Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
Задачи:
исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля;
изучение основ организации контрольной работы налоговых органов;
изучение действующих форм и методов налогового контроля;
определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля.

Содержание

Введение………………………………………………….………...……………...3
Библиография………………………………………………………………..…….6
Историческая справка…………………………………………………………….7
Процедура проведения налогового контроля в Российской Федерации…………………………………………………………………11
Правовые аспекты осуществления налогового контроля……...11
Формы и методы налогового контроля……………….…….…...14
Учет налогоплательщиков…………………….……..16
Выездные налоговые проверки………………....…....18
Камеральные налоговые проверки…………………..20
Налоговый контроль за фактическим расходованием физических лиц……………………………………….22
Проблемы и пути совершенствования налогового контроля………..…26
2.1. Проблемы налогового контроля……………………………..…..26
2.2 Пути совершенствования налогового контроля………….…..…29
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список использованных источников и литературы………....……….…….….35

Работа содержит 1 файл

налоговое право 2014.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

НК РФ предоставляет должностным лицам налоговых органов при проведении выездных проверок широкие полномочия. Так, в ходе проверки могут проводиться инвентаризация имущества налогоплательщика, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Могут также проводиться выемки документов, допрашиваться свидетели, в необходимых случаях назначаться экспертиза. Порядок проведения этих действий регламентирован нормами НК РФ. Порядок участия свидетеля в налоговой проверке установлен ст. 90 НК РФ. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому предположительно известны обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.10

Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налогового органа. Акт проверки подписывается этими лицами и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. В акте проверки излагаются выявленные, документально подтвержденные факты налоговых правонарушений (или указывается на их отсутствие), а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Акт налоговой проверки вручается налогоплательщику, который может представить в налоговый орган возражения в целом или по отдельным положениям акта или письменное объяснение мотивов отказа подписать акт, сопроводив свои возражения документами, подтверждающими высказанные доводы.

      1. Камеральные налоговые проверки.

В настоящее время  приоритетным направлением контрольной  работы налоговых органов являются усиление аналитической составляющей работы, внедрение комплексного системного экономико-правового анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов. Большое внимание уделяется камеральным проверкам налоговой отчетности. Согласно ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по месту нахождения налогового органа.11 В перспективе планируется сделать такие камеральные проверки основной формой налогового контроля. Связано это со следующими обстоятельствами. Во-первых, камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля (затраты труда на ее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной проверки) и в наибольшей степени поддающейся автоматизации. Во-вторых, данным видом налогового контроля, как правило, охватываются 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, в то время как выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков.

Камеральная проверка имеет  двойное назначение:

  • это средство контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций,
  • основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Выездная проверка как  наиболее трудоемкая форма налогового контроля должна назначаться только в тех случаях, когда возможности  камеральных проверок исчерпаны, т.е. в отношении налогоплательщика должны быть проведены контрольные мероприятия, требующие присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте. В соответствии со ст. 88 НК РФ в процессе проведения камеральной проверки налоговый инспектор может истребовать у налогоплательщика любые дополнительные документы и сведения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, получить показания свидетелей, назначить встречные проверки, экспертизу и т.д.

В процессе работы применяются  самые разнообразные приемы: анализ уровня и динамики основных показателей  финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе их сравнительный  анализ с данными по аналогичным  организациям, проверка логической связи  между различными отчетными и расчетными показателями, проверка этих показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников, предварительная оценка бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения достоверности отдельных отчетных показателей, наличия сомнительных моментов или несоответствий, указывающих на возможное наличие нарушений налоговой дисциплины.12 Важной составной частью камерального анализа является также оценка достоверности показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации продукции (работ, услуг), посредством сопоставления уровня и динамики этих показателей с имеющимися в налоговом органе показателями объемов потребленной налогоплательщиком электро- и теплоэнергии, сырьевых и иных материальных ресурсов. При выявлении несоответствий в уровне и динамике данных показателей налогоплательщика вызывают в налоговый орган для дачи соответствующих пояснений, а при наличии оснований полагать, что отраженные в налоговой декларации показатели недостоверны, налоговый орган производит доначисление сумм заниженных налогов либо включает налогоплательщика в план проведения выездной налоговой проверки в первоочередном порядке.

      1. Налоговый контроль за фактическим расходованием физических лиц

Целью налогового контроля за расходами физического лица является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам. Такое установление, в соответствии с Приказом от 22.12.1999г., осуществляется для целей выявления доходов физического лица, с которых не был уплачен подоходный налог.

Существует два принципиально  разных подхода в первоначальном Федеральном Законе РФ "О государственном  контроле за соответствием крупных  расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" и в Налоговом Кодексе к содержанию контроля, осуществляемого налоговыми органами. Федеральный Закон в пункте 2 статьи 3 закона предусматривал, что государственному контролю подлежит приобретение в течение одного календарного года одного объекта, указанного в пункте 1 статьи 3, стоимость которого составляет не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки. Государственному контролю подлежало также приобретение в течение одного календарного года нескольких объектов, указанных в пункте 1 этой статьи, суммарная стоимость которых составляет не менее 3000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату совершения сделки по приобретению каждого объекта.13 К такому имуществу, перечисленному в п. 1 статьи 3 относилось:

  • недвижимое имущество;
  • воздушные суда, морские суда и суда внутреннего плавания, наземные транспортные средства;
  • акции, доли участия в уставных капиталах хозяйственных обществ и складочных капиталах хозяйственных товариществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
  • культурные ценности;
  • золото в слитках.

Данным Федеральным  Законом, в отличие от Налогового Кодекса, четко были определены все понятия тех видов имущества, расходы на приобретение которого должны были контролироваться налоговыми органами. Поэтому, в соответствии с ним, налоговый орган не вправе был направлять требование о представлении специальной декларации физическому лицу, приобретающему имущество, не указанное в данном Законе, а также о суммах расходов, размеры которых не попадают под его действие. Перечисляя определенное имущество, приобретение которого физическим лицом обуславливает государственный контроль за соответствием крупных расходов доходам этого лица, Закон, тем не менее, решающим критерием называл сумму стоимости, равную конкретному минимальному размеру оплаты труда. Преимущество такого подхода заключалось в привязке расходов физического лица к устанавливаемым законом и постоянно повышаемым им минимальным размерам оплаты труда. Частью первой Налогового Кодекса РФ предусматривается, что будет контролироваться любая покупка перечисленных в данной статье объектов вне зависимости от их стоимости. Закрытый перечень указанных объектов означает, что они не подлежат расширительному толкованию, то есть, не могут дополняться другими видами имущества.

К ценным бумагам относятся: государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном порядке отнесены к числу ценных бумаг. Налоговый Кодекс из всех перечисленных в ГК видов ценных бумаг в качестве объектов, расходы на приобретение которых контролируют налоговые органы выделяет только акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты.14

Наиболее полно раскрывается в законодательстве понятие "культурных ценностей". В соответствии с Федеральным Законом "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории РФ" от 15.04.98 г. № 64-ФЗ культурные ценности определяются как имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, инкунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства и другие категории предметов, определенные в статье 7 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

Налоговый контроль за расходами физических лиц производится должностными лицами налогового органа посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имущества, содержащегося в данном закрытом перечне, регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущество. Такие органы перечислены в статье 86.2 Налогового Кодекса.

Изучение вопросов, связанных  с введением в действие контроля за расходами физических лиц продолжает оставаться актуальным и необходимым  для того, чтобы всегда быть в курсе последних изменений в налоговом законодательстве. С этой целью, а также для того, чтобы наиболее полно представить себе процесс введения и развития, историю становления в нашей стране института налогового контроля за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам, в данном реферате наряду с действующими законодательными актами рассматриваются также и те законодательные акты, которые были отменены или признаны утратившими силу.

  1. Проблемы и пути совершенствования налогового контроля
    1. Проблемы налогового контроля

Проблемы, связанные с налоговым контролем, в последнее время приобретают все большее значение. Согласно Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. После того как налоги и сборы законодательно установлены и введены, обязанные лица (организации и физические лица) признаются налогоплательщиками (ст. 19 НК РФ). По общему правилу обязанность по исчислению и уплате налога должна исполняться самостоятельно.

Конституционный Суд  РФ определил сущность налогового платежа как основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемую в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.15

В современной юридической науке понятие налога является одним из самых дискуссионных. Как отмечает Д.В. Винницкий, рассмотрение различных точек зрения позволяет выделить два основных направления, по которым разрабатывается понятие налога. Во-первых, налог трактуется как «обязательный индивидуально-безвозмездный платеж», или «форма отчуждения собственности», или «изъятие денежных средств», или «средство распределения бюджетных расходов» и т. д. (концепция — налог как процедура); во-вторых, как часть имущества налогоплательщика (концепция — налог как материальный объект правоотношения).

В отечественной науке  господствует первая концепция. На основе разработанных в ее рамках подходов сформулировано легальное определение  налога (ст. 8 НК РФ). Исходя из понимания  налога как определенной процедуры, порядка действий, формулируются следующие традиционно выделяемые признаки налога: обязательность, индивидуальная безвозмездность и т. д.

Обязанность налогоплательщика  самостоятельно определить и перечислить  налог психологически влечет конфликт, поскольку «требует от него активных действий, которые, в сущности, противоречат его интересам сохранения и приумножения своей собственности. Поэтомуналогоплательщик в принципе всегда ищет повод уклониться от исполнения налоговой обязанности».16

С этим утверждением нельзя не согласиться. Вместе с тем увеличивается число налогоплательщиков, осознавших свой конституционный долг по уплате налогов, но не желающих платить лишние средства в размерах, выходящих за рамки требований налогового законодательства. Такой подход правомерен, но не исключены ошибки, а также случаи неоправданного толкования отдельных норм в свою пользу. В условиях становления российского налогового законодательства, слабой юридической техники его изложения, что, собственно, является предметом постоянной критики, поводов для подобного поведения немало.

Информация о работе Налоговый контроль