Практика применения подсистемы налогов с населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: понять сущность налогообложение доходов физических лиц и средств на оплату труда и оценить его эффективность.

Задачи:

Определить исторические предпосылки появления налогообложение доходов физических лиц и средств на оплату труда
Определить основные элементы налогообложение доходов физических лиц и средств на оплату труда
Проанализировать практику применения налогообложения доходов физических лиц и средств на оплату труда

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Подсистема налогов с населения. Исторический аспект…………4

1.1. Исторические предпосылки появления налог на доходы………….4

1.2. История становления налога на владение имуществом……………9

Глава 2. Налогообложение доходов физических лиц и средств на оплату труда…………………………………………………………………………..11

2.1. Налог на доходы физических лиц…………………………………..11

2.2. Налог на владение имуществом…………………………………….21

Глава 3. Практика применения подсистемы налогов с населения………..26

3.1. Практика применения налога на доходы физических лиц………..26

3.2. Практика применения налога на владение имуществом…………..29

3.3. Совершенствование налога на доходы физических лиц на 2009 год и на планируемый период 2010 и 2011 годы……………………………30

Заключение…………………………………………………………………...32

Список литературы…………………………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     При исчислении налога на имущество физических лиц важное значение имеет учет льгот и доли собственности в объекте обложения. При общей долевой собственности плательщиком признается каждый совладелец имущества соответственно его доле, при общей совместной — в равных долях, причем плательщиком налога со всего объекта может быть одно из лиц по договоренности.

     Налоги  на владение имуществом исчисляются пропорционально, дифференцированно или прогрессивно-дифференцированно.

     Пропорциональное  исчисление налогов на владение имуществом до 1999 г. распространялось и на строения (сооружения), когда налог (Нп) взимался по фиксированной местными органами власти ставке (Ст), не превышающей 0,1% инвентаризационной стоимости имущества:

Где:

  - инвентаризационная стоимость отдельного вида имущества;

  - доля в данном виде имущества;

  i — вид имущества;

 n - количество видов имущества у владельца;

 Лi - время владения имуществом до (после) месяца появления (утраты) льготы;

 Кi - количество месяцев владения имуществом в году.

Установление  различных ставок налога в зависимости от вида имущества преобразует налог на строения в дифференцированный

где Ст - ставка налога, применяемая к данному виду имущества.

     Реформирование  налоговой системы затронуло  налогообложение недвижимости, принадлежащей на праве собственности физическим лицам. С 2000 г. в отдельных регионах России налог взимается по прогрессивной шкале ставок (табл. 6), устанавливаемой местными органами власти.

     Формирование  налогооблагаемой базы со строений и  сооружений производится исходя из суммарной инвентаризационной стоимости имущества по всем объектам, находящимся в собственности физического лица на определенной административной территории. Инвентаризационная стоимость каждого объекта собственности, учитывающая износ и рост цен на строительную продукцию (работы, услуги), определяется органами технической инвентаризации.

Таблица 6.

Шкала ставок налога на строения и 

сооружения  по федеральному законодательству

Суммарная инвентаризационная стоимость имущества, руб. Ставка налога, %
До 300 000

От 300 001 до 500 000

Свыше 500 000

До 0,1

От 0,1 до 0,3

От 0,3 до 2

 

     Представительные  органы местного самоуправления могут  не только определять ставки в пределах разрядов по стоимости имущества, но и дифференцировать ставки в зависимости от: суммарной инвентаризационной стоимости имущества, типа использования имущества и по иным критериям (например, деревянный, блочные, кирпичные строения). Поэтому шкала ставок может быть более развернутой.

     В этом случае налог на строения становится прогрессивно-дифференцированным:

Где:

Иir — суммарная инвентаризационная стоимость всех объектов данного вида имущества, принадлежащих одному владельцу на территории, контролируемой одним органом власти;

 r    - разряд в шкале ставок.

     Прогрессия  в налогообложении всегда предполагает введение необлагаемого минимума объекта обложения (как в случае с доходом). Если принять во внимание общую стоимость объектов недвижимости, то существующий порядок налогообложения имущества не учитывает налогоспособность (способность платить налоги) гражданина, его финансовое и семейное положение. В отличие от необлагаемого (прожиточного) минимума дохода необлагаемый минимум имущества недостаточно оценить лишь в денежном выражении. При налогообложении имущества это необходимая, но крайне сложная задача. Ввиду разнородности объектов обложения персональное (личное) налогообложение имущества пока в полной мере неприменимо.

     Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц является календарный год.

 

Глава 3. Практика применения подсистемы налогов  с населения

3.1.  Практика применения  налога на доходы  физических лиц

       В практике взимания подоходного налога сложились два основных метода определения величины облагаемого дохода и суммы налога - учетный и декларационный. Каждый метод имеет свой документооборот, свои сроки, особенности расчета, своих исполнителей.

     Учетный метод. Его еще называют расчетом налога у источника выплаты дохода. Он считается наиболее распространенным и применяется при исчислении налога по основному месту работы граждан, по совместительству, по гражданско-правовым договорам и т.п. Все действия по исчислению и перечислению в бюджет налога выполняет источник выплаты дохода (работодатель) как налоговый агент в лице бухгалтера.

     При исчислении налога нарастающим итогом бухгалтерия предприятия определяет общую сумму выплат гражданину с начала года, с которой с учетом сумм скидок и вычетов, рассчитанных также нарастающим итогом, исчисляют налог с зачетом сумм ранее удержанного налога и удерживают его из выплачиваемого дохода. Перечисление в бюджет налога с доходов источником выплаты производится не позднее дня фактического получения в банке наличных денег на оплату труда, т.е. по факту получения дохода, а не начисления.

     Документами налоговой отчетности по этому методу являются: налоговая карточка (форма №1-НДФЛ), сведения о доходах и удержанных суммах налога (справка о доходах форма № 2-НДФЛ), отчет об итоговых суммах доходов, реестр сведений о доходах за год.

     Декларационный  метод. Получение гражданином доходов из нескольких источников или возникновение права на льготу приводит к необходимости перерасчета дохода за год для налогообложения посредством декларирования гражданами своих доходов. Такой порядок предусмотрен для того, чтобы правильно исчислить величину льгот и налогооблагаемого дохода по единой шкале ставок. Уплаченные в течение года суммы подоходного налога вычитаются из суммы налога, начисленного по данным декларации, которая и служит документом налоговой отчетности.

     Декларация  о доходах за год подается в  налоговую инспекцию по месту жительства гражданина не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом). Различают две группы декларантов. 

К первой группе относятся граждане—предприниматели без образования юридического лица, частные нотариусы и другие лица с доходами (вознаграждения от физических лиц по договорам гражданско-правового характера, от продажи имущества, от доходов из-за границы, выигрыши в лотереях и т.п.), налогообложение которых осуществляется налоговыми органами. Вторая группа включает граждан, имеющих право на социальные, профессиональные и имущественные налоговые вычеты, а также на не предоставленные в течение года стандартные налоговые вычеты.

     Для каждой группы декларантов имеются свои особенности (табл. 7) в сроках подачи декларации, в исчислении суммы налога в бюджет по декларации, сроках уплаты налога. Первая группа декларантов подает предварительную декларацию, которая устанавливает авансовые платежи налога, и декларацию по итогам отчетного года; вторая — только отчетную декларацию

     Для ускорения обработки информации и общей стандартизации все необходимые  сведения по разделам в документах налоговой отчетности корреспондируют  между собой, что показывает процесс взаимосвязи учетного и декларационного методов. Вначале заполняется налоговая карточка, затем все необходимые сведения из налоговой карточки переносятся в справку о доходах, выдаваемую гражданину, после этого с помощью имеющихся справок из всех источников дохода заполняется декларация о доходах за истекший год. Формы налоговой отчетности постоянно изменяются и становятся более универсальными.  
 

Таблица 7.

     Порядок исчисления и уплаты налога на доходы по декларации

     
Показатель Декларанты
 
первая  группа
первая и вторая группы
Сроки подачи Предварительная декларация (форма №3-НДФЛ) в пятидневный  срок по истечении месяца (1 месяц + 5 дней) с момента появления источника дохода (день постановки на учет в налоговой инспекции) Уточненная декларация (форма №3-НДФЛ) при увеличении (уменьшении) облагаемого дохода более чем на 50% Итоговая декларация (форма №4-НДФЛ) не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным
Облагаемый  доход Разница между  валовым доходом (выручка) и суммой понесенных расходов по предпринимательской деятельности Сумма валового дохода из различных источников уменьшается  на предусмотренные скидки и вычеты
Сумма налога Авансовые платежи: за 1-е полугодие — 1/2 суммы налога за III квартал — 1/4 суммы налога за IV квартал — 1/4 суммы налога Разница между исчисленной по декларации и уплаченной (удержанной) в течение года
Сроки уплаты налога до 15 июля до 15 октября  до 15 января До 15 июля
 

     Налоговым кодексом РФ установлены санкции  за нарушение законодательства о налогах, применяемые как к налогоплательщикам—физическим лицам, так и к налоговым агентам.

     Несмотря  на то, что налог на доходы физических лиц занимает центральное место среди налогов с населения, функцию перераспределения он не может выполнять оптимально, каким бы ни было совершенным налоговое законодательство, потому что трудно учесть все социально-экономические аспекты в конкретной ситуации. Кроме того, поскольку немалая часть денежных средств населения, воплощаясь в материальные блага, «ускользает» от налогообложения, ввиду несовершенства контроля за правильностью исчисления и полнотой поступления подоходного налога, трудностей учета всех доходных источников, «на помощь» подоходному приходят имущественные налоги. 

3.2. Практика применения  налога на владение  имуществом

      Существуют особенности исчисления и уплаты налога на имущество в зависимости от операций с ним: новое строительство, купля, продажа, мена, дарение, наследование, уничтожение (полное разрушение). Налог с вновь возведенных объектов уплачивается со следующего налогового периода, по остальным операциям — с начала налогового периода до начала месяца окончания владения объектом, и наоборот — с месяца возникновения права собственности до окончания налогового периода.

Установлен  единый порядок исчисления и уплаты (табл. 8) налога на строения (сооружения).

Таблица  8.

Этапы исчисления и уплаты налога

Номер этапа Наименование  этапа Исполнитель Срок
1 Исчисление  инвента-ризационной стоимо-сти  имущества Бюро технической

инвентаризации

(БТИ)

До 1 января
2 Представление

сведений

в налоговый  орган

БТИ и другие ор-

ганизации, осуще-

ствляющие регист-

рацию прав на имущество

До 1 марта
3 Исчисление  налога и

вручение  уведомления

на уплату

Налоговый ин-спектор До 1 августа
4 Уплата налога Налогоплательщик До 15 сентября 

До 15 ноября

5 Исчисление  и удержа-

ние недоимки, штра-

фов, пеней

Налоговая инспек-

ция, банк

До 15 декабря

До 15 февраля

Информация о работе Практика применения подсистемы налогов с населения