Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых спо

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - предложить комплекс мероприятий по совершенствованию порядка разрешения налоговых споров.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:
1) изучить понятие налоговых споров и их классификацию
2) рассмотреть основные категории налоговых споров на примере ИФНС Калининского района
3) исследовать практику разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.
4)предложить основные пути совершенствования порядка разрешения налоговых споров в практике ИФНС Калининского района.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ В РФ.
1.1 Понятие налоговых споров и их классификация.
1.2 Административный порядок разрешения налогового спора
1.3 Судебный порядок разрешения налогового спора
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ: АНАЛИЗ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
2.1 Основные причины возникновения налоговых споров и практика их разрешения на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
2.2 Порядок досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ НА ПРИМЕРЕ ИФНС
3.1 Актуальные проблемы налоговых споров и предложения по их разрешению в практике ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
3.1 Основные направления совершенствования досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
3.3 Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.
Заключение

Работа содержит 1 файл

нал споры нал право диплом.docx

— 146.04 Кб (Скачать)

Введение

ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ КАК  СОСТАВЛЯЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  СПОРОВ В РФ.

1.1 Понятие налоговых споров и их классификация.

1.2 Административный порядок разрешения налогового спора

1.3 Судебный порядок разрешения налогового спора

ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ: АНАЛИЗ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

2.1 Основные причины возникновения налоговых споров и практика их разрешения на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.

2.2 Порядок досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС  по Калининскому  району г. Челябинска.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ПОРЯДКА РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ  СПОРОВ НА ПРИМЕРЕ ИФНС

3.1 Актуальные  проблемы налоговых  споров  и предложения по их разрешению в практике ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.

3.1 Основные направления совершенствования  досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.

3.3 Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части  разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования - налоговые споры  практически у каждого налогоплательщика  стали приобретать систематический  характер. Безусловно, многие предприниматели  и  организации  принимают адекватные превентивные меры, работают в тесном контакте с аудиторами, налоговыми консультантами, однако это не может  исключить риска возникновения  налогового спора. Постоянно ужесточающийся фискальный контроль государства и  желание налоговых органов  любым  способом в ходе проверки (чаще всего, конечно, выездной) следовательно, начислить  недоимки, пени и штрафы, на фоне крайне противоречивого и постоянно  меняющегося налогового законодательства, порой приобретает совершенно извращенный  характер.

Безусловно, и сами налогоплательщики допускают  серьезные и даже преступные нарушения  налогового законодательства. Складывающаяся в последние годы устойчивая судебная практика и предполагаемые новации в законодательстве позволяет сделать вывод, что борьба с недобросовестными налогоплательщиками будет постоянно усиливаться и все сомнительные схемы налоговой оптимизации, предлагаемые большинством не очень компетентных налоговых консультантов, постепенно уйдут.

Основа  конфликтов зачастую заключается не столько в расширительном толковании налоговыми органами норм права, сколько  в невозможности или трудности  уяснить смысл и условия применения правовой нормы в силу ее неопределенности или коллизионности с иными нормами, регулирующие сходные налогово-правовые отношения. Разрешению спора в таких  условиях способствует его передача на рассмотрение компетентного органа государственной власти  вышестоящего налогового органа или суда. В преобладающем  большинстве случаев выбор налогоплательщика  приходится в пользу судебных органов,  в силу отсутствия внутриведомственной  заинтересованности, действия принципов  состязательности, процессуального  равноправия спорящих сторон.

Актуальность  и недостаточная изученность  данной проблемы, необходимость научного обоснования методологии и практики применения позволяют определить цель, задачи, структуру и содержание исследования.

Объектом  исследования дипломной работы являются налоговые отношения, возникшие  у государства с субъектами налогообложения, на которых лежит обязанность  уплачивать налоги и другие обязательные платежи в строгом соответствии с нормами права.  

Предметом  исследования дипломной работы являются основные направления разрешения налоговых  споров на примере ИФНС Калининского района.

Цель  исследования - предложить комплекс мероприятий  по совершенствованию порядка разрешения налоговых споров.

Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:

1) изучить  понятие налоговых споров и их классификацию

2) рассмотреть основные категории налоговых споров на примере ИФНС Калининского района

3) исследовать  практику разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.

4)предложить основные пути совершенствования порядка разрешения налоговых споров в практике ИФНС Калининского района.

Информационная  база исследования: проблемам организации  налоговых проверок посвящены исследования:  С.Н. Кудряшова, Н.В.Юрген, А.Беляев, А.М.Полтева, Е.В.Бехтерева, А.В.Зубарев, Е.Е.Смирнова, Д.Корнилов, Д.С.Костальгин, Ю.М.Лермонтов, А.П.Зрелов, А.А.Яковлев, А.Л.Садунишвили,  А.В. Стрелкова, А.  Санникова,  Р.А. Алексахина, М.Гостева, А.И.Фролов, С.Г.Тяглова, Г. А. Беллер, Г. Нуоффера,                     Е.В Пашуова, Г.П Серова, А.С Шестакова, А.В. Шевчук, В.П Суйца и других.

 

 

 

 

ГЛАВА 1 НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ В  РФ.

1.1 Понятие налогового споров  и их классификация .

 

За  последние годы наблюдается резкий рост судебных споров между налогоплательщиками  и налоговыми органами. Налоговые споры являются, без всякого преувеличения, одной из самых многочисленных и сложных категорий судебных дел.

  Налоговый спор следует понимать как конфликтное публичное правоотношение, связанное с уплатой налогов, сборов и иных налоговых платежей, направленное на защиту интересов налогоплательщика, с одной стороны, и публичных финансовых интересов государства и муниципальных образований, выражаемых посредством установления и сбора налогов, сборов и иных обязательных налоговых платежей, с другой.

Смысл налогового спора, то есть то, что данное явление обозначает, определяется как  правоотношение, включающее в себя финансово-правовые материальные составляющие и административно-правовые процессуальные составляющие. Иногда сюда могут включаться и конституционно-правовые составляющие, например, когда речь идет о проверке Конституционным Судом РФ конституционности  тех или иных положений налогового законодательства.

Анализ  судебной практики позволяет разделить  современные налоговые споры  на три основные категории:

- споры  по вопросам права — это  такие споры, в которых возникшие  между налогоплательщиком и налоговым  органом разногласия связаны  с различным

толкованием и (или) применением отдельных норм материального права (налогового, гражданского и иного законодательства);

- споры  по вопросам факта — это  такие споры, в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различной оценкой фактических обстоятельств дела, имеющих прямое или косвенное отношение к налогооблагаемой деятельности налогоплательщика (например, касающихся содержания, сущности и параметров совершенных налогоплательщиком хозяйственных операций, влияющих на исчисление налоговой базы различных объектов налогообложения; касающихся достоверности представленных налогоплательщиком документов в обоснование своего права на применение налоговых льгот и т. д.);

- процедурные  споры — это споры, в которых  налогоплательщик ссылается на  допущенные налоговым органом  нарушения законодательно установленной  процедуры проведения мероприятий  налогового контроля и (или)  производства по делам о налоговых  правонарушениях.

На  практике дела по налоговым спорам обычно имеют комплексный характер (т.е. содержат разногласия как по вопросам права, так и по вопросам факта и (или) по процедурным вопросам).

Кроме того, в последнее время появилась  новая разновидность споров между  налогоплательщиками и налоговыми органами, которые, хотя и не относятся  к налоговым, однако очень сильно схожи с ними по своему предметному  содержанию - это споры по делам  об административных правонарушениях в области налогов.

Так же понятие «налоговый спор» включает в себя:

- споры в связи с взысканием недоимок и пеней по налогам и сборам;

- споры в связи с взысканием санкций за нарушение налогового законодательства;

- споры в связи с применением предупредительных и пресекательных  мер административного принуждения в налоговой сфере;

- споры в связи с проверкой конституционности налогового законодательства.

Следующим основанием классификации налоговых  споров выступает критерий деления  споров по органам, их разрешающим.

  Налоговые споры можно классифицировать следующим образом:

- налоговые споры, разрешаемые Конституционным Судом РФ в порядке конституционного судопроизводства;

- налоговые споры, разрешаемые судами общей юрисдикции в порядке производства по делам, вытекающим из административно-правовых отношений, закрепленном ГПК РФ, а также в порядке обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере налогов и сборов, закрепленном;

- налоговые споры (включая обжалование наложенных административных наказаний в сфере налогообложения), разрешаемые арбитражными судами в порядке, установленном АПК РФ;

- административно-правовые споры, разрешаемые конституционными (уставными) судами субъектов РФ;

Все налоговые споры могут быть разрешены  в судебном порядке независимо от предварительного административного  обжалования, хотя ранее для актов  налоговых органов устанавливалось  предварительное административное обжалование.

Таким образом, понятие «налоговый спор» можно определить как «конфликтное публичное правоотношение, связанное с уплатой налогов, сборов и иных налоговых платежей, направленное на защиту интересов налогоплательщика, с одной стороны, и публичных финансовых интересов государства и муниципальных образований, выражаемых посредством установления и сбора налогов, сборов и иных обязательных налоговых платежей, с другой». Классифицировать налоговые споры можно следующим образом: по объекту (право, факт, процедура), по причине (налог и сбор, взыскание санкций, применение мер, проверка конституционности законодательства), по способу разрешения (административный, судебный).

 

1.2 Административный порядок разрешения  налогового спора

 

Внесудебные налоговые споры возникают по инициативе организаций и индивидуальных предпринимателей и сводятся к обжалованию  актов налоговых органов, действий, бездействия должностных, лиц налоговых  органов вышестоящему должностному лицу налогового органа либо в вышестоящий налоговый орган.

Для такого рассмотрения споров в налоговых  органах ряда стран созданы специальные  подразделения. Например, в составе  Службы внутренних доходов США и  в Главном налоговом управлении Франции действуют соответствующие  службы; в Дании существуют специальные  налоговые суды, которые входят в  систему налоговых органов; в  ФРГ попытка досудебного урегулирования спора является обязательным условием принятия дела к судебному рассмотрению.

В законодательстве большинства стран Организации  Экономического и Социального Развития (ОЭСР) условием возникновения у  налогоплательщика права на обращение  в суд с жалобой на решение  налоговых органов является предварительное  обжалование в административном порядке.

Согласно  действующему законодательству организации  и индивидуальные предприниматели  вправе обжаловать ненормативные акты налоговых органов, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов  путем подачи жалобы должностному лицу вышестоящего налогового органа либо вышестоящему должностному лицу налогового органа, действия (бездействие) должностных  лиц которого обжалуется.

При применении данных положений следует  учитывать, что Налоговый кодекс не предусматривает подачу жалобы налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом в вышестоящий налоговый орган в качестве обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования налогового спора.

Подача  налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом — юридическим  лицом, индивидуальным предпринимателем жалобы в вышестоящий налоговый  орган, вышестоящему должностному лицу налогового органа, акты, действия, бездействие  должностных лиц которого обжалуются, не исключает права вышеуказанных юридического лица, индивидуального предпринимателя на одновременную или последующую подачу заявления в арбитражный суд в отношении того же предмета и по тем же основаниям.

При этом необходимо учитывать, что такая  жалоба может быть рассмотрена вышестоящим  налоговым органом, вышестоящим  должностным лицом налогового органа, акты, действия, бездействие должностных  лиц которого обжалуются, только до момента вступления в силу решения  арбитражного суда, принятого по заявлению  о признании незаконным указанного в жалобе акта налогового органа, действий, бездействия должностных лиц  налогового органа. Если в процессе рассмотрения жалобы на акт налогового органа, действия, бездействие должностных  лиц налогового органа рассматривающему жалобу лицу станет известно о вступлении в силу решения арбитражного суда по заявлению, лицу, подавшему жалобу, будет отказано в ее рассмотрении.

Налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам  — организациям, индивидуальным предпринимателям предоставлено право обжаловать только те акты налоговых органов  ненормативного характера, действия или  бездействие должностных лиц  налоговых органов, которые нарушают их права. С вышеизложенным акт налоговой проверки, который налоговый орган составляет по результатам налоговой проверки. Под ненормативным актом налогового органа, который может быть обжалован налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом — организацией, индивидуальным предпринимателем в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу налогового органа, следует понимать решение налогового органа.

Информация о работе Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых спо