Шпаргалка по "Налоговому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Налоговое право".

Работа содержит 1 файл

Налоговое право.doc

— 243.00 Кб (Скачать)


1. Дать определение налогового права и определить его место в системе финансового права. Выделить особенности предмета и метода налогового права.

Налоговое право – совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения, возникающие между различными субъектами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов.

Как и любую другую отрасль права, НП отличается особым предметом и методом.

Предмет налогового права – общественные отношения, суть которых раскрыта в ст. 1 НК: «Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством».

Метод правового регулирования – совокупность и сочетание приемов, способов воздействия на общественные отношения. Основной метод НП - императивный метод или метод властных предписаний, который заключается в том, что одна сторона (государство в лице специально уполномоченных органов) издает властные предписания, обязательные для выполнения другой стороной (налогоплательщики).

Особенности проявления императивного метода в регулировании налоговых отношений:

- доминирование позитивных обязываний - позитивные обязывания предусматривают определенную модель поведения, которую должен реализовать субъект налогового права, вступающий в те или иные правовые отношения.

- ограничение правовой инициативы субъектов налогового права, т.е. невозможность ими, как правило, по своему усмотрению приобретать права и обязанности, определять их содержание.

- юридическое неравенство субъектов налогового права, выражающееся в различии содержания их правосубъектности (государство и налогоплательщик)

- тесная связь с экономической политикой, проводимой государством.

В настоящее время предпринимаются попытки совместить при регулировании налоговых отношений императивные (публично-правовые) и диспозитивные (гражданско-правовые) начала, в связи с чем наряду с методом властных предписаний в налоговом праве все более используется диспозитивный метод. Юридические дозволения дают возможность субъектам налогового права по своему выбору, усмотрению, исходя из собственных интересов, становиться или нет участниками конкретного налогового правоотношения. С помощью дозволительного способа осуществляется правовое регулирование реализации субъективных прав на определенные, предусмотренные законом активные действия.

Место налогового права в системе национального права

Существуют два мнения: 1) налоговое право рассматривается в качестве подотрасли финансового права, которая выступает как сложное объединение норм, институтов и их образований по предметному признаку; 2) самостоятельность налогового права в системе национального права. Мнение о том, что налоговое право является самостоятельной отраслью права в первую очередь основано на возрастании роли налогов в жизни общества в условиях построения рыночной экономики, а также на принятии Налогового кодекса.

Находясь в структуре финансового права, налоговое право взаимодействует с иными отраслями права.

Конституционное право - его нормы являются определяющими для регулирования всех регулируемых общественных отношений. Конституция Республики Беларусь закрепляет лишь главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в налоговом праве. Это объясняется тем, что метод конституционного права характеризуется преимущественно как метод общего закрепления наиболее важных, сущностных сторон тех общественных отношений, которые дальнейшую правовую регламентацию получают в нормах других отраслей права.

 


2. Дать легальное определение налога и сбора (пошлины). Перечислить и раскрыть правовые признаки налога, его функции. Определить отличие налога от сбора (пошлины).

Налогом - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) - обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь.

Признаками налога:

1. Обязательность, т.е. в силу закона налогоплательщики при определенных условиях обязаны осуществлять безусловную, полную и своевременную уплату налога

2. Индивидуальная безвозмездность, т.е. уплата налога не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, его вносящему.

3. Денежная форма уплаты налога, т.е. налоги не могут быть уплачены в натуральном выражении. В современных условиях все налоговые платежи осуществляется в денежной форме.

4. Внесение за счет средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве опе­ративного управления. При уплате налога происходит переход части доходов (имущества) от одних субъектов в собственность государства.

5. обязаность возлагается ток на лиц, обладающих правосубъектностью

6. стабильность и длительность отношений

Отличие налога от сбора:

Отсутствие индивидуальности

1)сбор носит возмездный характер

2)сбор- разовый платеж

3)сбор носит добровольный х-р

4)отсутствие индивидуальности

5) уплата сбора- 1 из условий совершения в отношении лица, уплатившего сбор, юридически значимых действий

Функция налога - основное направление действия налога, выражающее его сущность

Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на все юридические и физические лица, которые, согласно действующему налоговому законодательству, обязаны платить налоги.

Распределительная (социальная) функция-с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в непроизводственную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

Регулирующая (стимулирующей) -как активный участник распределительных и перераспределительных процессов налоги оказывают существенное влияние на сам процесс хозяйственной деятельности; практическая реализация осуществляется через систему различных налоговых инструментов (налоговые льготы (преференции), налоговые вычеты и налоговые кредиты и др.).

Контрольная функция- осуществляется контроль за полной и своевременной уплатой налога и исполнением субъектами налоговых отношений других обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством


3. Раскрыть понятие и структуру налоговой системы.

В узком смысле под налоговой системой понимается система налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке на территории государства.

При трактовке налоговой системы в широком смысле под налоговой системой понимается достаточно большая гамма ее элементом, основным из которых является совокупность налогов и сборов.

Понятие налоговой системы в широком смысле является институциональным, выражающим предмет налогового права в его целостном понимании. В этой связи перечень отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, закрепленный в п. 1. ст. 1 НК должен вытекать из понятия налоговой системы, базироваться на нем, подкрепляться им. В противном случае в теории и на практике возникают многочисленные разногласия по поводу включения или невключения отдельных групп общественных отношений в число отношений, регулируемых налоговым правом.

В Республике Беларусь налоговая система (в ее узком понимании) первоначально была закреплена в ст. 3 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», которая предусматривает следующие виды налоговых платежей: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль и доходы; налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности; налог за пользование природными ресурсами (экологический налог); налог на недвижимость; налог на экспорт и импорт; земельный налог (плата за землю); налог на топливо; транзитный налог; государственная пошлина и сборы; подоходный налог с физических лиц.

С 1992 года данная совокупность налогов и сборов, опосредованная перманентными изменениями всех сфер общественной жизни, постоянно подвергалась значительным модификациям, в результате чего назрела необходимость законодательного закрепления нового перечня налогов и сборов, взимаемых на территории Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 8 НК устанавливаются следующие виды республиканских налогов, сборов (пошлин): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы. К местным налогам и сборам в соответствии со ст. 9 НК относятся: налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей. Ст. 10 НК предусматривает следующие особые режимы налогообложения: налог при упрощенной системе налогообложения; налог на игорный бизнес; налог на лотерейную деятельность; единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг); сбор за осуществление ремесленной деятельности; сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма; налог доходы от проведения электронных интерактивных игр.


4. Перечислить и дать характеристику видов налогов, сборов (пошлин).

1.    По степени компетенции органов власти различных уровней выделяют общегосударственные и местные налоги.

Общегосударственные (республиканские) налоги устанавливаются в законодательном порядке Парламентом или Президентом Республики Беларусь, действуют на всей территории и подлежат зачислению в бюджеты различных уровней. К ним относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на доходы и прибыль. Суммы общегосударственных (республиканских) налогов могут зачисляться как в республиканский, так и в местные бюджеты

Местные налоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов и являются обязательными к уплате на соответствующих территориях. В перечень местных налогов входят налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей. 

2.    По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков. В процессе взимания прямых налогов между государством и плательщиками налогов устанавливаются прямые денежные отношения. (пример: подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость).

Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. (акцизы, налог на добавленную стоимость). Юридическим плательщиком выступает продавец товаров (работ, услуг), являющийся посредником между государством и потребителем товаров (работ, услуг). Потребитель представляет собой реального плательщика – носителя налога.

3.    По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц); налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности); смешанные налоги, которые уплачивают как организации, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог).

4.    В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые.

Налоги общего назначения (абстрактные налоги) используются на общие цели без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость).

Целевые (специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий и зачисляются, как правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. Посредством таких налогов в РБ формируются доходы государственных целевых бюджетных фондов.   

5.    В зависимости от источника уплаты различают налоги, уплачиваемые с заработной платы (взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь), дохода (прибыли) (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций), а также относящиеся на себестоимость (экологический налог, земельный налог). Классификация налогов по источникам их уплаты распространяется преимущественно на налоги, уплачиваемые организациями и позволяет с налоговой точки зрения определить эффективность работы предприятия.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому праву"