формой вины. При этом виновный действует  именно с прямым умыслом: он осознает, что нарушает порядок владения, пользования  и (или) распоряжения имуществом, подвергнутым аресту, предвидит, что в результате создается ситуация, при которой исполнение обязанности по уплате налога практически невозможно, и желает наступления таких последствий.

     Субъектом ответственности по данной статье выступает  организация-налогоплательщик, налоговый агент - организация, плательщик сбора - организация. Следовательно, наложение ареста на имущество налогоплательщика физического лица не допускается. Соответственно, ст. 125 НК РФ к нему не применяется.

  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ.)

     Объектом  налогового правонарушения по ст.126 НК РФ является установленный порядок  управления в сфере налоговых  правоотношений, который проявляется  в реализации полномочий налоговых органов по осуществлению ими налогового контроля.

     Что касается объективной стороны, то необходимо отметить, что структурно в статье можно выделить два раздела. Первый (п.1 ст.126 НК РФ) относится к непредставлению  сведений о себе непосредственно налогоплательщиками или налоговыми агентами. Второй (п.2 и п.3 ст.126 НК РФ) - к непредставлению сведений о налогоплательщиках и налоговых агентах третьими лицами.

     Ответственность, предусмотренная п.1 ст.126 НК РФ будет  иметь место при наличии следующих условий:

- обязанность  представить документы и (или)  сведения в конкретный срок  предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

2.3 Презумпция невиновности  налогоплательщика  и проблема баланса  прав налогоплательщиков  и налоговых органов

 

     Достаточно часто, результатом налоговой проверки становятся необоснованные обвинения в налоговых правонарушениях, попытка привлечь к налоговой ответственности, дополнительное начисление налогов, пеней и/или другие санкции. С одной стороны, подача возражения на акт проверки является хорошим способом защитить свою позицию, донести ее до руководства налоговой инспекции и настоять на вынесении законного решения. С другой стороны, такой исход совсем не гарантирован, а скорее наоборот — самостоятельное противостояние налоговикам ведет к противоположному результату, потому что «все, что вы скажете, может быть (и будет) использовано против вас».

Информация о работе Налоговая ответственность в РФ