Налоговые правонарушения и преступления, их виды и ответственность за их совершение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи. Целью и задачей курсовой работы является содействие совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере налоговых правонарушений и ответственности за их совершение, для предоставления наиболее полной и справедливой защиты всем участникам налоговых правоотношений.

Содержание

Введение
1 Налоговые правонарушения и преступления, их виды и ответственность за их совершение
1.1 Понятие, признаки и элементы состава налогового
правонарушения
1.2 Понятие налоговой ответственности
1.3 Налоговая санкция, порядок взыскания
1.4 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность
2 Практические аспекты применения налоговой ответственности к отдельным видам правонарушения
2.1 Ответственность за правонарушения против системы гарантий
выполнения обязанностей налогоплательщика
2.2 Ответственность за правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представление бухгалтерской и налоговой отчетности
2.3 Ответственность за правонарушения против обязанности по
уплате налогов
2.4 Ответственность за правонарушения против исполнения
доходной части бюджета
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Субъектами состава п.3 ст.126 НК РФ могут быт только физические лица, не являющиеся проверяемыми плательщиками.

Поэтому налогоплательщики, плательщики  сборов и налоговые агенты не могут  быть привлечены к ответственности  за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля по п. 2 ст.126 НК РФ, так как она применяется только к иным лицам, у которых имеются сведения о налогоплательщике.

Субъективную сторону деяния, предусмотренного п.1 ст.126 НК РФ образуют формы вины, как в виде умысла, так и неосторожности.

Субъективная сторона состава п.2 ст.126 НК РФ может быть представлена также как в форме умысла, так и в форме неосторожности:

1. «отказ организации» подразумевает  наличие вины в виде умысла;

2. «а равно иное уклонение»  подразумевает наличие вины в виде неосторожности;

3. «представление документов с  заведомо недостоверными сведениями»  подразумевает наличие вины в  форме умысла.

В соответствии с п.1 ст.126 НК налогоплательщик или налоговый агент привлекаются к ответственности в размере 50 руб. за каждый не представленный документ.

Санкции п.2 ст.126 и п. 3 ст. 126, в отличие  от санкции п. 1 ст. 126 НК РФ предусматривают  взыскание штрафа не за каждый отдельный  документ, а одну общую сумму штрафа независимо от того, сколько документов запрашивалось, поскольку в запросе невозможно определить полный перечень всех документов, необходимых налоговому органу для осуществления контроля.

Сфера применения ст.126 НК РФ находится  в пределах неисполнения установленной  обязанности по представлению в  налоговый орган документов и (или) сведений в установленный законом срок. Поэтому неправильное заполнение формы не предусмотрено в качестве нарушения данной статьи

По смыслу ст.89 НК РФ выездная налоговая  проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика. В нарушение этой статьи налоговый орган, проводящий выездную налоговую проверку, направил налогоплательщику требование о представлении в налоговый орган документов для проверки. Суд на основании п.1 ст.108 НК РФ, отказал в привлечении налогоплательщика к ответственности по ст.126 НК РФ за непредставление указанных документов в налоговый орган, так как никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям, предусмотренным НК РФ.

 

2.2 Ответственность за правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представление бухгалтерской и налоговой отчетности

 

- непредставление   налоговой  декларации (ст.119 НК РФ)

Общественная опасность предусмотренного ст.119 НК РФ налогового правонарушения состоит в том, что оно посягает на установленный порядок взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, подрывает возможность своевременного и полного налогового контроля, создает благоприятные условия для совершения ряда других налоговых правонарушений, чаще всего связанных с неуплатой, неполной уплатой налога, сокрытием объектов налогообложения.

Сроки представления налоговых  деклараций предусмотрены соответствующими законодательными актами для каждого налога отдельно. И если за просрочку в предоставлении декларации установлена ответственность по п.1 ст.119 НК РФ, то квалифицирующим признаком состава правонарушения, предусмотренного п.2 ст.119 НК РФ, является продолжительность просрочки представления налогоплательщиком налоговой декларации на момент его обнаружения - более 180 дней по истечении срока представления такой декларации, установленного законодательством о налогах и сборах.

Письмом МНС РФ от 28.09.2003 N ШС-6-14/734 определено, что "в случае непредставления  налоговой декларации в течение 180 дней и менее со дня установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговой декларации к налогоплательщику применяется штраф на основании п.1 ст.119 НК РФ. Если же налогоплательщик по истечении 180 дней представил налоговую декларацию, налоговая санкция подлежит применению на основании п.2 ст.119 НК РФ. Одновременное привлечение налогоплательщика к ответственности на основании пунктов 1 и 2 ст.119 НК РФ является неправомерным".

Ст.80 НК РФ, устанавливая обязанность налогоплательщика представлять налоговые декларации по месту учета налогоплательщика, не указывает, в какой именно налоговый орган из тех, в которых налогоплательщик состоит на учете по разным основаниям, он должен представить налоговую декларацию.

Объектом налогового правонарушения, предусмотренного ст.119 НК РФ, является установленный порядок представления в налоговые органы налоговой декларации, в частности установленных сроков представления налоговой декларации.

Субъектом является налогоплательщик.

Ни налоговые агенты, ни иные лица, в том числе и обособленные подразделения налогоплательщика-организации, не могут быть субъектами налогового правонарушения, предусмотренного ст.119 НК РФ.

 Субъективная сторона анализируемого  деяния выражается в том, что  нарушение может быть совершено как умышленно, так и неосторожно.

В соответствии с п.2 ст.110 НК РФ налоговое  правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий.

В соответствии с п.3 ст.119 НК РФ налоговое  правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Ответственность по ст.119 НК РФ должна наступать за неисполнение обязанности, а обязанностью налогоплательщика  является представление соответствующей налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Например, если субъектом малого предпринимательства, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, выписываются счета-фактуры, в которых  выделен НДС "к уплате", то привлечение налогоплательщика к ответственности по ст.119 НК РФ неправомерно, так как последний не является плательщиком НДС.

С другой стороны, при полном неосуществлении  предпринимательской деятельности налогоплательщики предприниматели  не обязаны представлять в налоговую инспекцию налоговые декларации. Соответственно, обязанность предпринимателей представить налоговую декларацию на доходы физических лиц предусмотрена только в случае фактического осуществления ими предпринимательской деятельности в течение налогового периода.

Непредставление копии налоговой  декларации не влечет ответственность, предусмотренную ст.119 НК РФ.

Не может образовывать состав налогового правонарушения по ст.119 НК РФ и непредставление  отдельных листов налоговой декларации.

- грубое нарушение   правил  учета доходов и  расходов  и объектов   налогообложения  (ст.120 НК РФ)

Объектом правонарушения является установленный порядок управления в сфере налоговых правоотношений, иначе - установленный порядок учета доходов и расходов.

Объективная сторона выражается в грубом нарушении организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в случае, если порядок такого учета предусмотрен законодательством о налогах и сборах.

Согласно абз.2 п.3 ст.120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст.120 НК РФ понимается:

- отсутствие первичных документов,

- отсутствие счетов фактур,

- отсутствие регистров бухгалтерского  учета,

- систематическое (два или более  раза в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Исходя из положений ст.120 НК РФ, понятие "грубое нарушение" объемлет:

- «нарушение порядка организации  бухгалтерского учета» (т.е. отсутствие системы отражения на счетах бухгалтерского учета осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций в соответствии с общими методологическими принципами бухгалтерского учета),

- нарушение порядка ведения  учета (т.е. нарушение правил  отражения хозяйственных операций  в бухгалтерских регистрах),

- нарушение порядка обеспечения  достоверности данных бухгалтерского учета (т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по документированию хозяйственных операций и хранению бухгалтерских документов),

- нарушение порядка составления  отчетности.

 В соответствии с п.3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы  одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.

На практике налоговые санкции за налоговые правонарушения применяются следующим образом:

ООО «Армавир» осуществляет коммерческую деятельность с 15. 06. 03 без постановки на налоговый учёт. До конца этого  года предприятием получена налогооблагаемая прибыль  в сумме 919800, начислен налог на прибыль и уплачен в бюджет своевременно, при выездной налоговой проверке 14. 01. 04 обнаружено отсутствие регистров бухгалтерского и налогового учёта (главная книга, журнал – ордер). В результате встречной проверки 10. 01. 04 установлено занижение предприятием налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за июнь 2003 года на сумму 493500 руб.

 Нужно определить ответственность  и рассчитать сумму налоговых  санкций по состоянию на 01. 01. 04?

1 Рассматриваем налоговую ответственность  и сумму штрафов ООО «Армавир»:

а) Недоимка в связи с занижением налогооблагаемой базы:

493500*24% = 118440

б) Штраф за ведение учёта с  грубым нарушением правил, повлекшим  за собой  занижение налогооблагаемой базы, в соответствии со ст. 120 НК подлежит взысканию в размере 10%  от суммы недоимки.

118440*10% = 1844

в) Штраф за осуществление коммерческой деятельности без постановки на налоговый  учёт.

Более трёх месяцев в соответствии со ст. 117 п.2 подлежит наказанию в  размере 20%  от суммы доходов.

919800*20% = 183960

г) При постановке на налоговый учёт в более поздние сроки в соответствии со ст. 116 п. 2 с налогоплательщика необходимо взыскать штраф в размере 10 тыс. руб.

2 Пени за каждый день просрочки  платежа налога на прибыль  (ст.75 п.4)

118440*12%*1/300 = 47,4 руб.

 

2.3 Ответственность за правонарушения против обязанности по

уплате налогов

 

- неуплата или неполная уплата  налога (ст.122 НК РФ)

Объектом налогового правонарушения являются отношения, связанные с  исполнением обязанности по уплате налога. При этом виновный нарушает целый ряд норм НК РФ и, в частности, положения ст. 3,23,24,44, 45 НК РФ.

Объективная сторона выражается в  неисполнении налогоплательщиком обязанности  по уплате законно установленных налогов путем неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (или других неправомерных действий - только п.1 ст.122 НК РФ).

Общественная опасность рассматриваемого деяния состоит в том, что оно  подрывает источники финансового  обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, приводит к тому, что бюджеты становятся дефицитными либо испытывают значительные трудности. Кроме того, виновный, совершая данное налоговое правонарушение, сберегает часть своего имущества, неосновательно обогащаясь за счет других участников налоговых правоотношений.

Субъективная сторона налогового правонарушения: п.3 ст.122 НК РФ предусматривает взыскание штрафа в размере 40% за умышленное совершение деяний, предусмотренных п.1 и п.2 ст.122 НК РФ. Исходя из положений п.3 ст.122 НК РФ, надо полагать, что налоговые правонарушения, предусмотренные п.1 и п.2 ст.122 НК РФ, должны быть совершены по неосторожности.

Неосторожная форма вины применительно  п.1 и п.2 ст. 122 НК РФ выглядит следующим образом:

- налогоплательщик не осознавал того, что совершаемые им действия (бездействия), занижающие налоговую базу, связанные с неправильным исчислением налога, неправомерны;

- налогоплательщик осознавал, что  совершаемые им действия (направленные на занижение налоговой базы, другое неправильное исчисление налога) неправомерны, но не предвидел наступления последствий в виде неуплаты или неполной уплаты сумм налога. (Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2004 N 2004-О)

Субъект налогового правонарушения может быть только налогоплательщик. Налоговые агенты не могут быть привлечены к ответственности по этой статье в силу того, что п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ, обязанность уплачивать законно установленные налоги возложена только на налогоплательщиков.

Предусмотренная ст.122 НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления (п.3 ст.108 НК РФ).

Привлечение организации к ответственности  за совершение деяния, предусмотренного ст.122 НК РФ, не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в ней управленческие функции), при наличии соответствующих оснований, от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п. 4 ст. 108 НК РФ).

 

2.4 Ответственность за правонарушения против исполнения

доходной части бюджета

 

- невыполнение налоговым агентом  обязанности по удержанию и  (или) перечислению налогов (ст.123 НК РФ)

Объектом налогового правонарушения по ст.123 НК РФ являются отношения, связанные с надлежащим исполнением налоговым агентом своих обязанностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет сумм налога.

Объективная сторона состоит в невыполнении налоговым агентом возложенных на него НК РФ обязанностей и выражается в неправомерном действии (бездействии), в результате которого происходит неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию у налогоплательщика и перечислению соответствующих сумм в бюджет.

Общественная опасность данного  деяния состоит в том, что подрывается система финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования, а налогоплательщик (не по своей вине) не исполняет лежащей на нем конституционной обязанности по уплате налога (ст. 57 Конституции РФ, ст. 3 НК РФ).

Информация о работе Налоговые правонарушения и преступления, их виды и ответственность за их совершение