Система социального страхования в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: дать представление об опыте социальной работы в Германии.

Содержание

Введение
1. Государственное социальное страхование: его необходимость и история развития
1.1 Необходимость государственного социального страхования
1.2 История развития государственного социального страхования
2. Государственное социальное страхование в развитых зарубежных странах
2.1 Социальное страхование в странах Западной Европы
2.2 Социальное страхование в Германии
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по Налоговым системам зарубежных стран.doc

— 139.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине: «Налоговые системы зарубежных стран» 
 

на тему: Система социального страхования в Германии. 
 
 
 
 

                   Экстерн:   

                   Научный руководитель: 
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Дата сдачи  курсовой  работы:  

Дата защиты курсовой работы: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     MОСКВА 2011

 

      

     Содержание 

Введение

1. Государственное  социальное страхование: его необходимость  и история развития

1.1 Необходимость  государственного социального страхования

1.2 История  развития государственного социального  страхования 

2. Государственное  социальное страхование в развитых зарубежных странах

2.1 Социальное  страхование в странах Западной  Европы 

2.2 Социальное  страхование в Германии

Заключение 

Список  использованных источников и литературы 

 

      Введение. 

     Мировой опыт социальной работы имеет богатую  историю и охватывает широкий круг вопросов – от духовного наследия до конкретных практических проявлений. Институт социальной работы является важнейшим элементом, характеризующим современный тип государства и общества.

     Конкретные  модели социальной работы в различных частях мира формируются в результате духовного, культурного, историко-политического, социально-экономического развития общества.

     Исторически значимый шаг в этом направлении  был сделан в конце ХIХ века, когда германское правительство, руководимое Отто фон Бисмарком, ввело обязательную систему социального страхования для работающих в промышленности. Она включала обеспечение: в случае болезни (1883 г.), несчастных случаев на производстве (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.).

     Сильной стороной социального страхования явился предложенный алгоритм взаимодействия двух основных субъектов трудовых отношений (работников и работодателей) и государства, который предусматривал финансовое обеспечение за счет хозяйствующих субъектов, а правовое регулирование и контроль – с помощью государства.

     Система социальной защиты работающих, построенная  по модели О. Бисмарка, оказалась не только жизнеспособной, но и весьма эффективной, поскольку упорядочивала условия найма рабочей силы на системной основе и гарантировала высокие уровни социальной защиты для работающих и членов их семей на протяжении всего периода трудовой и послетрудовой жизни.

     С начала ХХ века примеру Германии последовали  другие европейские страны (Австрия, Франция, Италия, Россия), столкнувшиеся  с серьезными социальными проблемами и растущими требованиями рабочего класса.

     Все вышеизложенное обосновывает актуальность выбранной темы.

     Цель  работы: дать представление об опыте  социальной работы в Германии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Государственное  социальное страхование: его необходимость и история развития. 

     1.1 Необходимость государственного  социального страхования. 

     По  общему определению, государственное  социальное страхование - это система социальной защиты, основанная на страховых взносах, гарантирующая получение денежного дохода в старости, в случае болезни, инвалидности и в других установленных законодательством каждой страны случаях, а также медицинское и другие виды обслуживания. Государственное социальное страхование состоит из четырех видов страхования: пенсионного, медицинского, страхования занятости (страхования по безработице), страхование от несчастных случаев. Финансовую базу государственного социального страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды.

     Необходимость государственного социального страхования  для руководства практически  всех стран мира очевидна. Рыночная экономика предполагает, что каждый человек должен сам зарабатывать себе на жизни и думать о своем будущем. Но это касается тех людей, которые в конкретный момент времени в состоянии обеспечить себя работой, оплатить в случае необходимости медицинское облуживание и т.д.

     Но  в каждой стране существуют категории  людей, которым не под силу самостоятельно решить те проблемы, которые возникают или потенциально могут возникнуть у них в процессе их жизнедеятельности. Это люди пожилого возраста, которые по состоянию здоровья уже не в состоянии работать и обеспечивать свое существование, это инвалиды которые также, как правило, не могут обеспечить себе достойное существование в рыночной системе организации экономики, где каждый за себя. Также нельзя исключать тот факт, что человеку, который работает и может себя обеспечить без помощи государства или кого-нибудь еще может понадобиться срочная помощь. Это может быть медицинская помощь, помощь при наступлении несчастного случая. Человек также может лишиться работы, что может быть следствием не только его несоответствия занимаемой ранее должности, но и независящих от него причин, таких как кризис или банкротство предприятия, на котором он работал.

     Таким образом становиться очевидным  тот факт, что государство, в целях поддержания социальной стабильности общества, должно брать на себя часть ответственности за жизнь людей, в чем и заключается основная роль государственного социального страхования.

     Государственное социальное страхование также является механизмом перераспределения финансовых ресурсов. Система его функционирования позволяет государству аккумулировать значительные денежные средства для поддержания стабильной социальной обстановки в стране. Каждому же гражданину страны, независимо от занимаемого им социального положения, государство гарантирует бесплатную помощь в случаях, определенных законодательством той или иной страны. 

     1.2 История развития  государственного  социального страхования. 

     К началу двадцатого столетия во многих европейских странах были приняты  законы о страховании работающих на случай болезни, инвалидности, старости, безработицы. Согласно этим законам в формировании страховых взносов помимо самих работников стали участвовать предприниматели, владельцы фабрик и мануфактур, выплачивавшие от 25 до 40% страховых взносов. В более поздний период в страховые фонды стали поступать субсидии и дотации государства.

     Чем больше государство вносило средств (дотаций) в систему обязательного  страхования здоровья, тем больше оно контролировало этот процесс. Стремление создать регулируемое страхование  здоровья стало одной из главных предпосылок формирования государственного (бюджетного)здравоохранения в таких странах, как Великобритания, Швеция, Дания, Ирландия и других ("бевериджская" модель). В Германии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии и других странах Центральной и Восточной Европы получила распространение так называемая "бисмаркская" модель, при которой существенную роль играло финансовое участие предпринимателей, выплачивающих обязательные взносы в установленные законом страховые фонды.

     Показательной является реформа национального  страхования в Великобритании. "Акт о национальном страховании" был принят в Великобритании 15 января 1911 г. и первоначально, подобно аналогичным законам других стран, не предусматривал внесения страховых взносов полностью за счет государства, что является наиболее социально справедливой формой страхования. Акт 1911 года установил для одной группы застрахованных страхование без взносов (право на все пособия имели рабочие самой низкооплачиваемой категории с заработком 1,5 шиллинга в день, которые ничего не вносили в кассу общества). Пособия им формировались из взносов предпринимателей, других более высокооплачиваемых рабочих, дотаций государства. Для других категорий застрахованных Акт сохранял принцип взаимопомощи, смягчая его лишь предписанием выделения субсидий и дотаций из государственного бюджета. Таким образом, Акт 1911 г. впервые в Великобритании закрепил законодательно принцип общественной солидарности, когда богатый платит за бедного, здоровый — за больного.

     Страховые взносы в Великобритании (а также  в странах континентальной Европы) собирались через почтовые ведомства путем покупки специальных марок, затем эти средства поступали к страховым комиссарам в страховые комиссии. Последние и распределяли полученные суммы (фактически налоги) между всеми обществами взаимопомощи в зависимости от численности застрахованных за минусом средств, предназначенных на пополнение резервного фонда и содержание центральных органов страхования.  Спустя неполных 2 года (в 1913 г.) была проведена реформа национального страхования в Великобритании, в результате чего государство стало покрывать расходы, связанные со страхованием на случай болезни и инвалидности, из бюджета.

     Чтобы государство было в состоянии  брать на себя такого рода расходы, понадобилось сравнительно широкое  определение его компетенции, подводящее английскую систему страхования на случай болезни и инвалидности к идеалу страхования — "страхованию без взносов", что и стало в последующем в Великобритании главной предпосылкой реформы 1948 г. и создания бюджетной Национальной службы здравоохранения.

     Во  Франции вопрос об организации страхования  здоровья, выплаты пенсии по старости и инвалидности впервые был поставлен еще Конвентом, который создал реестр -"Книгу национальной благотворительности", и Законом "22 флореаля Второго года", определившим, какие категории населения подлежат записи в этот реестр. Но едва был опубликован этот Закон, как Конвент из финансовых соображений отказался от его выполнения. И только 100 лет спустя французское правительство приступило к проведению в жизнь принципов, провозглашенных Великой французской революцией.

     В июле 1913 г. во Франции был принят закон, согласно которому проводилось  страхование рабочих от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. По этому закону предприниматель обязан был выплачивать денежное пособие в течение календарного года с момента увольнения работника, этот вопрос решался комиссией, в которую входили депутаты, сотрудники страховых учреждений, рабочие и предприниматели. Закон имел очень важное значение в становлении системы страхования здоровья.

     В Швеции проект закона о социальном страховании рабочих был внесен в риксдаг в 1883 г. Закон этот не был принят. В 1907 г. правительством Швеции была учреждена специальная комиссия под председательством профессора В. Линдстэда, в результате деятельности которой 21 мая 1913 г. риксдагом был принят "Закон об обязательном страховании на случай болезни, инвалидности, старости". По этому закону обязательно должны были страховаться все шведские граждане в возрасте от 16 до 66 лет. Страхование осуществлялось с единственной целью — обеспечить каждого по наступлении пожилого возраста (67 лет), а также при утрате трудоспособности (временной и стойкой) денежными пособиями из средств, получаемых путем внесения взносов страхуемыми и дотаций от общин и государства. Примерно в этот же период происходило реформирование законов о социальном страховании в Австрии, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Португалии и других странах, где законодательная власть в той или иной мере регламентировала общественно-экономические отношения в государстве.

     Родоначальницей больничных касс по праву считается  Германия, где они образовались еще  за 30 лет до появления первых касс в России, а немецкий das Krankenversicherungsgesetz стал образцом для подготовки Закона о социальном страховании рабочих на случай болезни, принятого II Государственной Думой 23 июня 1912 г. в России.

     Еще в 1883 г., сразу после принятия das Krankenversicherungsgesetz, по всей Германии стали формироваться больничные кассы: фабричные, строительные, общинные, местные и др. Опыт их деятельности показал, что крупные кассы несравненно лучше обеспечивают всеми видами помощи своих членов, чем мелкие. Поэтому с 1885 г. начался процесс объединения и централизации больничных касс, их реорганизация в местные (городские) больничные кассы. Наиболее крупными из них были Лейпцигская, Дрезденская, Мюнхенская, Штутгартская.

     К примеру, в Лейпциге было образовано 18 местных касс и одна общинная, насчитывающая 22800 членов. Таким образом, возникла местная больничная касса для Лейпцига и окрестностей (Ortskrankenkasse fur Leipzig und Umgegend) — самая большая больничная касса Германии. Для оказания врачебной помощи (в период 1910-1913 гг.) касса оформила договорные отношения с 429 врачами, в том числе с 13 поликлиниками, 143 узкими специалистами и 28 зубными врачами.

Информация о работе Система социального страхования в Германии