Субъекты налоговых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работы даны понятия и виды объектов и субъектов налоговых правоотношений, источников налогов, приведены права и обязанности налогоплательщиков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Права и обязанности налогоплательщиков………………………6
2. Объект налогового правоотношения……………………………...11
3. Понятие и виды субъектов налогового права……………………14
Заключение…………………………………………………………………..27
Список литературы…………………………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.docx

— 50.87 Кб (Скачать)

     2. Права и Обязанности Субъектов налоговых отношений

     Статья 30. Права налогоплательщиков

     1. Налогоплательщики имеют право:

     1) получать от органов государственной  налоговой службы и иных уполномоченных  органов информацию о действующих  налогах, обязательных платежах, об изменениях в налоговом законодательстве;

     2) получать данные, имеющиеся в  уполномоченных органах, по выполнению  своих обязательств по налогам и обязательным платежам;

     3) представлять свои интересы по  вопросам налоговых отношений  лично либо через своего представителя;

     4) использовать льготы по налогам  и обязательным платежам при  наличии оснований и в порядке,  установленных настоящим Кодексом  и иными законодательными актами;

     5) на зачет или возврат сумм  излишне уплаченных или взысканных  налогов, обязательных платежей, пени и штрафов;

     6) получать отсрочку, рассрочку по  уплате налогов и обязательных  платежей на условиях и в  порядке, установленных настоящим  Кодексом и иными нормативно-правовыми актами;

     7) самостоятельно исправлять ошибки, допущенные ими при учете объекта  обложения, исчислении и уплате  налогов и обязательных платежей;

     8) знакомиться с материалами и  получать акты налоговых проверок;

     9) представлять органам государственной  налоговой службы, осуществляющим  налоговую проверку, пояснения по  вопросам, касающимся исполнения налогового законодательства;

     10) не выполнять акты и требования  органов государственной налоговой  службы, иных уполномоченных органов  и их должностных лиц, не  соответствующие настоящему Кодексу  и (или) иным нормативно ? правовым  актам; 

     11) обжаловать в установленном порядке  действия (решения) органов государственной  налоговой службы и других  уполномоченных органов, действия их должностных лиц;

     12) требовать в установленном порядке  возмещения убытков, причиненных  незаконными действиями (решениями)  органов государственной налоговой  службы и иных уполномоченных  органов или незаконными действиями их должностных лиц.

     13) участвовать в налоговых отношениях  через законного или уполномоченного представителя.

     Уполномоченный  представитель налогоплательщика  действует на основе доверенности, выдаваемой налогоплательщиком.

     Личное  участие налогоплательщика в  налоговых отношениях не лишает его  права иметь представителя, равно  как участие представителя не лишает налогоплательщика права  на личное участие в указанных отношениях

     Действие (бездействие) представителей налогоплательщика, совершенное в связи с участием этого налогоплательщика в налоговых  отношениях, признается действием (бездействием) налогоплательщика.

     2. Налогоплательщики имеют и другие  права, предусмотренные настоящим  Кодексом и иными нормативно-правовыми  актами.

     3. Права налогоплательщиков обеспечиваются  соответствующими обязанностями  должностных лиц органов государственной  налоговой службы и иных уполномоченных органов.

     4. Неисполнение или ненадлежащее  исполнение обязанностей по обеспечению  прав налогоплательщиков влечет  ответственность, предусмотренную законодательством.

     Статья 31. Обязанности налогоплательщиков

     1. Налогоплательщики обязаны:

     1) своевременно и в полном объеме  выполнять свои налоговые обязательства;

     2) вести бухгалтерский учет, составлять  финансовую и налоговую отчетность  в соответствии с законодательством;

     3) представлять органам государственной  налоговой службы и иным уполномоченным  органам документы, подтверждающие право на льготы;

     4) представлять органам государственной  налоговой службы во время  проведения проверок документы  и сведения, связанные с исчислением,  уплатой налогов и обязательных платежей;

     5) выполнять законные требования  органов государственной налоговой  службы и иных уполномоченных  органов и их должностных лиц,  а также не препятствовать  законной деятельности указанных органов;

     2. Налоговые агенты также обязаны:

     1) правильно и своевременно исчислять,  удерживать из средств, выплачиваемых  налогоплательщикам, и перечислять  в бюджет и государственные  целевые фонды налоги и обязательные платежи;

     2) вести учет выплаченных налогоплательщикам  доходов, удержанных и перечисленных  в бюджет и государственные  целевые фонды налогов и обязательных  платежей, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

     3) выполнять другие обязанности,  предусмотренные настоящим Кодексом для налоговых агентов.

     3. Налогоплательщики несут также  и другие обязанности, предусмотренные налоговым законодательством.

     Статья 33. Права и обязанности уполномоченных органов

     Права и обязанности уполномоченных органов  регулируется Настоящим кодексом и  иными нормативно-правовыми актами 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Понятие и виды субъектов налогового права

     Субъект налогового права – это внешне обособленное, способное самостоятельно вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю лицо, которое налоговое  законодательство наделяет налогово-правовым статусом, то есть потенциальной способностью участвовать лично либо через  представителя в налоговых правоотношениях.

     Субъект налогового правоотношения – правосубъектное  лицо, у которого в рамках налогового правоотношения возникают субъективные юридические права и обязанности. Как видим, понятия «субъект налогового права» и «участник налогового правоотношения»  близки, но не тождественны. Эти категории  соотносятся как целое и часть (общее и частное): участник налогового правоотношения всегда выступает субъектом  налогового права, поскольку обладает соответствующей правосубъектностью; но не всякий субъект налогового права  является участником конкретного налогового правоотношения.

     Правосубъектность по своей роли и специфическим  функциям в механизме правового  регулирования выступает в качестве средства фиксирования (закрепления) круга  субъектов – лиц, обладающих способностью быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

     Налоговая правосубъектность, конкретизируя  круг реальных субъектов налогового права, является вместе с тем первичной  ступенью конкретизации налогово-правовых норм, на которой определяется общее  юридическое положение субъектов: субъекты налогового права ставятся в то или иное положение по отношению друг к другу.

     Таким образом, налоговая правосубъектность  – это установленная нормами  налогового права способность быть носителем юридических прав и  обязанностей в сфере организационно-имущественных  и организационных отношений  по установлению, введению и уплате налогов и сборов, а также в  иных отношениях, неразрывно связанных  с перечисленными. В частности, налоговая  правосубъектность также может  предоставлять лицу способность  участвовать в отношениях, возникающих  в процессе осуществления налогового контроля, привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения, а также в иных отношениях, входящих в предмет налогового права.

     Основными субъектами налоговых правоотношения являются налогоплательщики – физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, и публично – территориальные образования – Российская Федерация, Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице уполномоченных органов. Рассмотрим их подробнее.

     Термин  «физическое лицо» охватывает всех индивидуальных субъектов, пребывающих  на территории государства: граждан  РФ, иностранцев и лиц без гражданства. Понятие «гражданин» представляет собой специфически социально-правовой аспект характеристики индивида. В  нем выражается устойчивая юридическая  связь лица с государством, определяющая правовое положение этого лица в обществе и государстве.

     Характер  прав и обязанностей, предоставляемых  индивиду, нередко зависит от обладания  им определенным гражданским состоянием. Но в налоговом праве гражданство  решающим образом не влияет на содержание правосубъектности (налогово-правовой статус). В отличие от других публично – правовых отраслей, в налоговом  праве, прежде всего, учитываются экономические  связи индивида с государством.

     Учитывая, что состояние гражданства существенно  не влияет на содержание налоговой  правосубъектности лиц, представляется целесообразным в науке налогового права и в налоговом законодательстве для обозначения индивидуального  субъекта использовать конструкцию «физическое лицо».

     Особую  категорию субъектов налогового права, охватываемую понятием «физическое  лицо» составляют в настоящее  время индивидуальные предприниматели. Ими являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и прошедшие в установленном  порядке государственную регистрацию  в качестве индивидуальных предпринимателей. Согласно п. 2 ст. 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего  деятельность без образования юридического лица (ст. 257 ГК РФ), также признается предпринимателем с момента государственной  регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

     Налоговый кодекс РФ дает свое определение понятия  «индивидуальный предприниматель», которое по своему значению несколько  шире понятия, вытекающего из содержания действующего российского гражданского законодательства. В соответствии с  п. 2 ст. 11 НК РФ под индивидуальными  предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном  порядке и осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты2.

     Ст. 227 НК РФ устанавливает особенности  исчисления индивидуальными предпринимателями  сумм налога на доходы. Таким образом, хотя категория «физическое лицо» (как более широкое по своему смысловому объему) охватывает понятие «индивидуальный  предприниматель», следует учитывать, что содержание налоговой правосубъектности  индивидуального предпринимателя во многом специфично.

     Любая отраслевая правосубъектность включает в себя два основных структурных  элемента: способность обладания  правами и несения обязанностей (правоспособность) и способность  к самостоятельному осуществлению  прав и обязанностей (дееспособность). Налоговая правоспособность возникает  у физического лица с момента  рождения, это неоднократно отмечалось в юридической литературе. 

     Однако  налоговая правоспособность физического  лица не имеет никакого смысла, если она не может быть реализована. Реализация правоспособности осуществляется с помощью дееспособности.

     В научных публикациях справедливо  отмечается, что можно выделить две  основные функции налоговой дееспособности: юридическую и социальную. Первая заключается в том, что налоговая дееспособность физического лица является средством реализации его налоговой правоспособности. Социальная функция налоговой дееспособности проявляется в обеспечении личности возможности осуществления своих налоговых обязанностей перед государством и позволяет нести ответственность за неправомерное поведение. Дееспособность физического лица наступает по достижении определенного возраста.

Информация о работе Субъекты налоговых правоотношений