Практика применения подсистемы налогов с населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: понять сущность налогообложение доходов физических лиц и средств на оплату труда и оценить его эффективность.

Задачи:

Определить исторические предпосылки появления налогообложение доходов физических лиц и средств на оплату труда
Определить основные элементы налогообложение доходов физических лиц и средств на оплату труда
Проанализировать практику применения налогообложения доходов физических лиц и средств на оплату труда

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Подсистема налогов с населения. Исторический аспект…………4

1.1. Исторические предпосылки появления налог на доходы………….4

1.2. История становления налога на владение имуществом……………9

Глава 2. Налогообложение доходов физических лиц и средств на оплату труда…………………………………………………………………………..11

2.1. Налог на доходы физических лиц…………………………………..11

2.2. Налог на владение имуществом…………………………………….21

Глава 3. Практика применения подсистемы налогов с населения………..26

3.1. Практика применения налога на доходы физических лиц………..26

3.2. Практика применения налога на владение имуществом…………..29

3.3. Совершенствование налога на доходы физических лиц на 2009 год и на планируемый период 2010 и 2011 годы……………………………30

Заключение…………………………………………………………………...32

Список литературы…………………………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     Чаще  всего источником уплаты имущественных  налогов выступает доход физического лица от неимущественных видов доходов, что является существенным недостатком налогов на имущество. Редко источником уплаты служит доход от имущества (аренда, продажа). Поэтому налог на владение имуществом предполагает более низкие ставки и льготы для определенных видов имущества.

     Налоги, взимаемые с отдельных видов  имущества, разнообразны во всех странах. Они относятся обычно к компетенции органов местного самоуправления, притом, что общий порядок их взимания регламентируется на федеральном уровне. В России удельный вес их в доходах местных бюджетов пока невелик — до 1%, несмотря на активное инвестирование гражданами денежных средств в имущество. Зачастую затраты на сбор налогов на владение имуществом превышают доходы. Поэтому реформирование налогов на владение имуществом с физических лиц связано не только с регулирующими процессами (дифференциация базы обложения), но и с доходами бюджета (повышения уровня налогообложения). 

 

Глава 2. Налогообложение  доходов физических лиц и

средств на оплату труда.

2.1.  Налог на доходы  физических лиц

      На  территории России подоходное налогообложение  граждан представлено пока единственным налогом — налогом на доходы физических лиц, который относится к федеральным налогам. Его взимание определено главой 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. В дальнейшем с введением налога на доходы от капитала (НК РФ) доходы граждан в виде процентов по ценным бумагам, дивидендам и другие доходы будут выведены из состава налога на доходы физических лиц.

     Четкое  определение плательщиков налога на доходы снимает многие разногласия, имеющие место при взимании других налогов. Плательщиками являются: физические лица (граждане), являющиеся налоговыми резидентами РФ, и физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Иначе - граждане РФ, граждане иностранных государств и лица без гражданства независимо от возраста и постоянства проживания на территории РФ. Последнее обстоятельство вносит лишь особенности определения объекта обложения и декларирования доходов.

     Для постоянно проживающих на территории РФ (не менее 183 дней в году) граждан - налоговых резидентов установлен единый режим налогообложения доходов, полученных ими как на территории РФ, так и за ее пределами. Для граждан, не имеющих постоянного местожительства в РФ — нерезидентов, обложению подлежат только доходы, полученные из источников на территории РФ. Ко всем доходам, кроме доходов по трудовым договорам, применяется фиксированная ставка 30%.

     Несмотря  на то что определение объекта  обложения содержится в самом названии налога, чаще всего именно с ним связано немало трудностей. Это и не удивительно, ведь понятие дохода — одно из наиболее сложных в экономической теории. При исчислении налога на доходы встречается несколько видов доходов: валовой, совокупный, налогооблагаемый, из которых только налогооблагаемый выделяется законодательством, а остальные формируются в результате расчетов. Каждый из них выполняет в этом процессе свои функции.

     Валовой доход (ВД) представляет собой сумму доходов в денежной и натуральной формах из всех источников в течение года независимо от того, подлежат они обложению или нет. Он показывает общую платежеспособность гражданина.

     Совокупный  доход (СД) — объект налогообложения. Он используется в случае применения некоторых льгот (стандартные вычеты - необлагаемый минимум, новое строительство). Это — все доходы, полученные физическими лицами - налоговыми резидентами от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ в течение года, а также не являющимися налоговыми резидентами от источников в РФ. Перечень доходов для целей налогообложения от источников в РФ и за ее пределами определен НК РФ.

     Доходы, образующие совокупный доход как  объект обложения, различаются по характеру получения, источнику, форме и другим признакам. Структура объекта обложения налога на доходы представлена в табл. 1.

Таблица 1

Группы  облагаемых доходов

I группа — прямые доходы (в денежной форме) II группа — косвенные доходы (в натуральной форме) III группа — «материальная выгода»
От  выполнения трудовых обязанностей - По заемным  средствам 

По  банковским вкладам 

По  страховым выплатам

- От предпринимательской деятельности 

- От сдачи  в аренду и продажи имущества

- От капитала 

- По авторским вознаграждениям

- Страховые выплаты

- Стоимости  материальных благ 
 
 

- Стоимости социальных благ

 
 
 
- От приобретения  товаров (работ, услуг)

- От приобретения  ценных бумаг

 

     Налоговая база — стоимостная характеристика объекта обложения. По каждому виду облагаемого дохода формируется база налогообложения в зависимости от формы получения: денежная (валюта пересчитывается в рубли), натуральная (исходя из рыночных цен) или материальная выгода.

     Первая  группа доходов, получаемых непосредственно при совершении действий, требующих от гражданина материальных, физических, умственных затрат, — это прямые, или реальные, доходы гражданина.

     Вторая  группа доходов относится к косвенным, поскольку их получение не связано  непосредственно с затратами  гражданина. Это частичная или полная оплата стоимости различных товаров и услуг для физического лица из средств предприятий (организаций): реализация товаров или имущества по цене ниже рыночной, выдача путевок, абонементов, призов, подарков, оплата питания, проезда к месту работы и обратно, обучения, лечения и т.п. Такие доходы еще называют номинальными, так как фактический доход может быть получен лишь при реализации указанных товаров или услуг.

     Третья  группа — материальная выгода - является новым понятием для финансовой науки и используется в отечественном подоходном налогообложении с 1997 г. Она представляет собой доход, полученный в результате наиболее выгодного (для государства) размещения или получения денежных средств. За критерий оценки первоначально была принята ставка рефинансирования ЦБ РФ. Если процент не превышает ставки рефинансирования, то дохода в виде материальной выгоды не возникает. Налогообложение выплат по договорам страхования и банковского вклада в части превышения установленных размеров происходит аналогично доходам в виде материальной выгоды по фиксированной ставке 35% отдельно от других доходов гражданина.

     Существует  несколько систем подоходного налогообложения: глобальная, дифференцированная и смешанная. Глобальная система подоходного налогообложения предусматривает прогрессивное налогообложение совокупного дохода гражданина по единой шкале ставок в зависимости от величины совокупного дохода. При дифференцированной системе все доходы делятся на группы в зависимости от источника их получения (активные и пассивные доходы), к которым применяются различные ставки. В смешанной системе присутствуют элементы глобальной и дифференцированной систем.

     Подоходное  налогообложение в РФ с 1991г. развивается  от глобальной системы, через смешанную (подоходный налог) к дифференцированной (налог на доходы физических лиц).

     Самой подвижной частью подоходного налога является ставка. Она служит эффективным  средством осуществления фискальной политики государства: изменяя ее, правительство может, не изменяя всего закона, маневрировать налоговыми поступлениями. В подоходном обложении можно выделить следующие группы ставок:

I  группа — по способу исчисления суммы налога:

            пропорциональные,

            прогрессивные,

            регрессивные;

II  группа — по экономическому характеру:

             нормативные,

             средние,

             реальные.

Большинство стран  применяют прогрессивное подоходное налогообложение — сумма налога растет с увеличением дохода. Регрессия  — скорее исключение, чем правило, она используется как временная стимулирующая мера для сверхвысоких доходов (США). Пропорциональные ставки встречаются при дифференцированном обложении отдельных видов доходов («материальная выгода», доходы нерезидентов), а также в каждом разряде единой шкалы ставок.

     Например, доходы в РФ в 2000 г. облагались по трехуровневой шкале ставок (табл. .2), которая затем была отменена. С 1992 по 1999 г. шкала подоходного налога в РФ насчитывала от пяти до семи уровней обложения доходов.

Таблица .2

Шкала ставок подоходного  налога в РФ в 2000 г.

Размер  облагаемого совокупного дохода за календарный год, руб. Сумма налога, руб.
До 50 000  

От 50 001 до 150 000 

Свыше 150 001

12% с суммы  облагаемого дохода 

6000 + 20% с суммы,  превышающей 50 000 

26 000 + 30% с суммы,  превышающей 150 000

 

     При прогрессивном налогообложении  доходов шкала ставок представляет собой скользящую прогрессию, применяемую во многих странах. Ее преимущество перед другими видами прогрессии (простая, разрядная) состоит в том, что каждый разряд дохода существует самостоятельно, и прогрессия наступает лишь при превышении доходом определенной границы. При этом общая сумма налога включает одинаковую для всех доходов величину налога с предыдущих разрядов. В общем виде налог на доходы с физических лиц исчисляется следующим образом:

 

где : k — интервал шкалы ставок, в котором находится облагаемый доход;

          i - интервалы в шкале ставок, предшествующие интервалу, в котором находится облагаемый доход; 

Si и Sk - ставки налога в интервалах шкалы ставок и интервале, в котором находится облагаемый доход;

  - верхняя и нижняя границы  интервалов в шкале ставок;

   - величина облагаемого  дохода и нижняя граница интервала, в котором находится облагаемый доход.

В России Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена дифференцированная система налогообложения доходов (табл. 3).

Таблица 3.

Ставки  налога на доходы

Вид облагаемого  дохода Ставка налога, %
Все доходы

кроме:

- выигрыши и  призы в целях рекламы товаров  (работ, услуг) свыше 4000 руб. в год

- страховые выплаты,  превышающие нормативные размеры  (% ЦБ РФ)

- процентные доходы по вкладам в банках, превышающие нормативные размеры (% ЦБ РФ)

- материальная  выгода в части заемных средств 

Доходы граждан-нерезидентов

Дивиденды

13 
 
 
 

35 
 
 

30

9

 

     Все ставки, принятые налоговым законодательством, являются нормативными и показывают наличие или отсутствие прогрессии, ее минимальную и максимальную границы. Поэтому для проведения экономического анализа целесообразно использовать средние и реальные ставки. Эти ставки искусственно выведены и характеризуют удельный вес налогового платежа в доходе гражданина. Средние и реальные ставки указывают общую величину платежа с налогооблагаемого и совокупного (валового) доходов, по ним можно подсчитать налоговую нагрузку и налогоспособность гражданина. Налогоспособность гражданина как возможность платить налоги необходимо учитывать при реформировании подоходного налогообложения. Без ее учета никакие социальные льготы или низкие ставки не смогут обеспечить выполнение перераспределительной функции подоходным налогом, а значит, будет поставлена под сомнение эффективность его применения.

Информация о работе Практика применения подсистемы налогов с населения