Трансфертное ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:16, дипломная работа

Описание работы

Рассмотрены понятие трансфертного ценообразования, сущность и его налоговые последствия; Налоговый контроль трансфертного ценообразования: понятие содержание и механизм; Направления совершенствования правового регулирования налогового контроля трансфертного ценообразования

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы налогового контроля трансфертного ценообразования…6
1.1 Трансфертное ценообразование: понятие, сущность и его налоговые последствия……………………………………………………………………….6
1.2. Налоговый контроль трансфертного ценообразования: понятие содержание и механизм………………………………………………………...13
2. Методология проведения налогового контроля трансфертного ценообразования……………………………………………………………………….22
2.1. Взаимозависимость сторон сделок как основание проведения налогового контроля трансфертного ценообразования…………………………………...22
2.2. Порядок и методы определения рыночной цены для целей налогообложения……………………………………………………………….32
2.3. Методы определения рыночной цены товаров (работ, услуг)……………..43
3. Направления совершенствования правового регулирования налогового контроля трансфертного ценообразования……………………………………………………..57
3.1. Организационные направления совершенствования правового…………….57 регулирования налогового контроля трансфертного ценообразования
3.2 Совершенствование правового регулирования режима трансфертных цен………………………………………………………………………………...69
Заключение…………………………………………………………………………….77
Список использованной литературы…………………………………………………81
Приложения

Работа содержит 1 файл

трансфертное ценообразование.doc

— 443.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………………3

1. Теоретические  основы налогового контроля трансфертного  ценообразования…6

1.1 Трансфертное  ценообразование: понятие, сущность  и его налоговые последствия……………………………………………………………………….6

1.2. Налоговый контроль трансфертного ценообразования: понятие содержание и механизм………………………………………………………...13 

2.  Методология проведения налогового  контроля трансфертного ценообразования……………………………………………………………………….22

2.1. Взаимозависимость сторон сделок  как основание проведения налогового контроля трансфертного ценообразования…………………………………...22

2.2. Порядок и  методы определения рыночной  цены для целей налогообложения……………………………………………………………….32

2.3. Методы определения рыночной  цены товаров (работ, услуг)……………..43

3. Направления совершенствования правового регулирования налогового контроля трансфертного ценообразования……………………………………………………..57

3.1. Организационные направления совершенствования  правового…………….57 регулирования налогового контроля трансфертного ценообразования

3.2 Совершенствование правового регулирования режима трансфертных цен………………………………………………………………………………...69

Заключение…………………………………………………………………………….77

Список использованной литературы…………………………………………………81

Приложения

 

Введение

 

В условиях глобализации экономики, концентрации капитала и деятельности крупных транснациональных корпораций трансфертное ценообразование, как способ установления цен по сделкам между связанными лицами, является одновременно распространенным инструментом ведения экономической деятельности хозяйствующих субъектов, позволяющим эффективно решать производственные задачи бизнеса, и эффективным инструментом минимизации налоговых платежей.

Предпосылкой, благодаря которой становится возможной  минимизация, является взаимозависимость  сторон сделок, позволяющая за счет этого статуса свободно, на основании закрепленного в гражданском законодательстве принципа свободы договора (ст. 421 Гражданского кодекса РФ [4], далее - ГК РФ) манипулировать (искусственно завышать (занижать)) ценой сделки. Налоговое законодательство не ограничивает право контрагентов по своему усмотрению формировать цену сделки. Однако государство не может не учитывать, что договорные цены существенно влияют на размер налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку цена сделки является основой для исчисления целого ряда прямых и косвенных налогов, объектом налогообложения которых служат доход (прибыль), стоимость реализованных товаров (работ, услуг).

Проведение налогового контроля, направленного на проверку правильности   применения   для   целей   налогообложения   цен   по   сделкам   между взаимозависимыми лицами (налоговый контроль трансфертного ценообразования) и взыскание доначисленных сумм налогов не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Статьи 20 и 40 НК РФ [3]:, лежащие в основе налогового контроля трансфертного ценообразования, позволяют налоговым органам проверять правильность применения для целей налогообложения цен сделок между взаимозависимыми лицами и в случае, если цены таких сделок отклоняются в сторону повышения или понижения от рыночных цен на 20%, производить доначисление сумм налогов и пени, таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. Стороны свободны в определении условий договора, в том числе его цены (ст. 421, п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 4 ст. 3 НК РФ, ст. 8 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ [1]), однако налогообложение сделки должно производиться с учетом публичных интересов общества. В этом смысле изменение (переквалификация) в целях налогообложения цены как условия сделки, совершенной налогоплательщиком (ст. 40 НК РФ) является одним из инструментов пресечения действий налогоплательщика, направленных на незаконное снижение или уклонение от налогового бремени.

Между тем, действующая в настоящее  время редакция ст.20, 40 НК РФ не позволяет сделать вывод о наличии такой системы, главным образом, потому, что механизм, заложенный в  основу способов  оценки  индивидуальных  сделок  налогоплательщиков  на предмет соответствия применяемых ими цен при реализации товаров (работ, услуг) общему уровню рыночных цен, основан на неточных, оценочных, зачастую противоречащих друг другу понятиях и нормах. Существуют проблемы и организационного характера.

Отсутствие  четкого механизма, позволяющего корректировать цену конкретной сделки для целей  налогообложения, влечет возникновение  экономических потерь бюджета, теряется одна из функций налогов, так как количество хозяйствующих субъектов, показывающих цены, отличающиеся от реальных (рыночных) цен, неуклонно возрастает.

Указанные обстоятельства указывают на актуальность исследования.

 

Цель  работы: всестороннее исследование и анализ гражданско – правовой охраны жизни и здоровья граждан на основе изучения соответствующих нормативно – правовых актов, учебной литературы, материалов периодической печати, монографий выдающихся  юристов, судебной практики и других источников.

          Задачи работы: исследовать  понятие, сущность и  налоговые последствия трансфертного ценообразования; проанализировать  понятие содержание и механизм   налогового контроля трансфертного ценообразования; рассмотреть  взаимозависимость сторон сделок как основание проведения налогового контроля трансфертного ценообразования; осветить  порядок и методы определения рыночной цены для целей налогообложения; исследовать  методы определения рыночной цены товаров (работ, услуг); проанализировать организационные направления совершенствования правового регулирования налогового контроля трансфертного ценообразования; исследовать возможности совершенствования правового регулирования режима трансфертных цен.

Методы  исследования: всеобщие: метафизический и диалектический; общенаучные: системный подход, методы анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, сравнительный; частно-научные исторический, социологический, статистический, формально - логический конкретно- социологический.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере трансфертного ценообразования.

Предмет исследования: нормативные положения российского законодательства, материалы судебной практики, учебная и научная литература, материалы периодической печати, монографии опосредующие   институт  трансфертного ценообразования.

 

1. Теоретические  основы налогового контроля трансфертного  ценообразования

1.1 Трансфертное  ценообразование: понятие, сущность  и его налоговые последствия

 

Под трансфертным ценообразованием принято понимать способ установления цен в сделках между группой связанных между собой лиц. В этом смысле, как справедливо указывает В.Ю. Пашкус, наличие внутриорганизационной коммерческой деятельности (или внутренней торговли) является предпосылкой построения системы трансфертного ценообразования, включающей в себя совокупность элементов (центров ответственности) и связей между ними (трансфертная цена) [44, с. 121].

Официально понятие трансфертных цен дано в пункте 11 Введения к  Руководству ОЭСР 1995 г., в соответствии с которым трансфертная цена представляет собой цену, устанавливаемую между ассоциированными организациями, по которой одна организация реализует (transfer) товары, нематериальные активы (intangible property) и оказывает услуги другой ассоциированный организации.

Трансфертные цены, устанавливаемые  руководством организаций (в большинстве  своем так называемых интегрированных  структур, холдингов, транснациональных  компаний - далее ТНК), будучи элементом  проводимой ими единой экономической  политики, используются как особый инструмент планирования хозяйственной деятельности (регуляция внутрикорпоративных хозяйственных связей) и осуществления контроля за дочерними и иными зависимыми обществами (выполнение финансового плана, обеспечение достижения плановых показателей по прибыли, снижение издержек производства и реализация продукции на всех этапах производства и движения товара к конечному потребителю).

К специфическим задачам  трансфертного ценообразования, не характерных для обычного ценообразования, относятся: (а) распределение и перераспределение финансовых ресурсов (прибыли) в рамках интегрированных структур, включая консолидацию средств на балансе заранее определенного юридического лица с целью либо его дальнейшей продажи, либо создания у него потенциала для привлечения заемных средств; (б) минимизация таможенных и налоговых платежей в масштабе всего бизнеса интегрированной структуры; (в) экспорт капитала; (г) маркетинговые задачи (распределение рынков сбыта и сфер влияния между различными зарубежными подразделениями ТНК; завоевание позиций на новых или «трудных» рынках); (д) минимизация политических, экономических и кредитных рисков. Затратное трансфертное ценообразование предполагает установление цены на уровне затрат - (а) переменных, (б) полных (при формировании трансфертной цены учитываются как переменные, так и постоянные издержки на единицу продукции) либо (в) маржинальных (к базовой цене, которая учитывает переменные и постоянные издержки на единицу продукции, добавляется надбавка - наценка, маржа). Рыночное трансфертное ценообразование основано на установлении цен сделок исходя из рыночных цен. Фактическое трансфертное ценообразование представляет собой такое ценообразование, при котором определенная доля прибыли включается на каждом этапе производственного цикла или при распределении продукции между подразделениями. В основе договорного трансфертного ценообразования лежит принцип установления цены на основе результатов переговоров и консультаций между подразделениями ТНК. Смешанное трансфертное ценообразование включает в себя комбинацию затратного, рыночного, фактического и договорного трансфертного ценообразования, по итогам которой в зависимости от целей и задач ТНК выбирают одну из цен [38, с. 78].

Манипулирование трансфертными  ценами это свободное установление цены, уплаченной одной фирмой другому дочернему предприятию корпорации, находящемуся в иностранной налоговой юрисдикции, с целью снижения общего уровня налогового бремени корпорации (с учетом всех филиалов). Прямым следствием такого манипулирования ценами является минимизация налоговых платежей, что является основной целью применения трансфертного ценообразования [23, с. 27]. Например, нижнюю границу цены определяют методом рыночного трансфертного ценообразования, верхнюю — методом договорного трансфертного ценообразования, после чего выбирают одну из цен в установленном промежутке. Устанавливаемая в этом случае руководством головной организации вертикальных или горизонтальных ТНК цена не отвечает цене, устанавливаемой по так называемому принципу «вытянутой руки», то есть цене, «к которой могли бы прийти к согласию независимые стороны, вовлеченные в такую же транзакцию при тех же или подобных условиях на рынке», как если бы между сторонами не было бы никаких юридических и финансовых связей (не связаны отношениями участия в капитале, общего контроля, сговора либо иными отношениями, позволяющими оказывать влияние на экономические результаты и (или) условия и результаты сделок). Основываясь на этом, некоторые специалисты признают трансфертной ценой цену торговых сделок, не удовлетворяющих принципу «правилу вытянутой руки» по передаче товаров, технологий или услуг между взаимозависимыми лицами корпораций.

Однако, по нашему мнению, такое  определение представляется некорректным, прежде всего, потому что с учетом ранее приведенных методов трансфертного ценообразования (включающих, в том числе, рыночное трансфертное ценообразование, основанное на установлении цены сделки исходя из рыночных цен) формально трансфертные цены отличаются от рыночных цен только тем, что первые применяются связанными между собой лицами. В этом смысле следует согласиться с мнением Касаткина Д.М., пришедшего к выводу, что «под «правильной ценой» (то есть образованной в соответствии с «правилом вытянутой руки») понимается цены, равная цене сделки между независимыми фирмами, а под трансфертной ценой понимается любая цена между взаимозависимыми лицами [33, с.23]. Трансфертная цена может, как совпадать с «правильной» (справедливой рыночной) ценой, так и отличаться от нее. Совпадение цен, как не без основания считает А.Р. Горбунов, свидетельствует о применении «правила вытянутой руки», а «несовпадение» - о возможности манипулирования трансфертными ценами [26, с. 111].

Принцип «вытянутой руки», предусмотренный  в статье 9 Молельной налоговой конвенции ОЭСР звучит следующим обратом: «в случае согласования или установления условий между двумя компаниями в их коммерческих или финансовых отношениях, которые отличаются от тех условий, которые были бы установлены между независимыми компаниями, то любая прибыль, которая, если бы не было тех условий, была бы начислена одной из данных компаний, но, согласно тех же условий, не была начислена, может быть включена в прибыль компании и обложена соответствующих образом».

По Мнению Д. Титова, сущность использования механизмов трансфертного ценообразования через оффшорные юрисдикции состоит в юридическом перенесении объектов налогообложения из юрисдикции с высоким уровнем налогообложения в юрисдикции с низким уровнем налогообложения [53, с. 130].

Таким образом, достигается снижение прибыли, подлежащей налогообложению, в странах с высоким налогообложением и увеличение прибыли подразделения ТНК в странах, где налоговые ставки ниже. В итоге уменьшается сумма налоговых платежей в глобальном масштабе. В случае низких налоговых ставок в принимающей стране по сравнению со страной базирования ТНК трансфертные цены материнской компании на продукцию, поставляемую дочерней компании, будут занижены, что, как и в предыдущем примере, позволяет перераспределить прибыль в страны с более низкими налоговыми ставками и минимизировать налоговые платежи в глобальном масштабе. 

Следует выделить следующие  основные методы налоговой оптимизации  с использованием трансфертных цен: концентрация добавленной стоимости в компании, которая каким-либо образом переводит экономическую выгоду в пользу третьего лица, а затем прекращает свою деятельность, не исполнив своей обязанности по уплате налогов; концентрация прибыли в компании, уплачивающей налог на прибыль организаций в субъекте Российской Федерации, предоставляющем льготные условия налогообложения в форме: (а) установления пониженной ставки налога на прибыль организаций, (б) фактического снижения ставки налога на прибыль организаций в больших размерах, чем это предусмотрено НК РФ, (в) путем предоставления субсидий из бюджета на сумму уплаченного налога сверх оговоренной суммы; 3) Концентрация прибыли в контролируемых компаниях, являющихся налогоплательщиками в иностранных государствах с льготными условиями налогообложения; минимизация прочих адвалорных налогов с  корпораций,  которые взимаются  на территории России.

Информация о работе Трансфертное ценообразование