Земельный налог: порядок исчисления и роль в формировании доходов местных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи курсовой работы. Целью написания работы является исследование основных теоретических и практических основ, касающихся установления и взимания земельного налога.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
- определение понятия и функций земельного налога;
- рассмотрение принципов правового регулирования земельного налога;
- определение правового статуса плательщиков земельного налога;
- изучение правовой характеристики объекта земельного налога;
- исследование основных элементов земельного налога;
- разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге.

Содержание

Введение
1 Основные положения Земельного Законодательства Российской Федерации. Сущность земельного налога и порядок определения размера
1.1. Основные положения, субъекты и объекты налогообложения
1.2. Основные элементы налогообложения
1.3. Порядок определения размера земельного налога
1.4 Налоговые льготы
1.4.1 Льготы, предоставляемые на федеральном и местном уровнях
Льготы по земельному налогу в г. Томске
2 Сравнительная характеристика старой и новой систем налогообложения
2.1 Плата за землю
2.2 Земельный налог
3 Вклад земельного налога в формирование доходов местных бюджетов. Основные направления совершенствования российского законодательства о земельном налоге
3.1 Формирование доходов местных бюджетов
3.2 Поступления налогов, администрируемых ИФНС России по г. Томску, за 9 месяцев 2012 года
3.3 Основные направления совершенствования российского законодательства о земельном налоге. Повышение ответственности плательщиков земельного налога за нарушение законодательства о налогах и сборах
3.4 Определение суммы налога по участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований и повышение эффективности кадастровой оценки
3.5 Расширение полномочий представительных органов муниципальных образований по изменению ставок земельного налога с учетом интересов налогоплательщиков
Заключение
Список используемых источников и литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 2012 - зем налог.docx

— 104.60 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Экономический факультет

Кафедра налогов и налогообложения

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Кузнецова Анастасия Константиновна

 

 

 

      Руководитель

канд. эк. наук, доцент

___________ Ю.В. Минина

                                                                                    подпись

«_____»__________2012 г.

Студентка группы № 999

___________ А.К. Кузнецова

                                                                                 подпись

 

 

 

Томск 2012

Содержание

 

Введение  

1  Основные положения Земельного Законодательства Российской Федерации. Сущность земельного налога и порядок определения размера

1.1. Основные положения,  субъекты и объекты налогообложения

1.2. Основные элементы  налогообложения

1.3. Порядок определения  размера земельного налога

1.4 Налоговые льготы

1.4.1 Льготы, предоставляемые  на федеральном и местном уровнях

      1. Льготы по земельному налогу в г. Томске

2 Сравнительная характеристика старой и новой систем налогообложения

2.1 Плата за землю

2.2 Земельный налог

3 Вклад земельного налога в формирование доходов местных бюджетов. Основные направления совершенствования российского законодательства о земельном налоге

3.1 Формирование доходов  местных бюджетов

3.2 Поступления налогов, администрируемых ИФНС России по г. Томску,  за 9 месяцев  2012 года

3.3 Основные направления совершенствования российского законодательства о земельном налоге. Повышение ответственности плательщиков земельного налога за нарушение законодательства о налогах и сборах

3.4 Определение суммы налога по участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований и повышение эффективности кадастровой оценки

3.5 Расширение полномочий представительных органов муниципальных образований по изменению ставок земельного налога с учетом интересов налогоплательщиков

Заключение

Список используемых источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В 1875 г. в бюджете России появился новый «государственный поземельный» налог, образовавшийся в результате реформы существовавшего с 1853г. государственного земского сбора. Обложению государственным поземельным налогом подлежали все земли, облагаемые на основе устава о земских повинностях местными сборами, кроме казенных земель. Общая сумма налога с каждой губернии и области рассчитывалась (с утверждения министра финансов) умножением общего числа десятин подлежащей обложению земли на средний по губернии или области оклад налога с десятины удобной земли и леса, утверждаемый законодательным порядком. Величина этих окладов по закону 1884г. колебалась от ¼ до 17 коп. с десятины. По Манифесту 1896г. ставки поземельного налога были снижены на 50% сроком на 10 лет. Но значение государственного поземельного обложения в России было невелико. В 1901г. доходы от него составили 9,87 млн. руб.

Большое значение имел поземельный  налог, взимавшийся с государственных  крестьян с 1724г. под названием оброчной подати. При введении была допущена несправедливость: помещичьи крестьяне, кроме налога, платали еще оброк  своим помещикам, а государственные  крестьяне платили только подушную подать. Для устранения этого неравенства  и была введена оброчная подать с  государственных крестьян, оклад  которой постепенно повышался. В 1858г. оклады равнялись 2 руб. 86 коп. в губерниях 1-го класса, 2 руб. 15 коп. – 4-го класса.

Законом от 12 июня 1886г. оброчная подать была преобразована в выкупные платежи крестьян за землю, которые  вместе с мирскими сборами давали госбюджету России основные земельные  доходы. Так, по росписи на 1910г. было запланировано собрать государственных  земельных сборов на сумму 25 млн. рублей.

Земля – основное богатство  любого государства. В условиях РФ она  имеет особое значение. В течение  последнего десятилетия в России происходит реформирование всех сфер жизни. Развитие рыночного механизма, предпринимательской деятельности диктует необходимость коренного  изменения отношения к природным  ресурсам и в первую очередь к  земле.

В настоящее время на территории РФ используется новая система налогообложения.

Актуальность темы исследования. Одним из факторов, оказывающих определенное влияние на экономику Российской Федерации, является формирование эффективных  норм законодательства о налогах  и сборах, что предполагает установление надлежащего правового регулирования  налоговых отношений. Потребность  в этом связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения  в процессе налогообложения имущественных  интересов граждан и юридических  лиц.

Земельный налог занимает особое место в налоговой системе  Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в  общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в  качестве важного источника формирования местных бюджетов. Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных  участков, а также наличие значительного  количества необоснованных льгот не создавало стимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности. Поскольку система налогообложения земли уже не отвечала существующим в стране экономическим условиям, было принято решение изменить эту систему. Тем более, что в условиях современной экономики установление размера земельного налога должно осуществляться на основе кадастровой стоимости земельных участков.

Введение земельного налога, основывающегося на кадастровой  стоимости земельного участка, является совершенно новым подходом к налогообложению  земель.

Объектом предстоящего исследования выступают общественные отношения, связанные с установлением и  взиманием земельного налога.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие установление и взимание земельного налога, а также финансово-правовые аспектам налогообложения земли.

Цель и задачи курсовой работы. Целью написания работы является исследование основных теоретических  и практических основ, касающихся установления и взимания земельного налога.

В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:

- определение понятия  и функций земельного налога;

- рассмотрение принципов  правового регулирования земельного  налога;

- определение правового  статуса плательщиков земельного  налога;

- изучение правовой характеристики  объекта земельного налога;

- исследование основных  элементов земельного налога;

- разработка предложений  по совершенствованию законодательства  о земельном налоге.

Методологическая база и  методы исследования. Теоретико-методологическую основу работы составляет диалектический метод анализа, научно-познавательные возможности, которого позволяют исследовать законодательство о земельном налоге.

Используемые в работе методы не исключают возможности  в отдельных случаях простого изложения фактов в качестве необходимой  аргументации, обладающей достаточной  доказательственной силой и выявляющей особенности исследуемого вопроса.

 

1 Основные положения Земельного Законодательства Российской Федерации. Сущность земельного налога и порядок определения размера

1.1. Основные положения, субъекты и объекты налогообложения

 

Земельный налог — местный налог, взимаемый с 1 января 2005 г. на основании гл. 31 НК РФ. Глава 31 НК РФ введена Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ». До указанной даты земельный налог взимался на основании Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю». 
 
Величина земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Земельный налог является местным, относится к собственным доходам местных бюджетов, и доля его в источниках собственных налоговых поступлений составляет от 12 – 20%. Территориальные органы власти заинтересованы в увеличении собственных источников доходов, т.к. они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу. Все средства от него поступают в бюджет того города, района, сельской администрации, на территории которых находится земельный участок.

 

Земельный налог устанавливается Налоговым  Кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований, вводится в действие и  прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается  Налоговым Кодексом и законами указанных  субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются организации и  физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования  или праве пожизненного наследуемого владения.

Не  признаются налогоплательщиками организации  и физические лица в отношении  земельных участков, находящихся  у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. НК РФ Статья 387,388

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной  системы Министерства юстиции  Российской Федерации - в отношении  земельных участков, предоставленных  для непосредственного выполнения  возложенных на эти организации  и учреждения функций;

2) организации - в отношении земельных  участков, занятых государственными  автомобильными дорогами общего  пользования;

3) религиозные организации - в отношении  принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного  и благотворительного назначения;

4) общероссийские общественные организации  инвалидов (в том числе созданные  как союзы общественных организаций  инвалидов), среди членов которых  инвалиды и их законные представители  составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления  уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью  состоит из вкладов указанных  общероссийских общественных организаций  инвалидов, если среднесписочная численность  инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в  фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением  подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

5) организации народных художественных  промыслов - в отношении земельных  участков, находящихся в местах  традиционного бытования народных  художественных промыслов и используемых  для производства и реализации  изделий народных художественных  промыслов;

6) физические лица, относящиеся к  коренным малочисленным народам  Севера, Сибири и Дальнего Востока  Российской Федерации, а также  общины таких народов - в отношении  земельных участков, используемых  для сохранения и развития  их традиционного образа жизни,  хозяйствования и промыслов;

Информация о работе Земельный налог: порядок исчисления и роль в формировании доходов местных бюджетов