Шпаргалка по "Налоговому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Налоговое право".

Работа содержит 1 файл

Налоговое право.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

6.    По субъекту исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные.

При окладных налогах их сумма устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом, и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового сообщения) с указанием исчисленной суммы налога. ( земельный налог и налог на недвижимость с физических лиц).

Неокладные налоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления налога и своевременностью его уплаты. (налог на прибыль с организаций, налог на добавленную стоимость, земельный налог с организаций).

В зависимости от метода установления налоговых ставок можно выделить налоги с твердыми (специфическими) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы) и налоги с процентными (адвалорными) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в процентах от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы)


5. Принципы – базовые идеи и положения в налоговой сфере.

1) Пр-п справедливости. Справедливость по горизонтали предполагает, что равные по доходам лица должны платить равные налоги. Справедливость по вертикали – если равные по экон и соц положению налогоплательщики платят равные налоги, то и неравные должны платить неравные налоги.

2) Пр-п равенства. Плательщики определенного налога или сбора, по общему правилу, должны уплачивать налог на равных основаниях.

3) Пр-п установления налога законом. Налог не может быть установлен, изменен или отменен иначе как законом.

4) Пр-п определенности налоговой обязанности. Налог должен отвечать предельной конкретности и понятности, что предполагает возможность знать, понять и усвоить содержание актов законодательства о налогах и сборах не только специалистам в области юриспруденции, но и рядовым налогоплательщикам.

5) Пр-п презумпции толкования в пользу налогоплательщика всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов налогового законодательства.

6) Пр-п непридания налоговым законам обратной силы. Изменения, вносимые в зак-во, не должны подрывать уверенность гр-н в стабильности их правового и экон положения, в прочности правопорядка.

7) Пр-п единства налог системы. Обосновывается конституц положениями о том, что террит РБ едина и неотчуждаема, а также проведением на террит РБ единой бюд-фин, налог, ден-кредит, валют политики.

8) Пр-п исчерпывающего перечня налогов. Установление исключ перечня налогов и сборов является основой построения налог сис-мы любого гос-ва, а также осуществления полноценной кодификации налог зак-ва.

9) Пр-п подвижности. Гос-во может повышать или понижать ставки налогов в зависимости от своих текущих потребностей.

10) Пр-п стабильности налог зак-ва. В зак-во о налогах и сборах не должны вноситься изменения в течение финн-го года.


6. Дать понятие и раскрыть содержание структуры налоговых правоотношений. Дать правовую характеристику прав и обязанностей плательщиков (иных обязанных лиц) и налоговых органов Налоговое правоотношение – урегулированное нормами НП общ отношение, возникающее в процессе осущ-я налоговых изъятий принадлежащих организациям и ФЛ денежных средств с целью обеспеченья гос-ва финансовыми ресурсами.

Стр-ра:

-субъект – это индивидуально определенный участник конкретного правоотношения, являющийся носителем суб налоговых прав и юр обязанностей.

-объекты – то, по поводу чего возникают налог правоотношения, т.е. то, на что направлено поведение его участников.

-содержание – права и обяз-ти их уч-в.

1. Плательщик имеет право:

1.1. получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

1.2. получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

1.3. представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

1.4. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства. Для подтверждения права на использование налоговых льгот плательщик может вести раздельный учет объектов налогообложения, по которым имеются основания для применения налоговых льгот;

1.5. на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном настоящим Кодексом;

1.6. присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

1.7. получать акт или справку проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту или справке проверки;

1.8. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

1.9. требовать соблюдения налоговой тайны;

1.10. обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

1.11. на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством

3. Плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

Права плательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов.

 

1. Плательщик обязан:

1.1. уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);

1.2. стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

1.3. вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;

1.4. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном законодательством порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин);

1.5. вести учет дебиторской задолженности и не позднее десяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности;

1.6. подписать акт или справку проверки. При наличии возражений по акту или справке проверки возражения по этим акту или справке представляются в срок, установленный пунктом 6 статьи 78 настоящего Кодекса;

1.7. выполнять законные требования налогового, таможенного органа и их должностных лиц, в том числе требования об устранении выявленных нарушений законодательства;

8. Дать определение налогового обязательства (НО) и перечислить основания его возникновения.В соотв-и с п. 1 ст. 36 НК НО призн-ся обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных налоговым зак-вом, уплатить определённый налог, сбор (пошлину). Правовой основой возникновения любого НО выступают акты налогового зак-ва, посвящённые конкретному виду налога. Однако основанием возн-ния НО выступает юрфакт в виде обладания определ. лицом объектом налогооблож-я, в рез-те чего данн. лицо в с-вии с треб-ниями нал зак-ва приобретает статус налогоплат-ка. Так, в с-вии с нормами нал зак-ва основанием возник-ния Но является появление у налогопл-ка след. объектов налогооблож-я: выручки от реализации прод-ции; совокупн. дохода ФЛ, получен. им в денежн. и нат. форме в теч-нии календ. года, зем. уч-ка. Первичн. элементом воз-ния НО явл момент, с кот данн об-во начинает существовать. Момент возн-ния НО плат-ка (иного об-го лица) опр-ся днём появления у плат-ка объекта налогобл-я при наличии вступивш в силу нпа, уст-го об-ть плат-в (ьб-х лиц) уплатить определ. налог (сбор). У иного об-го лица моментом будет явл.:

- у нал. Агентов – день перечисления (выплаты) дохода

- у реорганизованн ЮЛ – момент гос рег-ции правопреемника/ момент внесения в ЕГР записи о прекращ. деят-ти присоединен. ЮЛ

- у наследников умершего ФЛ – момент принятия наследуемого им-ва

 

9. Перечислить и раскрыть способы обеспечения исполнения НО, уплаты пеней (залог им-ва, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке, арест им-ва плат-ка (иного об-го лица).

Способы обеспеч-я исп-я Но представляют собой правовые ср-ва, стимулирующие добросовестную уплату налогопл-ком нал платежей либо позволяющие нал органу осущ-ть принудительное взыскание налога. П. 1 ст. 49 НК относят: залог им-ва, поручительство, пени, приост-ние операций по счетам в банке, арест им-ва. Залог и поруч-во: данными видами об-ть по уплате м. б. обеспечена в случае изменения сроков исполнения НО в части как уплаты самих налогов (сборов), так и пеней.  Поручительство в сфере нал. отн. не м.б. частичным, т.е. лицо отвечает за исполнение полностью. Пеня: универсальный способ, т.к. применяется вне зависимости от использования др. способов об-ния обяз-в, а также независимо от вины налогопл-ка. В с-вии с п.1 ст. 52 НК пенями призн-ся ден. суммы, кот плат-к (иное об-ное лицо) должен уплатить в случае исполнения НО в более поздние сроки по сравнению с установленным нал зак-вом. Уплач-ся доп0но к причитающейся к уплате сумме налога, сбора (пошлины) независимо от применения др способов обесп-ния , а также мер отв-ти за нарушение НО. Начисл-ся за каждый календ день просрочки, вкл день уплаты, в теч-нии всего срока исполнения НО, начиная со дня, след за уст-ным нал зак-вом днём уплаты налога. Приост-ние операций по счетам в банке (ст. 53 НК): призн-ся действие нал или таможенн органа, ограничивающее право плат-ка распоряжаться ден ср-вами, нах-ся или поступающими на его счета в банке, а также право этого лица на открытие новых счетов в этом же или другом банке. Случаи применения: 1. неисполнение в установленные сроки НО, неуплата пеней; 2. непредставление деклараций; 3. непредставление документов бухучёта, спец разрешений (лицензий), иных док-в для проведения нал проверки. Реш о приост-нии операций подлежит безусловному исполнению банком.  Действует с момента получения банком решения о приостановлении операций до исполнения НО, уплаты пеней в полном объёме или до отмены реш. Арест им-ва: ст. 54НК призн-ся действие нал органа по ограничению  имущ прав плательщика в отношении им-ва, принадлежащего ему на праве собственности, хоз ведения или операт упр-ния. Заключ-ся в проведении описи им-ва и объявлении запрета распоряжаться этим им-вом  либо в изъятии описанного им-ва и передаче его на хранение плат-ку,  его предс-лю или иному лицу с предупреждением об отв-ти за сохранность описанного им-ва. Основание: наличие неисполненного в уст-й срок НО, неуплаты пеней + наличие у нал/тамож органов достаточных оснований полагать, что указан лицо примет меры, чтобы скрыться или скрыть им-во. Реш о наложении в форме постановления. Припрекращ НО, уплате пеней реш об аресте отменяется, а им-во подлежит возврату плат-ку


10.ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. В соответствии со ст. 55 НК взысканием налога, сбора (пошлины), пени признается принудительное исполнение налогового обязательства, уплаты пеней в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней. НК в отношении организаций предусматривает бесспорный порядок взыскания задолженности, которое производится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа. В решении обязательно указывают те счета плательщика (иного обязанного лица), с которых должно быть произведено перечисление налога, сбора (пошлины), пени и сумму, подлежащую перечислению. При отсутствии на счетах плательщика денежных средств в национальной валюте и наличии иностранной валюты производится взыскание задолженности с валютных счетов плательщика (иного обязанного лица) – организации, а также счетов по учёту бюджетных средств государственного казначейства и местных бюджетов. При отсутствии на счетах плательщиков денежных средств в национальной валюте и наличии иностранной валюты производится взыскание задолженности с валютных счетов плательщика (иного обязанного лица) – организации в сумме, эквивалентной сумме платежа в белорусских рублях по курсу НБ РБ, действующего на дату взыскания. Ст. 57 определяет порядок взыскания задолженности за счёт наличных средств плательщика Решение налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет наличных денежных средств выносится в форме постановления об их взыскании и должно содержать обязательное указание на сумму, подлежащую взысканию, и сумму фактически взысканных денежных средств. При этом сумма фактически взысканных денежных средств не должна превышать сумму, подлежащую взысканию. Наличные денежные средства в день их взыскания подлежат сдаче в банк для их зачисления в соответствующий бюджет. При невозможности сдачи указанных денежных средств в течение того же дня, они должны быть сданы в банк на следующий банковский день. Взыскание задолженности за счёт дебиторов плат.(иного обяз. Лица) – организации производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его зама) налогового органа по месту постановки на учёт. Основанием для взыскания задолженности дебитов являются:1.Акт проверки плательщика, выявивший наличие дебиторской задолженности;2.Заявление плательщика-должника перед бюджетом об уступке требования кредитора и документ, подтверждающий наличие у сторон соответственно кредиторской и дебиторской задолженности.

Решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счёт средств дебиторов и платёжная инструкция выдаются банку обслуживающему налоговый орган. Ответственность за достоверность сведений о дебиторской задолженности несёт плательщик – организация. НК определяет порядок и очерёдность взыскания налога, сбора (пошлины) пени за счёт имущества плательщика. При отсутствии денежных средств у плательщика – организации либо дебиторов плательщика – организации налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счёт имущества плательщика, за искл случаев установленных законодательством. До подачи искового заявления о взыскании задолженности за счет имущества налоговый орган вправе принять решение о наложении ареста на данное имущество. Денежные средства, оставшееся после исполнения налогового обязательства подлежат возврату плательщику в порядке, установленном НК.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому праву"