Технологии социальной работы с ветеранами труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Проблемами старения общества занимается геронтология, рассматривающая старение с биологической, психологической и социальной точек зрения и представляющая собой, таким образом, междисциплинарную область исследований. На биологическом уровне рассматривается физиологическая сторона старости, на психологическом — мыслительные и психические аспекты старения, на социальном — старость в социальном контексте. Это измерение, в свою очередь, имеет три различных направления: индивидуальные переживания пожилых людей (здесь старость рассматривается в социальных рамках семьи, общества и культуры в целом); стремление определить место пожилых людей в обществе; изучение проблем старости и их разрешение на уровне социальной политики государства.

Содержание

Введение 3
1 Социальная работа с ветеранами труда: теоретический аспект 6
1.1 Социальный статус «ветеран труда» 6
1.2 Правовая база социальной работы с ветеранами труда 11
1.3 Этические аспекты социальной работы с ветеранами труда 12
2 Анализ опыта социальной работы с ветеранами труда 17
2.1 Направления, формы, методы социальной работы с ветеранами труда 17
2.2 Исследование технологий социальной работы с ветеранами труда
на примере Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре

22
Заключение 27
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курДа.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     1) меры социальной поддержки на оплату жилого помещения. Порядок и форма предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения определяется постановлением Правительства Хабаровского края.

     2) меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг. Порядок и форма предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на оплату коммунальных услуг определяется постановлением Правительства Хабаровского края.

     3) меры на компенсацию в размере 50 процентов расходов по оплате за пользование домашним телефоном (но не более 50 процентов тарифа на предоставление местных телефонных соединений при абонентской системе оплаты услуг местной телефонной связи за неограниченный объем местных телефонных соединений для населения) и радио. Порядок выплаты компенсации произведенных расходов по оплате за пользование домашним телефоном и радио определяется постановлением Губернатора Хабаровского края.

     4) меры на 50-процентную скидка на оплату за пользование коллективной телевизионной антенной независимо от вида жилищного фонда (кроме спутниковых телевизионных антенн). Получатели мер социальной поддержки обращаются в абонентные отделы соответствующих предприятий антенного хозяйства, и при предъявлении документов, подтверждающих право на них, им делается расчет оплаты за коллективную телевизионную антенну с учетом 50-процентной скидки. Для малоимущих граждан пожилого возраста, имеющих трудовой стаж 35 - 40 лет, и граждан старше 70 лет, имеющих трудовой стаж 35 - 40 лет, документом, подтверждающим право на данную меру социальной поддержки, является справка установленного образца, выдаваемая Центрами социальной поддержки.

     5) меры на оплату проезда на городском транспорте общего пользования, автомобильном транспорте пригородного внутримуниципального и межмуниципального сообщения, в том числе ветераны получают ежемесячную денежную выплату на проезд в размере 100 рублей. Она производится в Порядке, установленном постановлением Губернатора Хабаровского края.

     6) меры на предоставление бесплатного проезда на автомобильном транспорте междугородного сообщения по социальным нуждам. Он предоставляется лицам, направляемым в государственные или муниципальные лечебно-профилактические учреждения, на санаторно-курортное лечение, выезжающим для получения консультаций и решения вопросов в законодательных и исполнительных органах власти, правоохранительных органах, судах, Центрах социальной поддержки, для получения адвокатской помощи, в связи с болезнью и похоронами близких родственников (далее - социально значимые причины). Бесплатный проезд предоставляется при предъявлении в кассы предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров, справки установленного образца, выданной Центром социальной поддержки, паспорта и пенсионного удостоверения. Инвалидами, не имеющими пенсионного удостоверения, вместо пенсионного удостоверения предъявляется справка МСЭ об установлении группы инвалидности и паспорт.

     К медицинскому направлению относится  бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения, в частных клиниках и кабинетах по месту жительства. Порядок и условия бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов отдельным категориям граждан в Хабаровском крае определяются постановлением Губернатора Хабаровского края. Центры социальной поддержки ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, проводят сверку списков получателей меры социальной поддержки с лечебно-профилактическим учреждением, предоставляющим меры социальной поддержки по изготовлению и ремонту зубных протезов. По результатам сверки составляется двухсторонний акт сверки, являющийся основанием для возмещения расходов лечебно-профилактическому учреждению, предоставившему льготные услуги по изготовлению и ремонту зубных протезов. (Постановление Правительства Хабаровского края от 15.04.2010). [3]

     Ветеранам труда предоставляется реальная юридическая помощь, они могут обратиться за консультацией к юристам.

     Также предоставляется и психологическая  помощь. Функции специалиста в данном аспекте социальной работы заключаются в выявлении лиц пожилого возраста, находящихся в кризисной ситуации, причиной которой стали проблемы психологического порядка, а также в проведении специальных мероприятий, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию и реабилитацию тех пожилых людей, которые нуждаются в такого рода помощи. В идеале специалисты в тесном сотрудничестве с органами федеральной, региональной и муниципальной власти должны вести просветительскую деятельность, как в среде представителей старшего поколения, так и в среде близких к ней возрастных групп с целью профилактики всевозможных осложнений, связанных с психологической неподготовленностью отдельных личностей к социальной роли пожилого человека.

     В современном обществе пожилой человек сталкивается с рядом проблем: Во-первых, это проблемы экономического порядка. Пожилые люди в силу объективных причин в подавляющем большинстве являются нетрудоспособными, а потому возникает проблема их материального обеспечения. Во-вторых, это проблемы нравственных взаимоотношений как пожилого человека с обществом, так и общества с пожилыми людьми. В-третьих, это круг вопросов, связанных с решением проблем ослабленного здоровья пожилых людей. В-четвертых, немаловажным является решение проблемы досуга, культурно-нравственной востребованности пожилых людей, адаптации пожилого человека, к новой социальной роли.

     Минтруд России и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации активно постоянно работают над укреплением существующих и развитием инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: включая геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, дома (отделения) милосердия, учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры. [7]

     В Амурской области введена новая  форма социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - социально-консультативные пункты по работе с гражданами по месту жительства.

     В Приморском крае созданы бригады социальных работников по выращиванию огородной продукции. Центр социального обслуживания населения заключает соглашения с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, на выращивание на их земельных приусадебных участках огородной продукции. Часть собранного урожая выдается малообеспеченным гражданам в качестве материальной помощи, а часть реализовывается предприятиям общественного питания. Средства, вырученные от продажи, также направляются на оказание материальной помощи малообеспеченным пенсионерам.

     Все большую роль в поддержке одиноких пожилых граждан играют специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения, которые являются перспективной моделью структуры жизнеобеспечения пожилых людей в условиях нарастания численности пожилого населения (700, более 22 тысяч проживающих). В каждом четвертом специальном доме созданы социально-бытовые службы. Наибольшее число домов насчитывается в Москве, Свердловской, Вологодской, Новосибирской областях, Красноярском крае.

     Сегодня в Хабаровске насчитывается 140 тысяч  пенсионеров по возрасту, которые  получают более 18 видов льгот - по услугам ЖКХ, связи, общественного транспорта, лекарственному обеспечению и санаторно-курортному лечению. Многие из них получают также краевые и городские компенсационные выплаты и адресную материальную помощь. Правом на предоставление таких льгот в среднем ежемесячно пользуются более 86 тысяч пожилых хабаровчан.

     С начала текущего года на социальную поддержку  пожилых людей в городе из всех источников было израсходовано 934 миллиона рублей, в том числе из бюджета Хабаровска - 312,8 миллиона рублей.

     В Хабаровске также создана сеть учреждений, обеспечивающих различные формы социального обслуживания пожилых граждан - два краевых Дома-интерната для престарелых и инвалидов, четыре специальных дома для проживания ветеранов. Есть краевой Центр социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, пять муниципальных Центров по работе с населением, три Дома ветеранов, развернута сеть муниципальных магазинов «Ветеран», где предоставляются скидки.

     Сегодня в крае проживают 250 тысяч граждан преклонного возраста, среди них - 34 тысячи - ветераны войны, свыше 125 тысяч - ветераны труда. И все они, как никто другой, заслуживают особого уважения и внимания.

     Под особым контролем у краевого правительства  находится обеспечение жильем  участников Великой Отечественной войны. К 60-летию Победы сданы в эксплуатацию дома и квартиры для ветеранов труда в в  г. Хабаровске,  п. Переяславке,  г. Вяземском. Всего в крае построены и действуют 11 специальных домов для ветеранов с  набором социальных услуг, в которых проживают около 1 тысячи ветеранов войны и труда. Более 3 тысяч  пожилых граждан живут в стационарных учреждениях социального обслуживания и домах-интернатах, где им оказываются поддержка и помощь.

     В целом сложившаяся социальная политика в крае направлена на улучшение медицинского, бытового, транспортного обслуживания пожилых граждан, улучшение их жилищных условий, обеспечение социальных услуг и гарантий, создание условий для их общественной и творческой деятельности.

     16 стационарных учреждений социального обслуживания пожилых граждан в Хабаровском крае не могут вместить всех нуждающихся. Очередь в стационары социального обслуживания движется очень медленно, и порой людям приходится ждать места по несколько лет. В настоящее время 450 человек стоят на очереди.

     Также многие из подобных учреждений, особенно находящиеся в отдаленных от центра населенных пунктах, не приспособлены для проживания инвалидов. В результате этих и других (в том числе, технических) проблем, часто в таких учреждениях не соблюдаются нормы жилплощади, не хватает мебели и так далее. Стоимость суточного питания на человека в среднем составляет всего 74 рубля. Также, из-за низкой заработной платы и отсутствия социального пакета подобные учреждения укомплектованы персоналом всего на 67%. 

     2.2 Исследование технологий социальной работы с ветеранами труда

         на примере Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре 

     Центры  социальной поддержки имеют право  проверять достоверность указанных  в заявлении сведений о доходах  членов семьи или одиноко проживающего гражданина. При необходимости проведения дополнительной проверки Центром социальной поддержки представленных заявителем сведений о доходах семьи Центр социальной поддержки дает не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В этом случае окончательный ответ (о назначении либо об отказе) должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления. Решение о назначении (об отказе) принимается руководителем Центра социальной поддержки и направляется гражданину не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представленных им необходимых документов, если иное не установлено порядком предоставления мер социальной поддержки или оказания государственной социальной помощи. По желанию получателя денежные выплаты могут производиться через отделения Федеральной почтовой связи Хабаровского края, кредитные учреждения, в отдельных случаях через кассу Центра социальной поддержки. Расходы на оплату банковских услуг и услуг по доставке и пересылке денежных выплат осуществляются из тех же источников, из которых финансируются соответствующие выплаты. Денежные суммы, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления, невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязанностей, удерживаются с согласия гражданина по решению руководителя Центра социальной поддержки, осуществляющего назначение денежных выплат.  
          Для выявления потребностей ветеранов и соотнесения их ответов с тем, что они реально получают в Отделах социальной поддержки, были опрошены 20 ветеранов труда. Например, гражданин И. Дата рождения 12.10.1953. Категория – ветеран труда.

          Ему были положены и необходимы  выплаты:

     -  единовременная в размере 100 рублей  за проезд,

     - ежемесячная денежная компенсация за жилищно-коммунальные услуги 727 рублей на период 01.01.2010 – 31.01.2010.

     - произведён перерасчёт, в связи  с учётом членов семьи, выплата  за жилищно-коммунальные услуги составила 993 рубля на период с 01.01.2010 – 31.01.2010.

     У данного гражданина умирает супруга, он получает пособие в размере 4800 рублей.

Информация о работе Технологии социальной работы с ветеранами труда