Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых спо

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - предложить комплекс мероприятий по совершенствованию порядка разрешения налоговых споров.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:
1) изучить понятие налоговых споров и их классификацию
2) рассмотреть основные категории налоговых споров на примере ИФНС Калининского района
3) исследовать практику разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.
4)предложить основные пути совершенствования порядка разрешения налоговых споров в практике ИФНС Калининского района.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ В РФ.
1.1 Понятие налоговых споров и их классификация.
1.2 Административный порядок разрешения налогового спора
1.3 Судебный порядок разрешения налогового спора
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ: АНАЛИЗ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
2.1 Основные причины возникновения налоговых споров и практика их разрешения на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
2.2 Порядок досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ НА ПРИМЕРЕ ИФНС
3.1 Актуальные проблемы налоговых споров и предложения по их разрешению в практике ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
3.1 Основные направления совершенствования досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
3.3 Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.
Заключение

Работа содержит 1 файл

нал споры нал право диплом.docx

— 146.04 Кб (Скачать)

Споры между организациями, индивидуальными  предпринимателями и налоговыми органами подлежат рассмотрению в арбитражных  судах в рамках рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений5. Судебный спор между организацией, индивидуальным предпринимателем и налоговым органом возникает в арбитражном суде после обращения одной из вышеназванных сторон в арбитражный суд с заявлением. При определении подведомственности налогового спора арбитражному суду необходимо обращать внимание не только на субъектный состав, но и на характер спора. Дело в том, что по общему правилу арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам  и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Судам общей юрисдикции подведомственны  дела, возникающие из публичных правоотношений:

- по  заявлениям об оспаривании решений  и действий (бездействия) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, должностных  лиц, государственных и муниципальных  служащих;

- по  заявлениям о защите избирательных  прав или права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации;

- по  заявлениям граждан, организаций,  прокурора об оспаривании нормативных  правовых актов полностью или  в части, если рассмотрение  этих заявлений не отнесено  федеральным законом к компетенции  иных судов;

- иные  дела, возникающие из публичных  правоотношений и отнесенные  федеральным законом к ведению  суда.

Судебные  споры, возникающие по инициативе организаций, индивидуальных предпринимателей, сводятся в основной своей массе к обжалованию  актов налоговых органов, действий, бездействия должностных лиц  налогового органа. Споры между организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами, возникающие из отношений по осуществлению налоговыми органами мероприятий налогового контроля, подлежат рассмотрению в арбитражных судах6. Требования организаций и индивидуальных предпринимателей о признании недействительными актов налоговых органов, действий, бездействия должностных лиц налоговых органов предъявляются и подлежат рассмотрению арбитражным судом в порядке.

К требованиям  о признании недействительными  актов налогового органа могут быть отнесены требования о признании  недействительными решений налоговых  органов о привлечении к налоговой  ответственности, о признании недействительными  писем налоговых органов, которыми организациям, индивидуальным предпринимателям дан отказ в осуществлении  налоговым органом требуемых  организациями, индивидуальными предпринимателями  действий, о признании не подлежащими  исполнению инкассовых распоряжений налоговых  органов и т.д. При этом к актам, которые могут быть обжалованы в  судебном порядке, не относятся составляемые налоговыми органами по результатам  проведения налоговых проверок акты, а также протоколы об административном правонарушении, поскольку они не являются актами, нарушающими права  организаций и индивидуальных предпринимателей. Производство по делам об оспаривании  ненормативных правовых актов налоговых  органов, действий, бездействия должностных  лиц налоговых органов возбуждается на основании заявления заинтересованного  лица (организации, индивидуального  предпринимателя).

Организации и индивидуальные предприниматели  имеют право обратиться в арбитражный  суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных  правовых актов налоговых органов, незаконными действий, бездействия  должностных лиц налоговых органов, если полагают, что оспариваемые ненормативный  правовой акт, действия, бездействие  должностных лиц не соответствуют  закону или иному нормативному правовому  акту и нарушают права и законные интересы организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установлен  трехмесячный срок давности, в течение  которого организация, индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением. Пропущенный по уважительной причине  срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Заявление подается по месту нахождения налогового органа, акт, действия, бездействие должностного лица которого обжалуются. Требования к форме и содержанию заявления о признании ненормативного правового акта налогового органа недействительным, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов незаконными.

Если  заявление подано с соблюдением  требований, предусмотренных, судья выносит определение о принятии данного заявления к производству, в котором указывается место и время рассмотрения данного дела. За подачей заявления следует судебное разбирательство. Данная стадия арбитражного процесса является основной, поскольку в ней рассматриваются и разрешаются споры по существу. Вышеуказанная стадия арбитражного процесса завершается принятием судебного акта по делу.

Обращающееся  в арбитражный суд с иском, имеет право до принятия решения  арбитражным судом изменить основание  или предмет иска, увеличить или  уменьшить размер требований либо отказаться от требований. Данные требования оформляются  в виде ходатайств, которые могут  быть заявлены до принятия решения  арбитражным судом.

В случае отказа организации или индивидуального  предпринимателя от заявленных требований и принятия арбитражным судом  данного отказа суд принимает  определение о прекращении производства по делу7.

Не  допускается повторное обращение  организации или индивидуального  предпринимателя в арбитражный  суд с заявлением о том же предмете по тем же основаниям с привлечением к участию в деле тех же лиц. Ответчик вправе признать требования полностью или частично. Налоговый орган вправе  обратиться в арбитражный суд со встречным требованием, заявленным, для совместного рассмотрения с первоначальным требованием, заявленным организацией, индивидуальным предпринимателем в рамках поданного заявления.

Разбирательство дела происходит в заседании арбитражного суда. По общему правилу, дела об оспаривании актов налоговых органов, действий, бездействия должностных лиц налоговых органов рассматриваются судьей единолично. Судебное разбирательство по данным делам производится по общим правилам. Дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции и решение принято в месячный срок со дня вынесения определения суда о назначении дела к судебному разбирательству. Судебные споры между организациями, индивидуальными предпринимателями и налоговыми органами по инициативе налоговых органов могут возникнуть только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Применительно к спорам, вытекающим из правоотношений по осуществлению налоговыми органами мероприятий налогового контроля, такие споры могут возникнуть только в случаях, прямо предусмотренных Налоговым кодексом.

Право налоговых органов на обращение  в арбитражный суд с требованиями о взыскании с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента причитающейся к уплате суммы  налога, сборов, пени в случае, если решение о взыскании принимается  после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога и позднее 60 дней после истечения  срока исполнения требования об уплате налога, сборов, пени.

Налоговые органы также вправе обратиться в  арбитражный суд с требованиями о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества налогоплательщика - физического лица, зарегистрированного  в качестве индивидуального предпринимателя, или налогового агента — физического  лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

Налоговым органам предоставлено право  предъявлять в арбитражные суды иски:

- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации организации недействительной в случае нарушения установленного порядка создания организации или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

- о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

- о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

Налоговые органы вправе обращаться в арбитражный  суд за взысканием административного  штрафа. Порядок обращения налоговых  органов в арбитражный суд  с соответствующими заявлениями  о привлечении к административной ответственности организаций и  индивидуальных предпринимателей, а  также порядок рассмотрения дел  о привлечении к административной ответственности.

Налоговые органы обращаются в арбитражные суды со следующими требованиями:

- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации организации недействительной в случае нарушения установленного порядка создания организации или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

- о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

- о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

Порядок рассмотрения дел о взыскании  обязательных платежей и санкций (в  рамках производства по делам, возникающим  из административных и иных публичных  правоотношений).

  Налоговые органы обращаются в арбитражные суды со следующими требованиями:

- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

- о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);

- о взыскании с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога, сборов, пени в случае, если решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога и позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сборов, пени;

- о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества налогоплательщика — физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, или налогового агента — физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

- о привлечении к административной ответственности.

Дела  о взыскании с организаций  и индивидуальных предпринимателей сумм налогов, сборов, пени, штрафов  рассматриваются  арбитражным судом. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций. Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в письменной форме и должно соответствовать  общим правилам. Дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте  судебного заседания лиц, участвующих  в деле. Неявка участвующих в деле лиц, которые извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, на основании положений возлагается на налоговый орган.

В случае непредставления налоговым органом  доказательств, необходимых для  рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать  их по своей инициативе.

При рассмотрении дел о взыскании  обязательных платежей и санкций  арбитражный суд в судебном заседании  устанавливает, имеются ли основания  для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с  требованием о взыскании, проверяет  правильность расчета и размера  взыскиваемой суммы. Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам.           Решение о взыскании обязательных платежей и санкций подлежит исполнению после того, как это решение вступит в силу.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный  суд по месту нахождения или месту  жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Заявление о привлечении к административной ответственности подается налоговым органом в письменной форме и должно по общим правилам содержать указание на наименование арбитражного суда, в который подается заявление, наименование заявителя, его место нахождения.

Информация о работе Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых спо