Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:39, курсовая работа
Цель и задачи курсовой работы. Целью написания работы является исследование основных теоретических и практических основ, касающихся установления и взимания земельного налога.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
- определение понятия и функций земельного налога;
- рассмотрение принципов правового регулирования земельного налога;
- определение правового статуса плательщиков земельного налога;
- изучение правовой характеристики объекта земельного налога;
- исследование основных элементов земельного налога;
- разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге.
Введение
1 Основные положения Земельного Законодательства Российской Федерации. Сущность земельного налога и порядок определения размера
1.1. Основные положения, субъекты и объекты налогообложения
1.2. Основные элементы налогообложения
1.3. Порядок определения размера земельного налога
1.4 Налоговые льготы
1.4.1 Льготы, предоставляемые на федеральном и местном уровнях
Льготы по земельному налогу в г. Томске
2 Сравнительная характеристика старой и новой систем налогообложения
2.1 Плата за землю
2.2 Земельный налог
3 Вклад земельного налога в формирование доходов местных бюджетов. Основные направления совершенствования российского законодательства о земельном налоге
3.1 Формирование доходов местных бюджетов
3.2 Поступления налогов, администрируемых ИФНС России по г. Томску, за 9 месяцев 2012 года
3.3 Основные направления совершенствования российского законодательства о земельном налоге. Повышение ответственности плательщиков земельного налога за нарушение законодательства о налогах и сборах
3.4 Определение суммы налога по участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований и повышение эффективности кадастровой оценки
3.5 Расширение полномочий представительных органов муниципальных образований по изменению ставок земельного налога с учетом интересов налогоплательщиков
Заключение
Список используемых источников и литературы
10.
Налогоплательщики, имеющие
11.
Органы, осуществляющие ведение
государственного земельного
12. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
13.
Сведения, указанные в пунктах
11 и 12, представляются органами, осуществляющими
ведение государственного
14.
По результатам проведения
15. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
16.
В отношении земельных
1.4.1 Льготы, предоставляемые
на федеральном и местном
Льготы по земельному налогу
делятся на два вида: льготы, предоставляемые
на федеральном уровне, то есть в
соответствии со статьями 391 и 395 НК РФ,
и льготы, устанавливаемые на местном
уровне. Это право предоставлено
представительным органам муниципальных
образований (городов Москвы и Санкт-Петербурга)
статьей 387 НК РФ.
На федеральном уровне могут предоставляться
льготы в виде полного освобождения от
налогообложения и льготы в виде не облагаемой
налогом суммы, уменьшающей величину налоговой
базы.
Помимо этого, некоторые из налогоплательщиков
освобождаются от уплаты налога на основании
статей 388 и 389 НК РФ. Так, право не исчислять
налог в соответствии с пунктом 2 статьи
388 НК РФ есть у арендаторов и организаций,
получивших землю на определенных правах.
Они не признаются налогоплательщиками
по земельным участкам, которыми владеют
по договору аренды или безвозмездного
срочного пользования. Также не уплачивается
налог с земельных участков, которые не
признаются объектом налогообложения.
Это земли ограниченные и изъятые из оборота
(п. 2 ст. 389 НК РФ).
Земельные участки, не признаваемые объектами
налогообложения, рассматриваются как
отнесенные к федеральной собственности.
Участки, отнесенные к землям, ограниченным
в обороте, не предоставляются в частную
собственность (кроме случаев, установленных
федеральным законодательством).
Органы власти муниципальных образований
(городов Москвы и Санкт-Петербурга) не
могут отменить своими правовыми актами
льготы по земельному налогу, установленные
непосредственно в главе 31 НК РФ. По земельному
участку, отнесенному к определенной категории
земель, представительными органами муниципальных
образований (городов Москвы и Санкт-Петербурга)
может предоставляться несколько видов
льгот. Льготы, предоставляемые нормативными
актами представительных органов муниципальных
образований (городов Москвы и Санкт-Петербурга),
устанавливаются в дополнение к льготам,
предусмотренным Налоговым кодексом.
Перечень установленных налоговых льгот
по земельному налогу достаточно своеобразен
и требует внимательности при их применении.
От уплаты земельного налога могут
освобождаться как определенные категории
налогоплательщиков, так и отдельные категории
земель, а именно:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной
системы Министерства юстиции Российской
Федерации - в отношении земельных участков,
предоставленных для непосредственного
выполнения возложенных на эти организации
и учреждения функций;
2) организации - в отношении земельных
участков, занятых государственными автомобильными
дорогами общего пользования;
3) религиозные организации - в отношении
принадлежащих им земельных участков,
на которых расположены здания, строения
и сооружения религиозного и благотворительного
назначения;
4) общероссийские общественные организации
инвалидов (в том числе созданные как союзы
общественных организаций инвалидов),
среди членов которых инвалиды и их законные
представители составляют не менее 80 процентов,
- в отношении земельных участков, используемых
ими для осуществления уставной деятельности;
организации, уставный капитал которых,
полностью состоит из вкладов, указанных
общероссийских общественных организаций
инвалидов, если среднесписочная численность
инвалидов, среди их работников, составляет
не менее 50 процентов, а их доля в фонде
оплаты труда - не менее 25 процентов, - в
отношении земельных участков, используемых
ими для производства и (или) реализации
товаров (за исключением подакцизных товаров,
минерального сырья и иных полезных ископаемых,
а также иных товаров по перечню, утверждаемому
Правительством Российской Федерации
по согласованию с общероссийскими общественными
организациями инвалидов), работ и услуг
(за исключением брокерских и иных посреднических
услуг);
учреждения, единственными собственниками
имущества которых являются указанные
общероссийские общественные организации
инвалидов, - в отношении земельных участков,
используемых ими для достижения образовательных,
культурных, лечебно-оздоровительных,
физкультурно-спортивных, научных, информационных
и иных целей социальной защиты и реабилитации
инвалидов, а также для оказания правовой
и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам
и их родителям;
5) организации народных художественных
промыслов - в отношении земельных участков,
находящихся в местах традиционного бытования
народных художественных промыслов и
используемых для производства и реализации
изделий народных художественных промыслов;
6) физические лица, относящиеся к коренным
малочисленным народам Севера, Сибири
и Дальнего Востока Российской Федерации,
а также общины таких народов - в отношении
земельных участков, используемых для
сохранения и развития их традиционного
образа жизни, хозяйствования и промыслов;
7) организации - резиденты особой экономической
зоны - в отношении земельных участков,
расположенных на территории особой экономической
зоны, сроком на пять лет с момента возникновения
права собственности на каждый земельный
участок.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.06.2006
N 75-ФЗ)
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые
льготы, должны представить документы,
их подтверждающие, в налоговые органы
по месту нахождения участка.
В случае возникновения в налоговом (отчетном)
периоде права на льготу исчисление суммы
налога (или соответственно авансового
платежа по налогу) производится с учетом
коэффициента, определяемого как:
К= Мп/Мк,
где К - коэффициент
Мп - число полных
месяцев, в течение которых льготы не было
Мк - число календарных
месяцев в налоговом периоде (налоговый
период - календарный год) или в отчетном
периоде.
При этом месяц возникновения права на
налоговую льготу принимается за полный
месяц.
В случае прекращения налоговой льготы
в налоговом (отчетном) периоде расчет
производится по той же схеме, при этом
месяц прекращения права на налоговую
льготу принимается за полный месяц.
Организации, освобожденные от уплаты
земельного налога на основании статей
395 и 387
НК РФ, должны представлять в налоговые органы декларации по земельному налогу. В соответствующих разделах таких деклараций проставляются нули.
1.4.2 Льготы по земельному налогу в г. Томске
| ||
№ п/п |
Показатели |
город Томск |
1 |
№ Решения МО и дата его принятия |
от 31.10.2006 №320 |
2 |
Ставка налога |
|
а) по п.п.1 п.1 ст.394 |
||
Земельные участки, занятые жилищным фондом |
0,18 | |
земельные участки предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства |
0,18 | |
Земельные участки сельскохозяйственного назначения |
0,3 | |
Земельные участки, предоставленные
для строительства и |
0,9 | |
б) по п.п.2 п.1 ст.394 |
1,5 | |
в) по п.2 ст.394 |
||
Дополнительные льготы отдельным категориям граждан по земельному налогу | ||
Льгота в виде полного освобождения от уплаты земельного налога предоставляется: | ||
В отношении земельных
участков, предоставленных для |
1. Малоимущим гражданам,
зарегистрированным по месту
жительства в органах | |
В отношении земельных
участков, предоставленных для |
Пенсионерам | |
В отношении принадлежащих им долей в праве на прошедшие после 01.01.2008 государственный кадастровый учет земельные участки, образованные для эксплуатации многоквартирных жилых домов. |
Собственникам жилых помещений в многоквартирных жилых домах | |
Льгота в виде возможности уплачивать земельный налог в пониженном размере предоставляется в отношении отдельных видов объектов налогообложения следующим категориям налогоплательщиков: | ||
Физическим лицам, являющимся
индивидуальными |
1. Предоставленных для
захоронения токсичных, | |
Физическим лицам, а также
некоммерческим объединениям граждан,
созданным в целях |
1. предоставленных для
садоводства и огородничества, -
в размере 0,1 процента; | |
Физическим лицам, а также гаражным кооперативам граждан в отношении земельных участков, предоставленных для эксплуатации индивидуальных гаражей для хранения личных легковых автомобилей |
В размере 0,5 процента; | |
Физическим лицам в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, эксплуатации индивидуальных жилых домов |
В размере 0,15 процента; | |
Индивидуальным |
В размере 0,5 процента; | |
Индивидуальным |
от 250 до 500 кв. м - в размере
0,8 процента; |
2 Сравнительная характеристика старой и новой систем налогообложения
2.1 Плата за землю
2.2 Земельный налог
Действующая система налогообложения имела большое количество льготников: земельный налог уплачивался только с 25% всех земель России, а в городах с 15%. От уплаты земельных платежей были освобождены целые отрасли.
Для исправления накопившихся недостатков, действующей системы налогообложения земли, повышения доли поступлений в бюджет РФ платежей за пользование землей, необходимо было внедрение в России новых перспективных методов налогообложения, учитывающих требования реальной экономики. Одним из таких перспективных путей совершенствования стала, разработанная система налогообложения земли в зависимости от ее кадастровой стоимости.
ФЗ от 29.11.04г. № 141-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ». Главой 31 Налогового Кодекса РФ земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов, и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов Москвы и Санкт-Петербурга. Представительные органы муниципальных образований при введении налога самостоятельно определяют такие элементы налогообложения, как налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты земельного налога. Глава 31 Налогового Кодекса РФ, касаясь порядка определения налогоплательщиков нового земельного налога, прежде всего, связывает понятия «налогоплательщик» с понятием «право на земельные участки».
Согласно новому земельному законодательству объектом налогообложения кроме земельных участков признаны также и земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования. Из объектов налогообложения исключены отдельные виды земель. Это прежде всего земли, изъятые из оборота и исключенные из объектов налогообложения:
Принципиальное отличие
состоит в переходе к кадастровой
стоимости земли. Государственный
земельный кадастр охватывает всю
территорию страны. Модели массовой оценки
базируются на системе массового
определения стоимости и
Установлен особый механизм определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности. Она определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности. В общей совместной собственности налоговая база определяется для каждого из налогоплательщика в равных долях.
При налогообложении новым
земельным налогом для
Изменился порядок определения ставок земельного налога. Принцип взимания налога оставался неизменным в течении 12 лет. Происходящие изменения, направленные в основном на пополнение бюджетов, были связанны с ежегодно вводимой индексацией ставок земельного налога по большинству категорий земель. Начиная с 1992 года практически ежегодно индексировались ставки земельного налога на очередной календарный год. Налогоплательщики стали оспаривать ставки земельного налога, принимаемые с учетом коэффициента индексации. Так, согласно ст. 2 Федерального закона № 137-ФЗ, субъектом РФ устанавливается цена земли в поселениях с населением: