Налоговая ответственность в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 06:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы настоящей работы определяется значительными изменениями, которые в последнее время произошли в правовом регулировании налоговой ответственности в связи с совершением налогового законодательства. Современный уровень развития российского общества, существование рыночных отношений, интеграция нашей страны в международное сообщество потребовали коренного изменения отечественного законодательства, в том числе налогового. Это нашло отражение в вступившей в силу с 1 января 1999 года части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, положения которая ознаменовала очередной этап в развитии отечественного налогового законодательства, его выход на новый качественный уровень - уровень кодифицированного акта, обобщившего на тот момент многочисленные и разрозненные нормы данной подотрасли права.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…. 3
Глава 1. Теоретические основы налоговой ответственности ………………..… 5
1.1 Налоговое право в системе российского права ……………………..... 5
1.2 Понятие и особенности налоговой ответственности ……………….... 8
Глава 2. Механизм налогового контроля и порядка привлечения к налоговой ответственности, проблемы его совершенствования…………………………... 15
2.1 Налоговые проверки как метод финансового контроля в сфере налогообложения ………………………………………………………………..... 15
2.2 Порядок взыскания штрафных санкций за нарушения налогового законодательства с юридических лиц ………………………………………...… 18
2.3 Презумпция невиновности налогоплательщика и проблема баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов ……………………………......20
2.4 Определение момента исполнения обязанности по уплате налогов в аспекте защиты прав и законных интересов государства …………………....…23
Глава 3. Контроль налоговых органов за соблюдением хозяйствующими субъектами условий работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций ……………………………………………………………...... 26
3.1 Порядок привлечения к ответственности за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций …… 26
Заключение …………………………………………………………………….…. 29
Список использованной литературы …………………………………………… 31

Работа содержит 1 файл

курсовая налоговая налоговая ответстс.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     В состав принципа законности привлечения к налоговой ответственности также входит и п. 3 ст. 108 НК РФ, устанавливающий, что предусмотренная НК ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

- Однократность. Принцип однократности привлечения к налоговой ответственности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и тоже налоговое правонарушение. Мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности.

-   Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п.5 ст.108 НК РФ уплата налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента. Следовательно, уплата налоговой санкции не поглощает собой уплату налога и пени.

-    Презумпции невиновности является налогово-правовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового деликта, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Для российского налогового права презумпция невиновности является новым принципом.

     Гарантией применения мер государственного принуждения  в строгом соответствии с законом  выступает положение п. 6 ст. 106 НК РФ, согласно которому лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. При этом налоговые органы законодательно ограничены в перечне и способах собирания доказательств, которые могут отвергнуть презумпцию невиновности.

     Наказание является справедливым только в том  случае, когда характер применяемых  мер принуждения и объем возлагаемой ответственности соответствуют общественной опасности правонарушения, особенностям личности правонарушителя и обстоятельствам, смягчающим либо отягчающим его ответственность, то есть строго индивидуализировано.

     Принцип справедливости налоговой ответственности включает требования:

1) обоснованности;

2) соразмерности;

3) дифференциации;

4) индивидуализации;

5) неотвратимости;

6) гуманизма.

     Принципа  обоснованности и соразмерности  при ограничении субъективных прав, в самом общем виде он сформулирован  в ч.3 ст.55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     Требования  обоснованности, соразмерности и  индивидуализации налоговой ответственности  есть частные проявления общеправового  принципа обоснованности и соразмерности  правовых ограничений.

     Требование  обоснованности налоговой ответственности реализуется в сфере налогового правотворчества и выражается в целесообразности придания тому или иному поведению статуса налоговых деликтов.

     Своеобразным  аспектом обоснованности налоговой  ответственности является установление законодателем трехлетнего срока давности, по истечении которого наказание утрачивает актуальность и признается нецелесообразным. Поэтому истечение сроков давности согласно п.4 ст.109 НК РФ относится к обстоятельствам, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности.

     Соразмерность наказания означает, что размеры  налоговых санкций должны соответствовать  тяжести правонарушений и причиненным  ими вредным последствиям, то есть наказание должно соответствовать  содеянному и налагаться с учетом причиненного вреда. Таким образом, мера налоговой ответственности должна быть адекватна правонарушению.

     Требование  дифференциации ответственности предполагает нормативное установление различных  видов ответственности и налоговых  санкций за различные налоговые  правонарушения. Таким образом, дифференцирование ответственности осуществляется по двум направлениям:

- установление  за те или иные нарушения  налогового законодательства налоговой,  административной, уголовной либо  дисциплинарной ответственности;

- нормативное  определение разновидности и масштаба налоговых санкций, устанавливаемых за тот или иной состав налогового правонарушения.

     Как видим, дифференциация, и индивидуализация налоговой ответственности различаются, прежде всего, по сфере их применения и субъектному критерию. Требование дифференциации реализуется в сфере правотворчества, оно обращено к законодателю, формулирующему нормативные модели налоговых правонарушений и соответствующие им санкции. Индивидуализация же реализуется на стадии правоприменения судами, налагающими санкции за конкретные налоговые правонарушения.

     Индивидуализация  налоговой ответственности состоит  в учете всех существенных обстоятельств  дела при назначении наказания.

     Принцип индивидуализации состоит в том, что при определении наказания  должны приниматься во внимание характер и тяжесть совершенного правонарушения, личностные характеристики виновного, форма его вины, поведение до и после правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Справедливое наказание - это наказание индивидуализированное.

     Важнейшей составляющей принципа справедливости налоговой ответственности является ее неотвратимость. Каждое нераскрытое  налоговое правонарушение убеждает нарушителя в слабости закона и государства  и, таким образом, прямо способствует совершению противоправных действий в дальнейшем.

     Требование  гуманизма в литературе иногда называют еще принципом "экономии мер принуждения" или "нерепрессивностью" налоговой  ответственности. На необходимость  гуманизации сферы государственно-правового принуждения неоднократно обращал внимание КС РФ. Разумеется, степень гуманизации правового регулирования всегда носит конкретно-исторический характер и обусловливается общим материально-духовным уровнем развития общества. "Суровость санкции нормы, хотя и определяется общественной опасностью посягательства, все же ограничена господствующими гуманистическими представлениями общества о возможном и должном наказании".

     Необходимость снисходительного, гуманного отношения  к налоговым правонарушениям  вытекает, на наш взгляд, из самого существа налоговых правоотношений. Речь здесь идет не о всепрощении, но о понимании глубинных мотивационных факторов налоговых деликтов. Дело в том, что частная собственность является не просто важнейшей социально-правовой ценностью современной цивилизации, но и древнейшим инстинктом, причем инстинктом врожденным, а не приобретенным в процессе социальной адаптации.

     Исходя  из выше сказанного, можно сделать  вывод, что цели налоговой ответственности  выражаются в восстановлении нарушенных имущественных интересов государства, а также в наказании виновного, предотвращении новых правонарушений в налоговой сфере.

     На  наш взгляд, закрепление в качестве основания освобождения от налоговой  ответственности малозначительности деяния целесообразно как по принципиальным соображениям, так и по мотивам бюджетной экономии. Во многих случаях судебные издержки значительно превышают размеры налоговых санкций. Это относится, в частности, к налоговым санкциям, предусмотренным ст.ст.128, 129, 129.1 НК РФ. Да и относительно определенные санкции, выраженные в величинах, кратных сумме неуплаченных налогов, при незначительной недоимке и соответственно незначительном размере санкций теряют свое штрафное назначение.

     Таким образом, взысканиде налоговой санкции должно заставить нарушителя понять, что жить по закону выгоднее. Если уплата штрафных санкций будет означать для последнего резкое снижение доходов или даже перспективу банкротства, налогоплательщик может вовсе отказаться от объекта налогообложения, что не выгодно ни ему, ни государству.

     И, наконец, все принципы налоговой  ответственности взаимосвязаны  и взаимозависимы. Закономерность установление принципов налоговой ответственности  обеспечивает правильное практическое применение законодательства о налогах  и сборах, способствует стабильной финансовой политики государства, соблюдения прав и имущественных интересов всех субъектов, налоговых отношении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Механизм налогового контроля и порядка  привлечения к  налоговой ответственности, проблемы его совершенствования

2.1 Налоговые проверки  как метод финансового  контроля в сфере  налогообложения

 

     В законодательстве было введено определение  понятия "налоговый контроль" - им признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

     Так, в ст. 87 НК РФ "Налоговые проверки" установлено только два вида проводимых проверок:

- камеральная  налоговая проверка;

- выездная  налоговая проверка.

     Встречные проверки как самостоятельные виды проверок уходят в прошлое. Однако сказанное  не означает, что налоговые органы утрачивают право на истребование документов у контрагентов и иных лиц, которые имеют отношение к проверяемым операциям, - теперь налоговый орган должен будет обязательно мотивировать свой запрос, а сам порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках теперь четко прописан в ст. 93.1 НК РФ. Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб., а при повторном нарушении в течение календарного года - 5000 руб.

     Законодательно  закрепляется обязанность налоговых  органов составлять акты камеральных  проверок в тех случаях, если при  отсутствии пояснений налогоплательщика  либо после рассмотрения представленных пояснений и документов будут установлены факты совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах. Порядок их составления аналогичен предусмотренному порядку по выездным налоговым проверкам согласно ст. 100 НК РФ.

     Тем не менее, по тем организациям, которые  заявляют в декларациях налоговые  льготы или возмещение налога на добавленную  стоимость, налоговые органы вправе запросить документы, подтверждающие, соответственно, право налогоплательщиков на соответствующие налоговые льготы или правомерность применения налоговых вычетов по ст. 172 НК РФ.

     Исключение  сделано и для налогов, исчисление и уплата которых связана с  использованием природных ресурсов - налоговые органы вправе также  требовать иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

     Отметим, что не содержится запрета на использование  документов, полученных в ходе мероприятий  налогового контроля по одним налогам (например, по НДС), при проведении камеральных  налоговых проверок по другим налогам (например, по налогу на прибыль организаций). В этом случае налоговые органы могут ориентироваться, в частности, на положения п. 1 ст. 88 НК РФ, который предоставляет право проведения камеральной проверки на основании не только деклараций, но также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Информация о работе Налоговая ответственность в РФ