Налоговая система Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговой системы государства, её становления и развития. При этом необходимо выполнить такие задачи:

1 рассмотреть сущность налогов и налоговой системы;

2 определить принципы и концепции налоговой системы государства;

3 исследовать развитие налоговой системы Украины;

4 развитие налоговой системы зарубежных стран.

Содержание

Вступление
Сущность налоговая система и история её становления в Украине.
Современная налоговая система Украины и её принципы.
Общегосударственные налоги и сборы в Украине.
Местные налоги и сборы.
Налоговая система зарубежных стран.

Заключения

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 93.38 Кб (Скачать)

Теоретическую основу налогов составляют их элементы. Каждый налог содержит следующие основные элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.

Субъект налога или налогоплательщик – физическое или юридическое  лицо, на которое законом возложена  обязанность уплачивать налог.

Объект налога – предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто  название налога вытекает из объекта. Например, земельный налог, подоходный налог. Изъятие налога после получения  дохода (владельцем по декларации) предусматривает  подачу налогоплательщиком в налоговые  органы декларации о полученных доходах.

Источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог. По некоторым  налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.

Единица обложения – единица  изменения объекта (по подоходному  налогу – денежная единица страны; по земельному налогу – гектар, акр).

Налоговая ставка представляет собой  величину налога на единицу обложения.

Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Налоговые льготы – полное или  частичное освобождение от налогов  субъекта в соответствии с действующим  законодательством (скидки, вычеты и  др.).

Самой важной налоговой льготой  является необлагаемый минимум –  наименьшая часть объекта, освобожденная  от налога.

В зависимости от построения налогов  различают твердые и долевые  ставки.

Твердые ставки устанавливаются в  абсолютной сумме на единицу объекта.

Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения.

Установленные в сотых долях  объекта ставки носят название процентных и подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.

Способы взимания налога. В налоговой  практике существуют три способа  взимания налогов:

– кадастровый:

– изъятие налога до/после получения  дохода (владельцем по декларации).

Первый способ предлагает использование  кадастра.

Кадастр – это реестр, одержащий перечень типичных объектов земли, доходов, классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся, например, при земельном налоге размер участка, количество скота и др. Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, который выплачивает доход субъекту налога. Таким путем взимается подоходный налог с заработной платы.

Изъятие налога после получения  дохода (владельцем по декларации) предусматривает  подачу налогоплательщиком в налоговые  органы декларации о полученных доходах.

Налоговая система государства управляется налоговой политикой, являющейся комплексом правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.

Возникновение налогов достигает  седой давности. В Киевской Руси налоги появляются уже в первые годы возникновения этого древнего государства. И что важно, древнерусские налоги не заимствуются из других стран, а  имеют свое собственно, национальное происхождение. Одним из самых давних прямых налогов Киевской Руси, что  просуществовал на украинских землях, было подимне. Название происходит от единицы налогообложения — "дыма". То есть, "дома", крестьянского двора. Платили подимне натурой и частичного деньгами. Другой древний налог — полюддя. Он собирался во время ежегодных объездов Киевской Руси князем и его женой. И еще одним источником наполнения казны было поплужне. Это земельный налог, единицей налогообложения которого был плуг. Поплужне шло на военные расходы, содержание большой — княжеского двора и на дипломатические миссии. Интересно, что эти три вида налогов так установились, что и продолжили существовать тогда, когда Киевской Руси не стало. Сначала в землях Галицко-волынского княжества, а затем во времена литовско-украинской и литовско-польской государства.

Княгиня Ольга, развивая и совершенствуя  традиционную систему налогов, обогащает  их оброками, претворяет в жизнь  рентные отношения. Последние стали тяжелой расплатой за смуту и нестабильность жизни на Руси в ХИИ-ХИИИ ст. В эпоху средневековья Русь платила налоги Литовскому, Польскому и Московскому государствам, время от времени, увеличивая количество прямых и непрямых, обычных и чрезвычайных податей, которые насчитывались больше 30.

Из XV века вводится такой прямой денежный налог как половщина. Сначала его платили крестьяне, исходя из количества скота и земли. Впоследствии половщину начали платить все государственные категории зависимого крестьянства. Свыше трехсот лет просуществовал на украинских землях такой натуральный налог как поштучный, внедренный литовцами. Его платили крестьяне от количества скота и птицы, сотканного полотна, ряден, полотенец.

Из XVI века приходит в Украину так  называемое Магдебургское право, которое становится определяющим в налоговой и таможенной регуляции. Магдебургское право — это письменное королевское разрешение на местное самоуправление, купленное обитателями отдельных городов и местечек, или подаренное жителям отдельных городов за особенные заслуги перед короной. Городской председатель или бургомистр за Магдебургским правом был наивысшим исполнительным и судебным лицом в городе. Он имел право устанавливать размеры налогов и пошлины, отменять их или освобождать от них отдельных граждан, рассматривал все имущественно долговые споры и выносил по них решение. Городское население было лично свободным. Ковали, гончары, ювелиры, лавочники объединялись в отдельные цеха и платили фиксированные подачки коллективно. Благодаря Магдебургскому праву начали быстро развиваться города. Четыреста лет тому назад оно было внедрено в Киеве. Во времена Магдебургского права была внедрена умеренная торговая пошлина. И платилось оно из определенной меры привозного товара. Размер умеренного был постоянным и несколько веков не менялся: двое денег за одну единицу товара. Часто умеренная торговая пошлина органами городского управления сменялась другими требованиями.

Во времена Гетманщины часть налогов, которые стягивались из населения было отменено. Шляхта, казацкая старшина были освобождены от налогов полностью. Лишь мещане и крестьяне платили стацию — налог на содержание войска, а также платили налог из промышленных прибылей.

Полное разрушение украинских налоговых  национальных традиций, которое предусматривало  умеренность и целесообразность налогообложения, началось с потерей  Украиной ее независимости и полного  порабощения Русской Империей. Ломая  административную систему Украины, которая за своей демократической  сутью и универсальностью опережала  большинство административных систем стран Европы, Русская Империя  начала внедрять и свои налоги. Умеренная  пошлина была заменена Московским налогом, который составлял 5 процентов от продажной цены товара. Было введено  подворное налогообложение. То есть, внедрена новая система налогообложения  населения прямыми налогами. Внедрение  подворного налогообложения значительно  увеличило количество налогоплательщиков за счет введения в их число тех  категорий население, которое раньше было освобождено от налогообложения: "задворных", "деловых людей", половников и других. Общую сумму подворного определяло правительство во главе с урядником, а сельская община или городское управление распределяли сумму налога между всеми дворами. Подворное налогообложение сохранялось к внедрению подушному, то есть к XVIII веку. Основной прямой налог Русской империи подушное внедрено в Украине в первой половине XVIII века. Его платило все мужское население страны, кроме дворян, духовенства и лиц, которые состояли на государственной службе. Размер налога ежегодно определялся суммой, необходимой для содержания армии и флота, и постоянно увеличивался. В XVIII веке подушное составляло около 50 процентов всех поступлений в государственный бюджет Русской империи. Подушное платили до конца 19 века. С появлением иностранных капиталистических инвесторов и развитием в пореформенное время сельскохозяйственного и ремесленно-промышленного предпринимательство, подушная подать отменяется и вводятся имущественные, и другие прямые налоги.

В годы революции и гражданской  войны налоговая система изменяется прямым визиском, экспроприацией. Элементы цивилизованной регуляции экономики путем внедрения прямых и непрямых налогов внедряются в период коротко часового Нэпа. Сталинизация упростила налоговую систему и в условиях тоталитарной системы она стала в сущности номинальной и набрала вырожденных форм. Потребности в специальном налоговом органе в условиях общегосударственной формы собственности на средства производства не было. В составе Министерства финансов и его подразделов в областях, районах, городах выделялись соответствующие подразделы госдоходов. Они несли ответственность за соблюдением действующего порядка производства бюджетных доходов и за выполнение плана поступлений платежей к бюджет).

Вместе с приобретением Украиной независимости в 1991 году начала создаваться  и интенсивно развиваться новая  налоговая система. Она в значительной мере отличается от той, которая существовала в условиях командно административной системы, — с особенностями, характерными для всех республик прежнего СССР. Налоговая система Украины, которая формируется в настоящее время, с одной стороны, достигает своим корнем в систему доходов государственного бюджета прежнего СССР, с другой стороны, нуждается в изменениях и реформах, которые отвечали бы требованиям становления в стране рыночной экономики. Созданная в 1991 году налоговая система Украины испытала многочисленные значительные изменения, но так и не достигла приемлемого для правительства и общества состояния.

 

2. Современная налоговая  система Украины и её принципы

К сожалению, о целостной налоговой  системе на Украине говорить не имеет  смысла, не говоря уже о привязке к механизму кредитования и бюджетного регулирования. Совершенствование  налоговой системы сводится к  изменению отдельных ее элементов (размеров ставок, льгот, объектов обложения, усиления или замены одних видов  налогов на другие).

Формирование налоговой системы  Украины осуществляется с большими проблемами, в значительной степени  непоследовательно, нередко отражает решение частных противоречий и  на короткий период.

Несовершенство налоговой системы  состоит прежде всего в преобладании ее фискальной функции, при практически недействующих распределительной (социальной) и стимулирующей (регулирующей). Это привело к негативным последствиям налоговой политики: сокращение платежей в бюджет; спад производства и предпринимательской активности; сокращение числа налогоплательщиков, инвестиций и т.д.

В качестве основных причин выделяются чрезмерно высокие налоговые  ставки, множественность налогов, сложность  их исчисления. Все это настоятельно требует проведения налоговой реформы. При этом важно учесть, что сформировавшаяся налоговая система в целом (как  сумма основных налогов, механизмы  их изъятия) вряд ли изменится, так как  в основном соответствует мировой  практике.

Однако спад производства и углубление кризиса платежей на фоне попыток  развертывания механизмов рыночной саморегуляции требует внесения в налоговую систему серьезных корректив.

Основной целью реформирования системы налогообложения является не изменение ее как таковой, а  содействие стабилизации материального  производства, повышения его эффективности  и на этой основе удовлетворение государственных и социальных потребностей. Система налогообложения, как уже отмечалось ранее, должна обеспечить эффективное использование и оптимизацию структуры распределения и перераспределения национального дохода.

Поэтому программой действий Кабинета министров Украины “Реформы ради процветания” предусмотрены следующие  мероприятия в области налогообложения [1]:

1 содействие принятию “налогового  кодекса” (НК), обеспечение стабильности, равномерности налогового бремени  на различные категории плательщиков  с одинаковым уровнем дохода, унификация подходов к плательщикам  налогов независимо от форм  собственности и отраслевой принадлежности;

2 снижение налогового бремени  путем постепенного снижения  ставки по налога на добавленную стоимость и начислений на фонд оплаты труда, отказ от обязательных взносов в инновационный фонд;

3 совершенствование системы налогообложения  малого и среднего предпринимательства;

4 отмена картотеки и закрепление  права налогоплательщиков самостоятельно  распоряжаться собственными средствами.

Любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными  чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным принципам.

Налоговая система Украины установлена  Законом «О системе налогообложения», принятым в 1991г. Затем в 1997г. «О системе налогообложения» действовал до конца 2010 г. . В настоящее время система налогообложения строится в соответствии с «Налоговым Кодексом»

 

Налоговом кодексе Украины, налоговая система определяется как совокупность общегосударственных и местных налоговых сборов взымаемых установленным этим кодексом порядке.

Система налогообложения строится на определенных принципах. Основоположником теории налогообложения является шотландский  экономист и философ Адам Смит.

Он разработал четыре принципа налогообложения, составления и классификации: равномерность, определенность, удобство, дешевизна.

Все эти принципы приобрели особую актуальность в настоящее время. Нарушение их приводит к обременительности  налогов, тормозит инвестиционные процессы, ведет к серьезному расслоению общества.

Налоговым кодексом Украины определяет основные принципы налогообложении

·  всеобщность налогообложения - каждое лицо обязано уплачивать установленные Налоговым Кодексом, законами по вопросам таможенного дела налоги и сборы, плательщиком которых он является согласно положениям Налогового Кодекса;

·  равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации - обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала;

Информация о работе Налоговая система Украины