Земельный налог: порядок исчисления и роль в формировании доходов местных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи курсовой работы. Целью написания работы является исследование основных теоретических и практических основ, касающихся установления и взимания земельного налога.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
- определение понятия и функций земельного налога;
- рассмотрение принципов правового регулирования земельного налога;
- определение правового статуса плательщиков земельного налога;
- изучение правовой характеристики объекта земельного налога;
- исследование основных элементов земельного налога;
- разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге.

Содержание

Введение
1 Основные положения Земельного Законодательства Российской Федерации. Сущность земельного налога и порядок определения размера
1.1. Основные положения, субъекты и объекты налогообложения
1.2. Основные элементы налогообложения
1.3. Порядок определения размера земельного налога
1.4 Налоговые льготы
1.4.1 Льготы, предоставляемые на федеральном и местном уровнях
Льготы по земельному налогу в г. Томске
2 Сравнительная характеристика старой и новой систем налогообложения
2.1 Плата за землю
2.2 Земельный налог
3 Вклад земельного налога в формирование доходов местных бюджетов. Основные направления совершенствования российского законодательства о земельном налоге
3.1 Формирование доходов местных бюджетов
3.2 Поступления налогов, администрируемых ИФНС России по г. Томску, за 9 месяцев 2012 года
3.3 Основные направления совершенствования российского законодательства о земельном налоге. Повышение ответственности плательщиков земельного налога за нарушение законодательства о налогах и сборах
3.4 Определение суммы налога по участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований и повышение эффективности кадастровой оценки
3.5 Расширение полномочий представительных органов муниципальных образований по изменению ставок земельного налога с учетом интересов налогоплательщиков
Заключение
Список используемых источников и литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 2012 - зем налог.docx

— 104.60 Кб (Скачать)
  • Свыше 3 млн. человек в размере от пяти до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
  • От 500 тысяч человек до 3 миллионов в размере от пяти до семнадцатикратного размера ставки;
  • До 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере от трех до десятикратного размера ставки (на начало текущего календарного года).

При продаже земельного участка  к его стоимости применяется  поправочный коэффициент, учитывающий  основной вид использования, утверждающиеся Правительством РФ в размере от 0,7 до 1,3. при определении налоговых  ставок, которые будут устанавливаться  нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований, учитываются все категории земель. При этом по всем землям налоговые  ставки устанавливают представительские  органы муниципальных образований  не в виде фиксированных платежей на единицу площади земельного участка, как это было в Законе РФ «О плате за землю», а в процентах от налоговой базы. При этом федеральный законодатель при установлении нового земельного налога определил максимальную ставку.

Так, в отношении земель:

  • Сельскохозяйственного назначения;
  • Занятых жилищным фондом;
  • Предоставленных для жилищного строительства, садоводства, огородничества и животноводства;

ставка устанавливается  в размере не более 0,3%. По всем другим землям не более 1,5%.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и разрешенного использования земельного участка.

Если по Закону РФ «О плате за землю» сумма земельного налога рассчитывалась как произведение применяемой налогоплательщиком налоговой ставки и налоговой базы (облагаемой налогом площади земельного участка), то по гл. 31 НК РФ суммы земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом организации исчисляют сумму налога самостоятельно, также как и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Впервые в истории существования  земельного налога введено такое  понятие как авансовый платеж. Сумма налога, подлежащая уплате в  бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между  суммой налога, исчисляемой по истечении  налогового периода, и суммами, подлежащими к уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

Налогоплательщики, в отношении  которых налоговый период определен  как квартал, исчисляют суммы  авансовых платеже по налогу по истечении 1, 2 и 3 квартала текущего налогового периода  как одну четвертую соответствующей  налоговой ставки процентной доли кадастровой  стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося  налоговым периодом.

Введено еще одно новое  правило. В случае возникновения  или прекращения у налогоплательщика  в течение налогового (отчетного) периода прав на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного участка  производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение  числа полных месяцев, в течении которых данный земельный участок находится в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Одновременно по результатам  проведения государственной кадастровой  оценки земель кадастровая стоимость  земельного участка по состоянию  на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определенном органами местного самоуправления, не позднее 1 марта  этого года. При этом срок уплаты налога не может быть установлен раньше срока подачи налоговых деклараций, то есть не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Глава 31 НК РФ определяет порядок представления  одновременно с налоговой декларацией  расчетов по авансовым платежам.

Изменился состав налогоплательщиков, которым предоставляются льготы по земельному налогу:

  • Организации и учреждения уголовно - исполнительной системы Минюста России;
  • Организации, в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • Религиозные организации;
  • Организации народных художественных промыслов.

Теперь платят налог научные  организации Российской Академии Наук, Российской Академии Сельскохозяйственных Наук, Российской Академии Образования, Российской Академии Архитектуры и  Строительных Наук.

Кадастровая стоимость земельного участка станет переходом в дальнейшем к возникновению нового налога на недвижимость. Наиболее сложными проблемами в решении этого вопроса является полный учет всех объектов недвижимости и их оценка для целей налогообложения. Для реализации перехода на обложение  имущества организаций и физических лиц налогом на недвижимость необходим  комплекс мер, в частности, разработка единой методики оценки недвижимости для целей налогообложения и  проведение на ее основе оценки всех объектов недвижимости.

Представительные органы местного самоуправления в принимаемых  нормативных правовых актах самостоятельно определяют налоговые ставки в пределах, устанавливаемых НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Вся сумма земельного налога с 1 января 2003 года зачислялась в региональные и местные бюджеты.

Рос недвижимость сосредотачивает основные усилия на создании единой информационно-технологической инфраструктуры и формировании государственных информационных ресурсах кадастра, сведения которых являются юридически значимыми и обязательными для использования при регистрации прав и налогообложении объектов недвижимости.

 

ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Нормативный акт

11 октября 1991г. №1738-1 «О  плате за землю» будет отменен  с 1 января 2006г.

Глава 31. Земельный налог  НК РФ

ФЗ от 29.11.04 №141-ФЗ

В 2005г.у нас будут параллельно действовать две системы налогообложения земельных участков. Что связано с тем, что Закон Президент подписал 29 ноября 2004г., а чтобы начать его применять с 01.01.2005г., органы местного самоуправления должны были выпустить соответствующие нормативные акты за месяц до начала года. К тому же местным властям необходимо было определить кадастровую стоимость каждого земельного участка. Эту информацию налоговые органы должны довести до налогоплательщиков.

Плательщики

Земельный налог не платят:

-фирмы и предприниматели,  которые арендуют землю

-с/х производители, перешедшие  на уплату ЕСХН

-заповедники, ботанические  сады

-научные и учебные организации

-учреждения искусства,  образования, здравоохранения, соц-го обслуживания, детские оздоровительные учреждения, госуд-ные учреждения охраны природы и памятников истории, религиозные объединения

-фирмы и предприниматели,  получившие с/х земли, требующие  рекультивации. Они не платят  налог только в течение первых 10 лет пользования землей

- учреждения физкультуры,  спорта и туризма.

Освобождаются от налогообложения:

-организации и учреждения  уголовно-исполнительной системы  Мин-ва юстиции

-организации-в отношении  земельных уч-ков, занятых госуд-ными автомобильными дорогами

-организации-в отношении  земельных уч-ков, занятых испытательными полигонами, аэродромами

-религиозные организации

-общероссийские организации  инвалидов(80% численность)

-физлица- коренные малочисленные народы Севера, Сибири и ДВ

-научные организации –академии –в отношении зем-х уч-ков, находящихся под зданиями используемыми в целях научно-исследоват.целей

-организации - в отношении  земельных уч-ков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов.

Объект налогообложения  и налоговая база

Налогом облагаются земельные  участки, которые находятся в  собственности фирм или предпринимателей, а также предоставлены им во владение или пользование. Налоговая база- площадь земельного участка.

Налоговая база опред-ся в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость. Кадастровую оценку земель осуществляет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Государственный земельный кадастр охватывает всю территорию страны и содержит обязательные характеристики земельных участков: местоположение, размер, качество. Оценено уже более 90% земель.

Налоговые ставки

В виде фиксированных годовых  платежей за ед-цу площади. Сейчас сумму налога считают, умножая его ставку на площадь земельного участка. Величина ставки для каждого региона своя и по странности увеличивается в зависимости от численности населения. А в курортных зонах ставки растут еще и за счет «рекреационной ценности» земли. Ставки устанавливаются в зависимости от назначения земли:

  • земель с/х назначения( региональные власти устанавливают ставки по группам почв, пашни, сенокосов и пастбищ, руководствуясь средними размерами ставок для с/х земель(они установлены для каждого региона России).
  • Земли не с/х назначения

1.(населенных пунктов-устанавливают местные власти, учитывая местоположение зем. уч-ка, его градостроительная ценность; средние ставки указаны в законе для каждого экономического р-на и зависят от кол-ва  проживающих человек+ коэфф., учитывающий статус города столица и т.д.).

2. земли водного фонда, которые расположены вне населенных пунктов ставки=как для земель с/х назначения.

3.земли лесного фонда 

  • за с/х угодья, расположенные в лесном фонде= как для с/х земель
  • за земли на которых проводится заготовка древесины, зем. налог отдельно платить не нужно. Он взимается в составе лесного дохода(5% от минимального размера платы за вырубку древесины) 
  • зе земли лесного фонда, используемые для рекреационных целей(отдых, санатории)ставка 5% от минимального размера платы за вырубку древесины в этом районе. Размер платы за вырубку древесины устанавливают региональные власти.

Если зем.уч-к используется не по целевому назначению или не используется вовсе, то ставка х на 2.

По решению Томской  городской Думы «О ценовом зонировании» 22 зоны руб. за кв.м. по 1-й зоне в 2005г

Земли городской застройки 94,16(0,12)

Земли жилого фонда, гаражей  2,83(0,63)

Садоводство 0,32 по всем зонам

Земли с/х использ-я 76,51руб/га по всем зонам. В скобках 22-й зоны.

В %% от налоговой базы –кадастровой стоимости земельных участков.

Налоговая база уменьшается  на не облагаемую налогом сумму в  размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика отношении зем-го уч-ка, находящегося в собственности или постоянном пользовании или пожизненном наследуемом владении:

  • героев Сов.Союза, героев РФ, полных кавалеров ордена славы.
  • Инвалиды
  • Ветераны и инвалиды ВОВ
  • «Чернобыльцы»
  • участвующих в испытаниях ядерного оружия

Налоговый и отчетный период

Равный 1 году

Налоговым периодом является календарный год.

Порядок исчисления

За предпринимателей налог  рассчитывает налоговая инспекция.

Фирма рассчитывает самостоятельно по состоянию на 1 июня каждого года. Земельный налог с организаций  и физических лиц исчисляется, начиная  с месяца, следующего за месяцем  предоставления им земельных участков.

Когда зем. уч-ток переходит от одного собственника или пользователя к другому в течение года. В этом случае и тот, и другой рассчитывают налог за текущий год с учетом коэфф., который опред-ся путем деления количества месяцев, в течение которых участок находился в собственности(пользовании) на 12.

Порядок и сроки уплаты

Налог уплачивается на счета  органа федерального казначейства.

Сроки устанавливают региональные власти. В ТО земельный налог уплачивается в четыре срока – не позднее 1 июля,15 сентября,15 ноября  и 1 декабря. Если фирма перечислит налог позднее, ей придется заплатить пени. Они начисляются за каждый день просрочки = 1/300 ставки рефинансирования ЦБ.

По итогам отчетных периодов- расчеты по авансовым платежам. Отчетными периодами считается 1 квартал, первое полугодие и 9 месяцев календарного года. Если местные власти отчетные периоды не установят, то всю сумму налога нужно будет платить один раз в год по истечении налогового периода.

Порядок и сроки представления  отчетности

Декларацию 1 раз в год  не позднее 1 июля. Если земля находится  на территории, которую обслуживают  разные налоговые инспекции, то в  каждую надо подать отдельную декларацию и только о том куске земли, который находится на обслуживаемой  этой налоговой территории.

Предпринимателям декларацию подавать в налоговую инспекцию  не нужно. После получения уведомления  нужно заплатить налог, а платежный  документ сохранить.

По истечении каждого  отчетного периода нужно будет  готовить и сдавать расчеты по налогу. То есть отчитываться придется в 4 раза чаще чем сейчас-4 раза в год.

Сведения из земельного кадастра должны до 1 февраля попадать к налоговикам,  от них до 1 марта –к плательщикам. Не факт, что эта информация будет поступать своевременно. В итоге из-за незнания цены земли не получится правильно посчитать сумму налога и своевременно заплатить аванс.

Налог на прибыль

Расходы по уплате налога уменьшают  налоговую базу по налогу на прибыль  организаций(ст.264 НК РФ)

Льготы 

Законодательные органы государственной  власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления вправе, руководствоваться  ст. 13 и ст. 14 Закона РФ «О плате за землю», устанавливать отдельным  категориям налогоплательщиков дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, остающихся (находящихся) в их распоряжении. С мая 2004 льгота за земельные уч-ки, предоставленные для кооперативных овощехранилищ, взимается в размере 3% от установленных для этих зем. уч-ков.

Конкретные ставки устанавливаются  решениями местных властей. Глава 31 НК  лишь ограничила их размер, превышать  который на местах не разрешается. Ставка земельного налога не превышает 0,3% от кадастровой стоимости для с/х  и жилого фонда и 1,5%- для других земель. На местах определят, взять  ли промежуточное значение ставки, сделать ее равной нулю либо оставить максимальной. Последнее наиболее вероятно. И тут глупо было бы ожидать  снисходительности от чиновников муниципалитетов. Меньше льгот- полней бюджет.

Межбюджетные отношения

100%в местный бюджет, кроме  зем. налога за земли городов и поселков 50%в ОБ  50% в МБ

100% в местные бюджеты




 

 

 

 

 

 

 

3 Вклад земельного налога  в формирование доходов местных  бюджетов. Основные направления  совершенствования российского  законодательства о земельном  налоге

3.1 Формирование доходов местных бюджетов

 

Уровень жизни населения, проживающего в пределах территории муниципального образования, во многом зависит от эффективности получения  органами местного самоуправления собственных  доходов. Вопросы формирования доходных статей местных бюджетов всегда носили практический характер, поскольку от их решения напрямую зависит уровень  расходов, которые муниципальное  образование может произвести без  ущерба для себя на удовлетворение нужд своих жителей.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный  налог является одним из двух видов  налогов, 100% поступлений от которого направляются в местный бюджет (вторым подобным налогом является налог  на имущество физических лиц).

Учитывая многообразие и  разнородность регионов России в  зависимости от природных, демографических, экономических и т.п. факторов, возможности  местных органов ряда регионов по получению собственных доходов  значительно отличаются. Сбалансированность пополнения местных бюджетов может  быть достигнута соответственно либо путем их «выравнивания» за счет средств, выделяемых из государственного бюджета, либо путем нахождения такого рода источника их пополнения, доходы от которого в меньшей мере колебались бы в зависимости от индивидуальных особенностей региона.

Критериям подобного рода стабильного источника местных  доходов в большей степени  отвечает земля. Помимо того что в  соответствии с Конституцией РФ земля  и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории, земля  в экономическом аспекте понимания  также является основным объектом недвижимости.

По справедливому утверждению  ряда ученых, эксплуатация природных  ресурсов приносит экономическую ренту  Налоговое право. Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева М.: Юрист, 2004. С. 310 - высокий доход, обусловленный объективными факторами, а не усилиями хозяйствующих субъектов, наиболее простая и понятная система, не требующая большого исполнительского аппарата, основана на налоге на землю и должна принадлежать обществу и таким образом стать надежным и устойчивым источником местного и республиканского бюджетов.

Говоря о земле как  объекте налогообложения с точки  зрения интересов муниципального образования, нельзя не учесть тот факт, что структура  земельного фонда каждого из подобных образований неоднородна. Структура  земельного фонда влияет на оценку налогового потенциала, так как земельный  налог, единый сельскохозяйственный налог, арендная плата за землю и порядок  их распределения различны в зависимости  от принадлежности земель организациям различных форм собственности и  физических лиц Матеюк В.И. О бюджетах муниципальных образований сельских и городских поселений // Финансы. 2004. N6. С. 13.. Со вступлением в силу положений Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в соответствии с которыми количество муниципальных образований в РФ увеличится во много раз, проблема разнородности структуры земельного фонда обострится приблизительно во столько же раз. Связано это в первую очередь с тем, что в различных поселениях, округах, районах и т.п. муниципальных единицах преобладают земли, находящиеся либо в государственной, либо в частной собственности, земли, исключенные из объектов налогообложения земельным налогом, либо в отношении которых устанавливаются различные льготы (например, земли, изъятые из оборота, или участки земель, на которых находятся сооружения, предназначенные для общего пользования, такие, как автодороги). В то же время функции по содержанию подобных объектов с муниципальных образований никто не снимал. Возникает очевидный вопрос: где взять средства для содержания земельных участков, не приносящих доход муниципалитету? Очевидно, что, если территория муниципального образования состоит из подобного рода земель, собственных доходов оно будет лишено, следовательно, средствами на их содержание могут быть только дотации.

 Принятым 29 ноября 2004 г. Федеральным законом N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» Налоговый кодекс РФ был дополнен гл. 31 «Земельный налог». С 1 января 2006 г. утрачивает силу Закон РФ от 11 октября 1991 г. "О плате за землю", представительные органы местного самоуправления в срок до 30 ноября 2005 г. должны принять свои нормативные правовые акты, вводящие земельный налог на территории соответствующих муниципальных образований. Установление и введение в действие на территории того или иного муниципального земельного налога зависит от местных законодательных органов конкретного образования, соответственно им предоставлено право решать, использовать или нет возможность указанных налоговых поступлений в качестве дохода муниципальной казны.

Другие коренные изменения, заложенные в основу указанной главы  Налогового кодекса РФ, касающиеся определения налоговой базы земельного налога, вызвали ряд проблем при  их практической реализации. В соответствии с НК РФ налоговая база при исчислении земельного налога определяется теперь как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 НК РФ). Соответственно все регионы, на территории которых устанавливается земельный налог, обязаны произвести кадастровую оценку своих земель. Однако на практике собственники земель - физические лица отказываются проводить ее за свой счет. В целях необходимости проведения подобной оценки муниципальные образования вынуждены проводить ее за счет местных бюджетов с последующей компенсацией этих расходов или за счет дополнительных финансовых ресурсов из федерального бюджета, что несомненно представляет определенные трудности. В то же время, по данным на декабрь 2005 г., в подавляющем большинстве регионов, предполагающих ввести на своей территории земельный налог, в частности в Ростовской области, кадастровая оценка земель осуществлена в полном объеме.

Следующая проблема, возникающая  из нововведений закона, связана со ставкой налога, определение которой  предоставлено непосредственно  органам местного самоуправления, на федеральном уровне устанавливается  верхний предел ставки. Анализ проекта  бюджета некоторых регионов (в  частности, Томской области) показал, что в доходную часть бюджета закладываются предполагаемые доходы от налога на землю, исходя из верхнего предела ставки, установленной федеральным законодателем, вместе с тем муниципальные органы предполагают исчислять налог, исходя из более низких ставок. Подобная несогласованность решений указанных органов, безусловно, не способствует совершенствованию межбюджетного процесса в рамках региона.

Информация о работе Земельный налог: порядок исчисления и роль в формировании доходов местных бюджетов