Шпаргалка по "Налоговому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Налоговое право".

Работа содержит 1 файл

Налоговое право.doc

— 243.00 Кб (Скачать)


11. Дать правовую характеристику зачету, возврату излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней

В процессе исп налог.обяз-ва и налогоплательщики, и налог.орг могут допускать ошибки по различным прич, привод к переплате налога. Порядок осущ. зачета, возвр.излишне уплач сумм налога, сбора, пени определен в ст.60 НК. Излишне уплач сумма налога, сбора, пени подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика либо возвр в случаях, предусм зак-вом. Зачет или возврат указ. суммы произв без начисл % на эту сумму.Налог орг обяз сообщ плательщику о каждом  случае излишне уплач суммы налога, сбора, пени не позднее 10 раб.дн со дня обнаруж такого факта.Зачет излишне уплач суммы налога, сбора, пени в счет предстоящ платежей осущ налог орг самост либо на основ письм заявл плательщика, которое д.б. подано в теч 1 мес со дня получ соотв инф от налог орг. Налог орг обяз сообщ плательщ о произв зачете излишне уплач суммы в счет предстоящих платежей, исп налог обяз-ва по уплате др налогов, сборов, пеней не позднее 10 дн со дня провед зачета.Заявл о возвр излишне уплач суммы налога, сбора, пени м.б. подано не позднее 3 лет со дня уплаты указ суммы. Возврат излишне упл суммы произв налог орг в теч 1 мес со дня подачи плательщ заявл о возврате. При наруш указ срока сумма излишне упл возвр плательщ с начисл на нее % за каждый день наруш срока возвр по ставке рефинансир Нац банка. % на указ сумму начисл со дня след за днем истеч срока возвр излишне упл суммы по день напр платежного поручения банку на возвр плательщ этой суммы.Изл взыск сумма подлеж возвр если плательщ не представ заявление о зачете указ суммы в счет предстоящ платежей, исп нал обяз-ва по др нал, сборам, пеням.Возвр произв на основ письм заявл плательщика и реш нал орг либо общ или хоз суда о призн факта изл взыскания такой суммы. (заявл м.б. подано не позднее 3 л со дня взыск суммы).Нал орг обяз сообщ не поздн 10 лн со дня устан факта.изл взыск сумма возвр с начисл на нее % за кажд день взыск по ставке рефинансир Нац банка. % начисл со дня след за днем взыск по день напр платежн поруч банку на возвр плательщ этой суммы. Сумма подлеж возвр в теч 1 мес со дня прин реш нал орг либо общ или хоз судом.  

 

12. Дать определение правовой конструкции закона о налоге. Раскрыть основные и факультативные элементы правовой конструкции закона о налоге.

Законная форма налога предполаг выс степень формально предел нал обяз-ти плательщ. Устан налог –это не только дать ему назв, но и устан обяз лицо, размер налог обяз-ти, пор ее исполн, а также иные необх для ее исполн элементы.В связи с этим устан налог значит устан и определ все элементы правовой конструкции для призн налога законно устан средством платежа.В юр и эконом лит-ре прин различать существ и факульт элементы налога. Те элем, без которых налог обяз-ть и пор ее исполн не могут счит определ, и, соотв, нлог не должен взим , наз существенными элементами налога. К факульт относ элем, отсутств которых не влияет на степень определенности налог обяз-ти. К существ элем относ: налогоплательщик, объект налога, налог база, налог ставка, налог период, пор исчисл налога, срок уплаты налога. К факульт относ: 1. налог льготы. которые примен для определ налогоплательщика, видов деят и позвол уплат меньш сумму налога, 2. Пени.

 

13. Дать определение и правовую характеристику плательщика налога, сбора (пошлины), иного обязанного лица, налогового агента, сборщика налога.В соответствии с НК (общ.ч) Плательщики налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом, Таможенным кодексам РБ и актами Президента РБ, международными договорами РБ, возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины). Под организациями понимаются: ю.л. РБ, иностр. ю.л. и междунар. организац., простые товарищества, хоз. группы. Организации делятся на белорусские и иностранные. Среди организ. выделяют бюджетные организ. – организ., созданная гос. органами для осуществления функций неком. х-ра, финн. из соотв. бюджета. Под ф.л. поним. гр. РБ., ин. гр., лица без гр-ва. Налоговым агентом признается ю. или ф. л., хоз. группа, простое товарищество, доверительный управляющий, которые являются источником выплаты доходов плательщику и на которые в силу НК и др. актов нал. законод. возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин). Институт нал. агента представляет собой способ делигирования государством св. полномочий в нал. сфре. Под сборщиками налогов понимаются гос. орг. и д.л., уполномоченные законод. на сбор налогов: МНС и инспекции МНС, ГТК и таможни, респ. орг. гос. упр-я, орг. местного упр-я и сам-я, а также уполномоченные организ. и д. л., осуществляющие в устан. пор-е, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин);КГК, МинФин и местные финн. орг., иные уполномоченные органы - при решении вопросов, отнесенных к их компетенции НК.

 

 

14 Дать определение и охарактеризовать объект и предмет налогообложения.

Одним из существенных элементов налога является объект налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 28 НК объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщиков НК, другие законы Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства.

Объектами выступают: совокупный годовой доход (для исчисления подоходного налога), размер и кадастровая стоимость земельного участка (для земельного налога), объем выбросов загрязняющих в-в в атмосферу (для экологического налога) ит.д. Закон-вом закреплен принцип избежания двойного налогообложения: один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором, пошлиной у одного плательщика только 1р. за соотв. налоговый период.

Объект налогообложения устанавливает основания для возникновения налогового обязательства, но не определяет этого обязательства. День появления у плательщика объекта налогообложения – первичный элемент возникновения обязательства (момент, с которого оно начинает существовать.)

Предмет налогообложения - признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога; например, если объектом налогообложения является право собственности на земельный участок, то предмет налогообложения — это непосредственно земельный участок

 

15 Определить, что такое налоговая база и что представляет собой масштаб налога.

Элементы налога: объект, нал база, нал. ставка, нал период, пор-к исчисл налога, пор-к и сроки уплаты.(пени и льготы за неупл- факульт)

Налогов. база-колич-е выражение предмета нал через масштаб нал(мб представлена в физич и стоимостном выр-и) и единицу нал(единица масштаба налога).Напр. 100м2, 100 тыс р

Масштаб налога-хар-ка предмета налога(например квартира), кот мб представлена в физическом или стоимостном выражении(размер квартиры или ее стоимость)

 

16 Определить что такое налоговая ставка, как она рассчитывается и что представляет собой единица обложения - Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть твердые (установленные в абсолютной сумме, например, в евро, в белорусских рублях, в базовых величинах заработной платы) и процентные (адвалорные). По содержанию различают ставки маргинальные (непосредственно указанные в нормативном акте о налоге), фактические (определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе), экономические (определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

Пример твердой ставки – Единый торговый сбор уплачивается в сумме 35000 рублей

Пример адвалорной ставки - Ставки подоходного налога для ИП установлены в размерах:

15 процентов в отношении доходов, получаемых от осуществления

предпринимательской (частной нотариальной) деятельности.

Объект налога (объект обложения) – предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности, передача или продажа имущес¬тва и др.), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.

 


17.Дать определение налогового периода; определить порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога, сбора (пошлины).

Согласно п. 1 ст. 42 НК под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база (количественная характеристика предмета налога) и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины).

Порядок исчисления налога - процессуальное действие, согласно которому налогоплательщик самостоятельно, на основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период. В некоторых случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или таможенный орган или налогового агента. Например, обязанность исчисления сумм налога на недвижимость и земельного налога с физических лиц возлагается на налоговые органы, а подоходного налога с физических лиц – на нанимателя, который является налоговым агентом в рамках удержания подоходного налога при выплате заработной платы работникам. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется, как правило, путем умножения исчисленной налоговой базы на установленную налоговую ставку.

Порядок уплаты налога – это установленные налоговым законодательством правила, в соответствии с которыми должен осуществляться переход предмета налогового платежа от налогоплательщика к государству. В соответствии с п. 1 ст. 46 НК уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора (пошлины) либо в ином порядке, установленном НК и другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов). Уплата налогов производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено НК или иными актами законодательства, а также м/н договорами РБ.

Сроки уплаты налога – это определенный в налоговом законодательстве период времени (определенная календарная дата), в течение которого (до наступления которой) налогоплательщик должен исполнить обязанность по уплате налога. Срок уплаты налога может определяться также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено (п. 3 ст. 45 НК).

По большинству налогов установлен следующий срок – не позднее 22-го числа, следующего за отчетным. Для отдельных налогов, учитывая их значимость для доходной части бюджета (налог на добавленную стоимость и акцизы) установлены промежуточные сроки уплаты.

Днем уплаты налога признаются: день выдачи плательщиком банку платежных инструкций на перечисление причитающихся сумм налога посредством представления в банк платежного поручения на бумажном носителе, направления платежных инструкций в банк в электронном виде посредством систем дистанционного банковского обслуживания либо систем расчетов с использованием электронных денег при условии наличия на счете плательщика средств, достаточных для исполнения банком платежных инструкций плательщика в полном объеме; день исполнения банком платежных инструкций плательщика на перечисление причитающихся сумм налога, ранее не исполненных по причине отсутствия на счете плательщика средств, достаточных для исполнения платежных инструкций плательщика в полном объеме; день внесения плательщиком для перечисления причитающихся сумм налога наличных денежных средств в банк, поселковый, сельский исполнительный и распорядительный орган, налоговый орган или организацию связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь либо в случаях, установленных налоговым или таможенным законодательством, в иную уполномоченную организацию; день подачи в таможню письменного заявления плательщика  об обращении сумм обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенных на единый счет таможни, в таможенные платежи  либо день принятия таможней решения об обращении сумм обеспечения в таможенные платежи, если плательщик  нарушил установленные ограничения, требования или условия, исполнение которых было обеспечено внесением сумм обеспечения; день осуществления плательщиком  платежа с использованием банковской пластиковой карточки либо ее реквизитов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в счет уплаты причитающихся сумм налога.

Уплата налога представителем плательщика от имени представляемого им плательщика, если иное не установлено налоговым или таможенным законодательством, производится только за счет средств этого плательщика.

Порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.

Допускается взаимозачет налогов за исключением ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате плательщиком , и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком. Порядок проведения взаимозачета устанавливается законодательством.

Неуплата или неполная уплата сумм налога текущими платежами не являются основанием для применения к плательщику мер ответственности, установленной законодательными актами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


18. Охарактеризовать факультативные элементы правовой конструкции закона о налоге. Провести характеристику налоговых льгот как факультативного элемента правовой конструкции закона о налоге.

Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязательна, но возможна. В необходимых случаях в акте налогового законодательства могут также предусматриваться налоговые льготы (как самый распространенный факультативный элемент налога) и основания для их использования, а также иные элементы налога. Несмотря на факультативный характер налоговых льгот как элемента налогообложения, различные виды налогового льготирования присутствуют в механизме взимания большей части налоговых платежей. Все они имеют одну цель - сокращение размера налогового обязательства или создание более выгодных условий для его выполнения отдельным категориям налогоплательщиков. В соответствии с п. 1 ст. 43 НК налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

На территории Республики Беларусь налоговые льготы устанавливаются в виде:

- освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

- дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому праву"