Практика применения подсистемы налогов с населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: понять сущность налогообложение доходов физических лиц и средств на оплату труда и оценить его эффективность.

Задачи:

Определить исторические предпосылки появления налогообложение доходов физических лиц и средств на оплату труда
Определить основные элементы налогообложение доходов физических лиц и средств на оплату труда
Проанализировать практику применения налогообложения доходов физических лиц и средств на оплату труда

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Подсистема налогов с населения. Исторический аспект…………4

1.1. Исторические предпосылки появления налог на доходы………….4

1.2. История становления налога на владение имуществом……………9

Глава 2. Налогообложение доходов физических лиц и средств на оплату труда…………………………………………………………………………..11

2.1. Налог на доходы физических лиц…………………………………..11

2.2. Налог на владение имуществом…………………………………….21

Глава 3. Практика применения подсистемы налогов с населения………..26

3.1. Практика применения налога на доходы физических лиц………..26

3.2. Практика применения налога на владение имуществом…………..29

3.3. Совершенствование налога на доходы физических лиц на 2009 год и на планируемый период 2010 и 2011 годы……………………………30

Заключение…………………………………………………………………...32

Список литературы…………………………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение……………………………………………………………………….3

    Глава 1. Подсистема налогов с населения. Исторический аспект…………4

    1.1. Исторические  предпосылки появления налог  на доходы………….4

    1.2.  История становления налога на  владение имуществом……………9 

    Глава 2. Налогообложение доходов физических лиц и средств на оплату труда…………………………………………………………………………..11

      2.1.  Налог на доходы физических  лиц…………………………………..11

      2.2.  Налог на владение имуществом…………………………………….21

    Глава 3. Практика применения подсистемы налогов  с населения………..26

    3.1.  Практика применения налога на  доходы физических лиц………..26

    3.2. Практика  применения налога на владение  имуществом…………..29

    3.3. Совершенствование  налога на доходы физических  лиц на 2009 год и на планируемый  период 2010 и 2011 годы……………………………30 

    Заключение…………………………………………………………………...32

    Список  литературы…………………………………………………………..33 
     
     
     

 

    Введение

   Налог - обязательный индивидуальный безвозмездный  платеж, взимаемый государством с  хозяйствующих объектов и граждан  в форме отчуждения принадлежащих  им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

   Одним из важнейших  элементов налоговой  системы России является налогообложение доходов физических лиц и средств на оплату труда, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета. Поэтому важность этой темы очевидна.

   Цель  данной курсовой работы: понять сущность налогообложение доходов физических лиц и средств на оплату труда и оценить его эффективность.

Задачи:

  • Определить исторические предпосылки появления налогообложение доходов физических лиц и средств на оплату труда
  • Определить основные элементы налогообложение доходов физических лиц и средств на оплату труда
  • Проанализировать практику применения налогообложения доходов физических лиц и средств на оплату труда
 

 

    Глава 1. Подсистема налогов с населения. Исторический аспект.

    1. Исторические  предпосылки появления налог на доходы

     Исторически сложилось так, что с возникновения налогов плательщиками всех податей, будь то натуральные или денежные повинности, были граждане, позднее их бремя разделили другие хозяйствующие субъекты. Сегодня налоговые платежи с населения являются частью финансово-экономических отношений, образуя подсистему налогов с физических лиц в единой налоговой системе.

     Существование налогов с физических лиц наряду с другими налогами объясняется  прежде всего необходимостью создания дополнительного доходного источника  для государственной казны, поэтому выполнение ими фискальной функции было очевидным с момента существования.

     Сегодня же факт существования налогов с  населения, кроме потребностей фиска, объясняется еще и необходимостью регулирования уровня доходов граждан. С проведением в России преобразований, возникновением отсутствовавших ранее финансовых институтов (страховых компаний, акционерных обществ, коммерческих банков, бирж и т.п.), население стало активным участником финансового рынка со всем его инструментарием. Это способствовало появлению дополнительных доходных источников у граждан, связанных с операциями как финансового, так и имущественного характера, и разнообразия видов оплаты труда.

     В общем смысле налоги с населения  представляют собой обязательные безвозмездные  платежи, производимые в пользу государства из личных доходов граждан, получаемых ими и любых источников. Из этого следует, что, сколько бы ни было налогов, они будут уплачиваться из одного источника — дохода гражданина.

     Система налогов с физических лиц представляет собой совокупность видов налогов, методов их построения и взимания. Однако состав налогов, закрепленных за гражданами-налогоплательщиками законодательно, на практике оказывается значительно сложнее. Так, наряду с подоходным и имущественными к налогам могут быть отнесены и некоторые другие платежи, поступающие от населения в доход государства и содержащие все признаки налогов с населения, переходящих к государству. К таким платежам можно отнести взносы во внебюджетные фонды (единый социальный налог), начисляемые к фонду оплаты труда работников. Эти платежи выполняют функцию перераспределения, поэтому обратная связь между ними и услугами государства не всегда очевидна.

     О влиянии на уровень жизни населения  косвенных налогов, плательщиками  которых граждане по закону не являются, полемика велась с самого начала их существования. Связанные с потреблением товаров косвенные налоги уменьшают доходы гражданина при расходовании средств после уплаты прямых налогов, ввиду чего государству приходится смягчать неблагоприятное воздействие косвенных налогов за счет бюджетных дотаций, ужесточая при этом налоги на высокие индивидуальные доходы.

     Таким образом, к законодательно закрепленным за гражданами налогам можно добавить налогообразные платежи и налоги на потребление, что показывает взаимосвязь налогов с физических и юридических лиц в единой налоговой системе.

     На  сегодняшний день существует множество  критериев, по которым можно классифицировать налоги с физических лиц по виду, назначению, объекту, источнику уплаты, степени налоговой нагрузки, методу обложения, способу обложения, виду бюджета и т.д. Наиболее часто встречающееся деление налогов на Федеральные, региональные и местные недостаточно показывает взаимосвязь между отдельными видами налогов с физических лиц. С этой задачей легко справляется деление налогов по объекту обложения на подоходные, поимущественные и на потребление. Любая классификация раскрывает налоговые отношения государства и гражданина.

     Центральное место в налогах с физических лиц принадлежит подоходному (98%). Но так было не всегда. Первыми возникли имущественные налоги с землевладений (поземельный), поскольку доходы граждан имели натуральный характер. С появлением промышленности появились новые виды имущества и были введены налоги с недвижимости (подомовый). Все налоги представляли собой налоги на различные виды имущества и не затрагивали социальный статус налогоплательщика.

     Значимость  подоходного налога в налоговой  политике определяется не только его  удельным весом в доходах бюджета (консолидированный — 11%, региональный — 21%), но и интересами почти половины населения страны или всей его трудоспособной части, а также рядом других экономических условий и общественных отношений.

     Подоходное  налогообложение охватывает практически  все категории населения и экономически возможные формы дохода, что наделяет его потенциальной справедливостью. Оно наиболее полно отвечает одному из основных принципов налогообложения — равнонапряженности, когда сумма налога в идеале зависит от платежеспособности плательщика. Кроме того, источник уплаты в подоходном налоге и объект налогообложения совпадают в отличие от имущественных налогов.

     Несмотря  на все преимущества как для граждан, так и для государства, подоходный налог обладает рядом недостатков, связанных с особенностями объекта обложения и механизма взимания, что дает большую возможность для уклонения от его уплаты. Поэтому нет ни одной налоговой системы, в которой бы налогообложение доходов граждан не подвергалось изменениям, чаще всего представляющим собой борьбу государства с уходом от налогообложения. Изменение налоговых ставок, расширение объекта обложения, сокращение льгот не всегда преследуют лишь фискальные интересы. Часто подоходное налогообложение выступает инструментом регулирования социально-экономических процессов.

     История развития подоходного налогообложения  берет начало от налогообложения имущества, поскольку оно стало объектом обложения раньше других источников дохода. Однако прямое обложение дохода от имущества и использование его в качестве базы для исчисления налога тоже возникло не сразу. Вначале применялись косвенные критерии: количество окон, дверей у объектов недвижимости, наличие прислуги мужского пола, — говорящие о высоком достатке их владельцев, а значит, и о доходе. Для более точного определения дохода и исчисления с него налога необходимо было созывать оценочные комиссии, которые бы с помощью коэффициентов и внешних признаков произвели соответствующие расчеты. Часто владельцу имущества приходилось опровергать завышенную оценку его дохода, поскольку само владение имуществом не означает получение высокого дохода. Поэтому пока понятия «владение имуществом» и «доход от имущества» были едины в силу сложившихся общественных отношений, возникало немало проблем с расчетом реальной суммы дохода. В это время и возникло декларирование доходов и имущества как способ урегулирования интересов граждан и государства, позднее превратившееся в обязательную процедуру ежегодной отчетности.

     Изменение общественных отношений, развитие промышленности и городов привело к появлению у граждан новых источников дохода (наем, промысел, ценные бумаги, аренда и т.п.) помимо доходов от недвижимого имущества. Это положило начало выделению подоходного налогообложения из имущественного с постепенным контролем за всеми видами доходов, в том числе и от имущества, и превращению его в самостоятельную составную часть подсистемы налогов с населения.

     Подоходное  налогообложение не только выросло  из поимущественного, но и стало заменой прямого личного налогообложения: подушного налога — в России, классного — в Европе. Причем некоторое время подоходный налог существовал вместе с поимущественным, перенимая исторический опыт взимания платежей. Переход же от пропорционального к прогрессивному обложению доходов, учитывающему частично платежеспособность гражданина, выдвинул подоходный налог на первое место среди налогов с населения. Однако современный период развития налоговых систем государств характеризуется стремлением к обеспечению взаимосвязи подоходного и поимущественного обложения при одновременном разграничении объектов, самостоятельной организации и законодательном оформлении с целью устранения двойного налогообложения.

Подоходный  и имущественные налоги с физических лиц выполняют в тесной взаимосвязи  регулирующую функцию. Как единство налоговой системы в целом обусловлено единством бюджетной системы, источником доходов которой она является, и двух ее подсистем (юридических и физических лиц),так и единство системы налогов с населения заключается в единстве доходов и расходов гражданина, т.е. бюджета на микроуровне.

     Развитие  отечественного подоходного налогообложения  наглядно показало, как государственная идеология влияет на экономические процессы. Подоходный налог как инструмент экономической политики выполнял уже цель сокращения источников доходов граждан. Так, постепенно единственным источником дохода почти для всех категорий граждан на долгое время и стала работа по найму. Этот самый удобный для государства способ взимания подоходного налога привел к полному исключению какой-либо инициативы и активности со стороны граждан в налоговых отношениях. Время полного безразличия граждан к подоходному налогу закончилось с началом реформ 1990-х годов. Постепенно перечень источников доходов граждан был пополнен доходами от предпринимательской деятельности, купли-продажи имущества и другими. Однако изменение социально-экономических условий происходило быстрее, чем менялись налоговые отношения, что вызывало немало трудностей при формировании налоговой системы. Подоходный налог как наиболее затрагивающий материальное благосостояние граждан неоднократно подвергался кардинальным методологическим изменениям, побывав пропорциональным, дифференцированным, с простой и сложной прогрессией. Все изменения подчеркивают необходимость поиска сбалансированности интересов государства и граждан в подоходном обложении.

1.2.  История становления  налога на владение  имуществом

     Налоги  с населения тесно взаимосвязаны  и, как уже отмечалось, представляют единую систему, т.е. действие одного налога зависит от организации другого. В то же время с помощью каждого отдельного налога достигаются определенные цели и выполняются поставленные задачи.

     Общую тенденцию развития налогов с  физических лиц можно охарактеризовать как движение от налогообложения имущества к налогообложению доходов. Исторически сложилось так, что платежи, налогооблагаемой базой которых служила стоимость имущества, появились раньше. Они и назывались имущественными налогами.

     Однако  при рассмотрении вопроса о налогообложении  имущества следует различать налогообложение доходов (капитала) и налогообложение владения (пользования). Вначале эти понятия были едины и потому облагались доходы, владение имуществом как бы само собой подразумевалось. В дальнейшем, когда владелец имущества и получатель доходов стали разными лицами, налогообложение доходов от имущества наряду с другими источниками дохода было включено в состав подоходного. Имущество же стало лишь одним, порой даже не главным и тем более не единственным источником доходов гражданина. Теперь за имущественными налогами осталось налогообложение владения и пользования объектами собственности, а также часть налогов на обращение (наследование, дарение). Так, появившись первыми, налоги с имущества были постепенно вытеснены подоходным налогом. Несмотря на это, они играют важную роль среди налогов с физических лиц, образуя с подоходным налогом своеобразный баланс при обложении финансовых операций и других действий гражданина.

Информация о работе Практика применения подсистемы налогов с населения